Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время
Задание | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия |
Выявление свойств нервных центров (иррадиация возбуждения) | Лягушка (виртуальная физиология) | Спинальную лягушку подвергают воздействию электрическим стимулом возрастающей силы, наблюдая за увеличением количества мышц, участвующих в ответной реакции | В выводе отметить, какая структура нейронных сетей обеспечивает возможность иррадиации возбуждения и при каких условиях эта возможность реализуется. |
Демонстрация центрального торможения | Лягушка (виртуальная физиология) | Лапку таламической лягушки подвергают воздействию электрическим стимулом до и после нанесения на зрительные бугры кристаллов соли, наблюдая за наличием и отсутствием ответной реакции | В выводе указать возможный механизм торможения спинальных рефлексов при раздражении таламуса |
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время
Тестовый контроль:
Вариант 1
1. В основе рефлекторного последействия лежит: 1) пространственная суммация импульсов; 2) циркуляция импульсов в нейронной ловушке; 3) трансформация импульсов; 4) последовательная суммация импульсов.
2. Возбуждение в нервном центре распространяется: 1) от эфферентного нейрона через промежуточные к афферентному; 2) от афферентного нейрона через промежуточные к эфферентному; 3) от промежуточных нейронов через эфферентный нейрон к афферентному; 4) от промежуточных нейронов через афферентный нейрон к эфферентному.
3. Один нейрон может получать импульсы нескольких афферентных нейронов благодаря:1) конвергенции; 2) дивергенции; 3) афферентному синтезу; 4) пространственной суммации.
4. Нервные центры не обладают свойством: 1) способности к трансформации ритма; 2) двустороннего проведения возбуждений; 3) высокой чувствительности к химическим раздражителям; 4) пластичности; 5) способности к суммации возбуждений.
5. Какой тип нейронных сетей обеспечивает иррадиацию возбуждения? 1) линейный; 2) кольцевой; 3) конвергентный; 4) дивергентный.
6. Какое свойство нервного центра лежит в основе конвергенции возбуждения?1) последовательная суммация; 2) пространственная суммация; 3) трансформация ритма; 4) рефлекторное последействие.
7. При каких условиях возможна иррадиация возбуждения? 1) действие слабых раздражителей; 2) действие сильных раздражителей; 3) действие сверхсильных раздражителей; 4) повышенная возбудимость нервных центров; 5) пониженная возбудимость нервных центров; 6) активация тормозных синапсов; 7) выключение тормозных синапсов.
8. Какой тип строения нейронных сетей обеспечивает длительное последействие (пролонгированное возбуждение)? 1) дивергентный; 2) конвергентный; 3) кольцевой; 4) линейный.
9. Какое свойство нервного центра лежит в основе посттетанической потенциации возбуждения?1) трансформация ритма; 2) пространственная суммация; 3) последовательная (временная) суммация; 4) иррадиация возбуждения.
10. Чем обусловлены свойства нервных центров? 1) свойствами нервных клеток; 2) свойствами глиальных клеток; 3) свойствами синапсов; 4) свойствами нервных волокон; 5) структурой нейронных сетей; 6) структурой нейронов.
Вариант 2
1. При развитии пессимального торможения мембрана нейрона находится в состоянии:1) гиперполяризации; 2) устойчивой длительной деполяризации; 3) статической поляризации.
2. Явление, при котором возбуждение одной мышцы сопровождается торможением центра мышцы-антагониста, называется: 1) утомлением; 2) облегчением; 3) реципрокным торможением; 4) отрицательной индукцией; 5) окклюзией.
3. К специфическим тормозным нейронам относятся: 1) клетки Пуркинье и Реншоу; 2) нейроны продолговатого мозга; 3) пирамидные клетки коры больших полушарий; 4) нейроны среднего мозга.
4. Возникновение ТПСП определяют ионы: 1) натрия и хлора; 2) калия и хлора; 3) натрия.
5. Пресинаптическое торможение развивается в синапсах:1) аксо-дендритных; 2) аксо-аксональных; 3) сомато-соматических; 4) аксо-соматических.
