Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области в области болезней уха, горла, носа
Фельдшер должен:
- знать систему организации лечебно-профилактической отоларингологической помощи населению;
- знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний ЛОР-органов;
- уметь определить остроту слуха;
- уметь определить тактику ведения пациента;
- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в оториноларингологии;
- уметь организовать и осуществить транспортирование пациента в лечебно-профилактическое учреждение.
Задача №1
Больной обратился в мед. пункт с жалобами на боль в ухе, высокую температуру, заложенность больного уха. Болен первые сутки. До этого перенес ОРВИ. Состояние удовлетворительное. Температура 38°С.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите дополнительные методы обследования для уточнения диагноза.
3. Составьте алгоритм необходимой помощи на доврачебном этапе с обоснованием каждой манипуляции.
4. Расскажите о возможных осложнениях при данном заболевании.
5. Продемонстрируйте акустический метод определения уровня слуха.
Эталоны ответов
1. Диагноз: острый средний отит.
Обоснование: жалобы больного, температурная реакция, анамнез (перенес ОРВИ).
2. Для уточнения диагноза необходима отоскопия, выявляющая состояние барабанной перепонки и определение слуховой функции.
3. Алгоритм необходимой помощи:
для уменьшения боли в ухе:
а) закапать в ухо теплые спиртовые капли (3% борный спирт, спирт фурацилиновый или новокаиновый). Доза 5-6 капель;
б) закапать в нос сосудосуживающие капли (2% эфедрин, нафтизин, санорин, галазолин и т.д.) в положении больного с запрокинутой головой, после чего повернуть голову на больную сторону, чтобы капли попали в устья слуховой (евстахиевой) трубы. Доза 5-10 капель;
в) положить местное тепло (грелка, компресс или соллюкс) на больное ухо, тепло показано в начальной стадии воспалительного процесса (болен первые сутки).
для снижения температуры:
анальгин 50% раствор 2,0 в/м
димедрол 1% раствор 1,0 в/м
4. Осложнение данного заболевания может быть: мастоидит, менингит или переход в хроническую форму со стойкой потерей слуха.
5. Акустический метод определения уровня слуха:
- больного просят закрыть пальцем здоровое ухо;
- фельдшер произносит цифровые звуки на расстоянии 6 м со стороны больного уха, которые больной должен повторить;
- при отсутствии правильного ответа расстояние исследования сокращается, процедура повторяется до тех пор, когда ответ будет правильным;
- по расстоянию воспринимаемой речи судят о степени потери слуха.
Задача №2
Больная жалуется на боль в горле, усиливающуюся при глотании, неприятный запах изо рта, общую слабость, повышение температуры. Боль на четвертый день.
Объективно: открывание рта затруднено, обильное слюнотечение.
В зеве асимметрия мягкого неба справа, правая небная миндалина отечна, ярко гиперемирована. Правая подчелюстная область резко болезненна. Перенесла ангину неделю назад.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Расскажите о возбудителях и причине болезни.
3. Укажите объем доврачебной медицинской помощи.
4. Назовите показание к хирургическому лечению.
5. Продемонстрируйте технику полоскания глотки.
Эталоны ответов
1. Диагноз: правосторонний паратонзилярный абсцесс.
Обоснование: характерные жалобы, интоксикация, перенесенная ангина, данные осмотра зева.
2. Заболевание вызывается стрептококками, стафилококками и др. микробами, часто является осложнением ангины.
3. Объем доврачебной помощи:
а) обезболивание и гипотермия (анальгин 50% - 2,0 в/м, димедрол 1% - 1,0 в/м);
б) седативные средства (седуксен 2,0 в/м);
в) транспортировка в районную больницу для вскрытия абсцесса.
4. Показанием к хирургическому лечению данного заболевания являются: изменения в глотке и сроки заболевания (абсцесс формируется на 3-5 день заболевания).
5. Техника полоскания глотки: теплый раствор антисептика (фурацилин, йодинол, отвар трав и т.д.) берется в рот и путем активной вибрации мышц глотки распыляется по ее стенкам.
Задача №3
В здравпункт обратился мужчина с жалобами на колющую боль в глотке, усиливающуюся при глотании. Вчера ел рыбу, подавился. Глотал корки хлеба, вызывал рвоту. Боль стала менее острой, но не исчезла. При осмотре глотки обнаружено инородное тело (рыбья кость) в паренхиме левой небной миндалины.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику фарингоскопии при подозрении на инородное тело глотки.
Эталоны ответов
1. Диагноз: инородное тело в глотке (рыбья кость).
Обоснование: внезапное появление боли при употреблении рыбы и объективный осмотр глотки.
