Заболевания, вызываемые изменениями атмосферного давления

При освоении морских и земных глубин, высокогорных районов, космического пространства человек в процессе производственной деятельности подвергается воздействию перепадов атмосферного давления.

ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ

Нормальное атмосферное давление составляет 1013 гПа (760 мм рт. ст.). В обычных условиях человек не ощущает давление окру­жающей среды, так как оно соответствует давлению газов и жидкостей в организме. Повышенному воздействию давления га­зовой среды различного состава человек подвергается в произ­водственных условиях при водолазных спусках, в подводных до­мах, при подводном плавании, кессонных работах, при лечении и операциях в камерах под повышенным давлением.

Декомпрессионная (кессонная) болезнь может возникать после всех видов погружения, в процессе или после декомпрессии, а также через некоторый период после нее. Возникновение заболе­вания обусловлено тем, что при недостаточно медленной деком­прессии не происходит рассыщения жидких сред организма от инертных газов (азот, гелий и т. д.), которые были избыточно растворены в условиях повышенного давления, что приводит к об­разованию свободных газовых пузырьков в тканях и жидких сре­дах, к нарушению обменных процессов и аэроэмболии.

Декомпрессионную болезнь следует различать по степени тя­жести и по клиническим проявлениям. Необходимо учитывать, что даже единичные и невыраженные симптомы могут явиться началом последующего тяжелого заболевания. По тяжести тече­ния выделяют легкую, средней степени и тяжелую форму. При тя­желых формах клинические явления развиваются в период де­компрессии или в течение первых минут после окончания, а при более легких—первые симптомы обычно возникают позднее— через 2—4 ч и даже через 12—24 ч и более. Если при легкой форме наблюдаются кожный зуд, сыпь на коже, мышечные и су­ставные боли, общее недомогание, учащение пульса и дыхания, то тяжелая форма декомпрессионной болезни сопровождается резкими болями в суставах, мышцах и костях, чувством стеснения и боли в груди, параличами конечностей, нарушением кровообра­щения и дыхания, потерей сознания. Следует отметить, что непо­средственное поражение головного мозга встречается, благодаря его богатому кровоснабжению, значительно реже. В основном наступающие изменения центральной нервной системы связаны с нарушением функции кровообращения и дыхания.

Диагностика декомпрессионной болезни в начальном периоде основывается на субъективных ощущениях человека, находящего­ся или находившегося под повышенным давлением, а в дальней­шем по объективным проявлениям заболевания. Уже первые невыраженные признаки заболевания должны быть основани­ем для принятия срочных профилактических лечебных меро­приятий.

По основным клиническим признакам могут быть выделены че­тыре основные формы заболевания. Прежде всего поражения су­ставов, сопровождаемые в основном болями в суставах ног и рук, мышцах и костях, усталостью и вялостью. Эта форма про­текает остро и благоприятно при своевременном и правильном лечении. Однако эти проявления могут предшествовать более тя­желым нарушениям и поражениям.

Вестибулярные нарушения, которые развиваются остро, сопро­вождаются головокружением, тошнотой и рвотой, потерей слуха и равновесия, общей слабостью. Отмечаются невозможность на­хождения в вертикальном положении, бледность, нистагм и вы­раженные вегетативные нарушения.

Наиболее тяжелые проявления и течение имеют место при нев­рологических нарушениях и выраженных изменениях со стороны легких. При неврологической форме наряду с общими проявле­ниями наступает нарушение зрения, затруднение речи, потеря со­знания, развитие парезов, параличей и параплегии. При наруше­нии со стороны легких наблюдаются затрудненное и болезненное дыхание, выраженный цианоз, потеря сознания. Возможно раз­витие пневмоторакса.

Повторное перенесение легких форм декомпрессионных повреж­дений даже без выраженных клинических проявлений может по­степенно приводить к формированию хронических поражений. В различных органах возникают некротические очаги, инфаркты, абсцессы и другие нарушения. Соответственно имеют место боли в конечностях и крупных суставах, развиваются очаги асептиче­ских некрозов костей, выявляемые при рентгенологическом об­следовании. В таких случаях весь комплекс наступающих изме­нений со стороны костей и суставов, спинного мозга, сердечно-со­судистой системы возможно рассматривать как специфические последствия хронического воздействия повышенного давления.

Лечение. Основным методом лечения декомпрессионной болез­ни является проведение лечебной рекомпрессии, т.е. вновь повы­шение давления с целью ликвидации пересыщения тканей индиф­ферентным газом и газовыми пузырьками, которые определяют развитие патологического процесса. Для определения режима ре-компрессии необходимо знать глубину и режим погружения, со­став дыхательной смеси, длительность пребывания на глубине, фактический режим декомпрессии, обстоятельства и время прояв­ления первых симптомов, их клиническую характеристику. В пе­риод лечебной рекомпрессии должно быть обеспечено обязатель­ное наблюдение врача в целях наибольшей эффективности реком­прессии и для предупреждения возможных осложнений.

