Методом сигмальных отклонений

Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития предусматривает сравнение каждого индивидуального показателя со средневзвешенной арифметической величиной для этого признака при определенном возрасте, который разрешает определить ее фактическое отклонение от нормативных значений.

Дальше путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратичного отклонения находят сигмалоное отклонение (s), что и предоставляет информацию о том, на какую величину сигм в большую или меньшую сторону отличаются данные исследуемого ребенка от средних показателей, присущий определенному возрастно-половому периоду.

Отклонение в пределах от –1s до +1s считают средним развитием исследуемого признака, от –1,1s до –2 s – развитием ниже среднего, от –2,1s и ниже – низким, от +1,1s до +2s – выше среднего, от +2,1s и выше – высоким.

Для построения профиля физического развития на одинаковом расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии, количество которых определяется числом признаков, подлежащих оценке, и на каждой из них откладывают значение полученных отклонений, которые соединяют прямыми линиями (рис. 38.7).

-3s -2s -1s М +1s +2s +3s

Длина тела     Методом сигмальных отклонений - student2.ru      
Масса тела     Методом сигмальных отклонений - student2.ru      
Окружность грудной клетки            

Рис. 38.7. Профиль физического развития.

Метод сигмальных отклонений позволяет определить степень развития каждого отдельного признака физического развития и его пропорциональность, сведения о которой предоставляет именно профиль. Если величины отклонений укладываются в одну сигму – развитие считается гармоничным, если не укладываются – дисгармоничным.

Вывод о физическом развитии ребенка при использовании метода сигмальных отклонений может иметь такой вид: “Физическое развитие Петренко И., 11 лет, по длине тела среднее (выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое), по массе тела среднее (выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое), окружности грудной клетки среднее (выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое), гармоничное (дисгармоничное )”.

Например, необходимо дать оценку физического развития мальчика Иваненко П. в возрасте 10 лет, длина тела которого составляет 129 см, масса тела – 37 кг, окружность грудной клетки – 61 см.

В этом случае во время выполнения самостоятельной работы в протокольную тетрадь заносятся данные о школьнике (фамилия, возраст, пол, состояние здоровья), потом по образцу (табл. 2) в графу “Школьник” заносят данные относительно длины и массы тела и обвода грудной клетки исследуемого ученика.

Таблица 2

Наши рекомендации