2. Алгоритм удаления инородного тела из глотки:
а) прижать шпателем язык для обеспечения максимального обзора глотки;
б) захватить кончиком пинцета выступающий конец инородного тела;
в) тракцией по оси во избежание надлома кости удалить инородное тело из глотки.
3. Техника фарингоскопии при подозрении наличия инородного тела в глотке:
а) осмотреть глотку, фиксируя язык шпателем;
б) при отсутствии инородного тела в видимой зоне (зеве) надавить шпателем на переднюю небную дужку, вывихивая небную миндалину, и осмотреть заднюю поверхность миндалины, корень языка, нижние отделы глотки;
в) требования к освещению при фарингоскопии: дневной или искусственный свет должен быть спереди от пациента, сзади от исследуемого.
Задача №4
В мед. пункт обратилась молодая женщина, которой на прогулке в лесу что-то попало в ухо. Отмечает боль в ухе, жужжание, сильный шум. Прижатие козелка к слуховому проходу несколько облегчает состояние.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику удаления инородного тела из уха.
Эталоны ответов
1. Диагноз: инородное тело наружного слухового прохода (живое?).
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) закапать в ухо спирт 10-15 капель с целью обездвиженья живого инородного тела (можно масло в той же дозе);
б) удалить инородное тело путем промывания уха теплым раствором фурацилина с помощью шприца Жанне.
3. Техника промывания уха:
а) набрать в шприц Жанне 100-150 мл теплого раствора фурацилина;
б) оттянуть ушную раковину кверху кзади и толчкообразно направить струю в верхне-задний угол наружного слухового прохода;
в) промывание повторять неоднократно до удаления инородного тела.
Задача №5
В мед. пункт доставили женщину, 40 лет, с носовым кровотечением, страдающую гипертонической болезнью II степени. Кровь течет струей из одной половины носа. Состояние больной средней тяжести из-за сильной головной боли. Носовое кровотечение началось 30 мин. назад.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки .
2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику передней тампонады носа.
Эталоны ответов
1. Струйное носовое кровотечение на фоне гипертонической болезни.
2. Для остановки носового кровотечения необходимо:
а) придать пациенту возвышенное положение, склонив при этом голову к груди;
б) прижать крыло носа к носовой перегородке;
в) ввести в преддверие носа шарик (ватный или марлевый, смоченный 3% перекисью водорода, вазелиновым маслом, синтомициновой эмульсией);
г) положить холод на переносье и затылок;
д) измерить АД и принять меры по его нормализации;
е) ввести гемостатические средства: 1% раствор викасола 2,0 мл в/м, 10% раствор хлорида кальция 10,0 в/в, 12,5% дицинона 4,0 мл в/м или в/в (на физрастворе);
ж) при неэффективности принятых мер произвести переднюю тампонаду носа.
3. Техника передней тампонады носа:
а) бинт в виде турунды длиной 50-70 см пропитать вазелиновым маслом, синтомициновой эмульсией или другими гемостатиками, отжать его между браншами пинцета;
б) ввести в кровоточащую половину носа отжатый тампон, петлеобразно наполняя всю полость носа от преддверия до хоан;
в) тампонировать можно и короткими влажными турундами, длинной 15-20 см, вкладывая их в первоначальную “петлю”, которая должна располагаться в задних отделах носа;
г) эффективность передней тампонады носа проверяется осмотром задней стенки глотки, после чего на нос накладывается пращевидная повязка.
Передний тампон в носу находится в течение 1 суток, при отсутствии кровотечения за этот период тампон необходимо удалить, предварительно размочив его.
Задача №6
Больному произведена операция по поводу рубцового сужения гортани.
Введена трахеостомическая трубка для постоянного ношения. Через 10 дней после операции больной выписан домой. Во время транспортировки у больного ухудшилось дыхание.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте этапы ухода за трахеостомической трубкой.
Эталоны ответов
1. Начинающийся стеноз гортани, обусловленный обтурацией трахеостомической трубки.
2. Алгоритм оказания помощи:
а) проверить плотность прилегания к шее площадки основной трахеостомической трубки;
б) удалить из трахеостомической канюли внутреннюю трубку путем поворота ключа крепления;
в) промыть проточной водой и механически очистить (проволокой с ватой) внутреннюю поверхность удаленной трубки;
г) продезинфицировать трубку кипячением или обработать спиртом;
д) смазать наружную поверхность трубки стерильным вазелиновым маслом;
е) ввести трубку в просвет основной трахеотомической канюли и закрепить поворотом ключа.
3. Продемонстрировать все вышеперечисленные манипуляции.