До начала лечебной рекомпрессии показана непрерывная инга­ляция кислорода. При выраженном болевом синдроме приме­няются анальгин, седалгин, амидопирин и другие ненаркотиче­ские анальгетики. При средних и тяжелых формах показано при­менение гепарина. Стимуляторы сердечно-сосудистой системы и дыхания применяются по показаниям.

Экспертиза трудоспособности. При решении вопросов экспер­тизы необходимо учитывать характер изменений и конкретные особенности труда. Перенесение легких форм декомпрессионной болезни и других острых поражений, не приведших в дальнейшем к значимым и стойким изменениям здоровья, не являются проти­вопоказанием к дальнейшей работе по профессии. Выраженные и стойкие изменения обычно приводят к утрате трудоспособности в профессии водолаза.

Декомпрессионная болезнь может приводить к стойким нару­шениям центральной нервной системы, заболеваниям типа син­дрома Меньера, хроническим заболеваниям костно-суставной си­стемы, а также сердца и сосудов, которые обычно определяют значительное снижение и даже потерю трудоспособности. Эти положения относятся и к другим последствиям острых пораже­ний, развивающихся у водолазов, акванавтов и всех специалистов, работающих под повышенным давлением. ВТЭК с учетом степе­ни выраженности и стойкости наступивших изменений, с учетом возможной реабилитации определяет степень снижения трудоспо­собности, необходимость перевода на инвалидность, дает рекомен­дации по переквалификации.

Особую сложность при постановке диагноза и этиологии забо­левания, экспертизе трудоспособности представляют отдаленные последствия декомпрессионной болезни и других поражений. Часто выявляемые в таких случаях заболевания сердечно-сосуди­стой и костно-суставной системы следует дифференцировать с об­щесоматическими и возрастными заболеваниями. Уточнению этио­логии заболевания способствует изучение профмаршрута, кон­кретных условий труда, наличие перенесенных в прошлом деком­прессионной болезни и других поражений.

Профилактика. Трудовая деятельность под повышенным давле­нием во всех условиях сложна, опасна, требует большого нервно-психического и физического напряжения. Это прежде всего отно­сится к водолазам. В связи с этим и с целью предупреждения неблагоприятных последствий, профилактики вышеперечисленных профессиональных заболеваний, труд водолазов и кессонщиков четко регламентирован.

Перед спуском на глубину до 45 м водолаз должен быть опрошен о самочувствии, а при спуске на большие глубины пройти медицинский осмотр.

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПОНИЖЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ

С каждым годом число лиц, живущих и работающих в усло­виях пониженного давления, возрастает. Это связано не только с бурным развитием авиации и космической техники, но и с народ­нохозяйственным освоением значительных высот (расширение строительных, горнорудных и других работ). Достаточно указать, что в настоящее время более 25 млн. людей живут и работают на высоте свыше 3000 м над уровнем моря. При этом к работе привлекаются люди, живущие в долинах и не адаптированные к высоте.

Необходимо учитывать, что при понижении барометрического давления как в естественных условиях, так в особенности и при ИГА снижение содержания кислорода не является единственным лимитирующим фактором. Так, например, в космических кораблях и самолетах при нарушении герметизации возможно резкое сни­жение барометрического давления, которое в зависимости от степени и длительности перепадов приводит к развитию различ­ных форм дисбаризма: повышению давления в полостях тела, со­держащих газ (различные проявления взрывной декомпрессии, метеоризм, аэроотиты, аэросинуситы), образованию в тканях пу­зырьков газа (высотная декомпрессионая болезнь), развитию в тканях явления парообразования (высотная тканевая эмфизема). Взрывная декомпрессия может иметь место только в космических и летных аппаратах при резком и значительном снижении давле­ния. Высотная декомпрессионная болезнь может развиваться в естественных условиях, но крайне редко. Клиника высотной де­компрессионной болезни характеризуется многообразием клини­ческих проявлений и сходна с описанной выше декомпрессионной болезнью. Отмечаются заболевания легкие и средней степени тяжести. Развитию заболевания способствуют физические на­грузки.

Единственным эффективным методом лечения высотной деком­прессионной болезни является рекомпрессия. Эффективность ее определяется в значительной степени временем от начала первых клинических проявлений и проведением рекомпрессии. Симптома­тические методы лечения имеют вспомогательное значение.