6. Какие изменения на постсинаптической мембране приводят к формированию ТПСП?1) деполяризация; 2) гиперполяризация; 3) стойкая деполяризация.
7. Перечислите свойства доминантного очага возбуждения:
1) повышенная возбудимость; 2) низкая возбудимость; 3) способность к суммации; 4) инерция возбуждении; 5) стойкость возбуждения; 6) низкий критический уровень деполяризации; 7) притягивает возбуждение от других нервных центров.
8. Какой принцип прежде всего обеспечивает согласованную деятельность нервных центров, регулирующих антагонистические функции? 1) принцип доминанты; 2) принцип общего конечного пути; 3) принцип реципрокности; 4) принцип обратной связи.
9. Какой тип торможения относится к первичному торможению? 1) пресинаптическое; 2) постсинаптическое; 3) пессимальное; 4) следовая гиперполяризация нейрона после ПД.
10.Какое явление лежит в основе принципа общего конечного пути:1) дивергенция; 2) конвергенция; 3) нейронная ловушка; 4) посттетаническая потенциация; 5) пространственная суммация; 6) обратная связь.
Ситуационные задачи:
1. При раздражении одного аксона возбуждаются 3 нейрона, при раздражении другого- 5 нейронов, при совместном их раздражении- 12 нейронов. На скольких нейронах конвергируют эти аксоны и как называется это явление?
2. Требуется создать препарат, который избирательно подавлял бы реакцию нейрона на некоторые афферентные сигналы. Этот препарат должен усиливать пресинаптическое или постсинаптическое торможение. Какое действие вы предпочли бы?
3. Выдающийся отечественный физиолог А.А.Ухтомский, будучи студентом, помогал в лекционной демонстрации Н.Е.Введенскому. Целью опыта являлось: вызвать сокращение мышц конечности при электрическом раздражении двигательной зоны головного мозга. Опыт не удался. Вместо двигательной реакции произошел акт дефекации. Объясните это явление, послужившее основой к раскрытию важнейшего принципа деятельности мозга.
4.В ответ на одиночный раздражающий стимул мышца отвечает одиночным сокращением. Но если нанести такое же раздражение на афферентный нерв, то возникающее рефлекторное сокращение мышцы оказывается тетаническим. Почему?
5.Ребенок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но помогает себе головой, ногами и даже языком. Объясните механизм этого явления.
6.Если днем пристально смотреть на окно, а затем закрыть глаза, то на протяжении некоторого времени всё ещё видишь переплёт рамы. Каким свойством нервных центров объясняется это явление и каков его механизм?
7.Если спинальную лягушку сильно ущипнуть за лапку, то мышцы сокращаются, и лапка остается поджатой некоторое время после прекращения раздражения. Будет ли наблюдаться такой эффект, если разрушить спинной мозг и нанести электрическое раздражение на седалищный нерв?
Учебно-материальное обеспечение:
Основная литература:
1.Нормальная физиология: Учебник / Под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова. – М.: МЕДпреес-информ, 2009. – 916 с., стр.30-48;
2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: Учебник. В 2-х томах. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: РУДН, 2007. – 364 с.
3. Нормальная физиология в трех томах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.Н. Яковлева. – М., «Медицина», 2006.
4. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –480 с
Дополнительная литература:
1. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н., Правдивцев В.А. – 5 изд-е, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 308 с.
2. Нормальная физиология : учебник / К.В. Судаков и др. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2012
3. Физиология человека: Атлас динамических схем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселев. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009 – 416 с.
4.Атлас по нормальной физиологии под ред. Агаджаняна Н.А. – М.: ООО “Медицинское информационное агентство”, 2007. – 496 с.
5.Камкин А.Г. Атлас по физиологии: в 2 т.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010
Материальное обеспечение:
Наглядные пособия: учебные таблицы,
Технические средства: TV, DVD-плейер; ПК. Обучающая программа «Виртуальная физиология»