При подъеме на высоту развивается сложный патологический процесс, названный горной или высотной болезнью. Его формирование обусловлено в основ­ном недостатком кислорода. По эффекту действия можно вы­делить ряд диапазонов для лиц, не адаптированных к гипоксии. До 0,5 км над уровнем моря индифферентная зона, далее почти до 2 км—зона сниженной адаптации к мышечной нагрузке. В зоне от 2 до 5 км наступает развитие горной болезни: до 2,5 км наблюдается нарушение темновой адаптации и проявление приспособительных реакций, при достижении 4—5 км возможно раз­витие острой формы заболевания. На высоте 5—7 км—снижение и потеря интеллектуальной и физической работоспособности. Свыше 7 км резерв времени возможности действовать и до по­тери сознания измеряется минутами, а свыше 11—12 км—се­кундами. Эти сводные данные [Малкин В. Б., 1975] позволяют представить возможные последствия при подъеме на различные высоты.

Безусловно ведущее значение в возникновении горной болезни имеет недостаточность кислорода, обусловливающая снижение насыщения крови и тканей организма кислородом. Однако сте­пень выраженности и тяжесть проявления изменений зависят от многих внутренних и внешних причин. Так, на высокогорье имеют место высокий уровень солнечной радиации, ионизация воздуха, резкие колебания температуры и влажности воздуха, а также определенные особенности питания. Именно этим обусловлены особенности клинических проявлений и течения горной болезни в разных районах страны, что также должно учитываться при ее диагностике.

Имеет значение состояние организма, прежде всего сердечно­сосудистой системы, обеспечивающей приспособительную реакцию на первом этапе. Отмечаются индивидуальные особенности при­способлений людей к гипоксии, а также возрастные особенности. В раннем детстве и преклонном возрасте чаще наблюдается сон­ливость, а в юношеском — эйфория. Повышенная физическая на­грузка, переутомление и эмоциональное напряжение, переохлаж­дение предрасполагают к развитию горной болезни и ее проявле­ний. Болезни сердечно-сосудистой системы и легких способствуют более быстрому и выраженному развитию поражения.

Первыми признаками возникающих нарушений являются изме­нения центральной нервной системы: наступают общая слабосгь и сонливость, изменение зрительной функции, расстройство коор­динации движений, понижение памяти и внимания, головокруже­ние. Может появиться тошнота и рвота. Наблюдаются носовые кровотечения. Все эти проявления сопровождаются учащением и углублением дыхания, учащением сердечных сокращений и уси­лением сердечной деятельности, что является проявлением приспособительной реакции к недостаточному содержанию кислорода во вдыхаемом воздухе.

Наиболее выраженные проявления болезни наблюдаются при быстром пешем подъеме на большие высоты, при подъеме на ав­томашинах, на других видах транспорта, в частности по канатной дороге. Нередко при пассивном подъеме симптомы заболевания наиболее выражены на 2-й и даже на 3-й день. В дальнейшем проявления становятся менее выраженными и наступает посте­пенно адаптация к высоте, в первую очередь к недостаточности кислорода. Продолжительность периода адаптации определяется высотой и с ее возрастанием увеличивается время, необходимое для привыкания к новым условиям. Для полной адаптации тре­буется один—два месяца. Следует учитывать, что на высоте 3—4 км даже при полной адаптации выполнение тяжелых физиче­ских работ значительно труднее, чем при нормальном атмосфер­ном давлении.

Отбор лиц, работающих в различных условиях на высоте, про­водится в соответствии с их основной профессией, но должна учи­тываться переносимость гипоксии, для чего рекомендуется прове­дение пробы на переносимость снижения кислорода в воздухе.

Вопросы экспертизы трудоспособности решаются по тем же принципам, что и при декомпрессионной болезни.

Профилактика горной и высотной болезни определяется пра­вильным профессиональным отбором, постепенной тренировкой к кислородному голоданию, соблюдением установленных инструк­ций при подъеме на высоту. Целесообразно обильное употребле­ние подкисленной и витаминизированной жидкости. При подъеме на 8 км и выше проводится вдыхание кислорода. Единственный метод лечения горной болезни и ее проявлений — вдыхание кис-лорода или смеси его с воздухом. Следует указать, что проживаю­щие на высоте 1—3 км отличаются долголетием и высокой! устой­чивостью к различным неблагоприятным воздействиям. Все эти данные послужили основанием для использования тренировки к гипоксии как метода не только профилактики горной болезни, но и повышения общей неспецифической резистенции. Многочислен­ные экспериментальные исследования, а также клинические на­блюдения подтвердили правильность этого положения. Все это по­зволяет рекомендовать применение подобных тренировок для профилактики неблагоприятного воздействия некоторых производ­ственных факторов.

Наши рекомендации