Следует помнить, что граница между различными видами метафоры весьма условная, зыбкая и точно определить тип бывает сложно
МЕТАФОРА
В литературоведении традиционно под метафорой понимают выражение, применяемое в переносном значении и основанное на неком подобии, сходстве сопоставляемых предметов описания и их отношений. Например: "Ледяные руки", вместо "Холодные руки"; "Слишком много кухарок испортят варево", вместо "Не мешайте друг другу!" и т.п.
Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи. Метафора представляет собой перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства.
Примеры метафор: «золотые волосы», «солнечная улыбка», «похожа на роль кукловода в театре кукол» (он главный и никому не подчиняется, ни перед кем не несет ответственности), «похожа на растворение капли в океане (приспособление организма), «похоже на горошину среди горошин», «похоже на луч фонарика»(направленное сосредоточение активности) и т.д.
Метафоры Сергея Есенина: костёр рябины красной, берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба; или кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крыш у Бориса Пастернака
Метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов КАК БЫ, ВРОДЕ, ПОДОБНО, СЛОВНО и т.п.
Наиболее распространены метафоры, образованные по принципу ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, когда НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ предмет получает свойства ОДУШЕВЛЕННОГО, как бы приобретает лицо.
1). Обычно два компонента метафоры-олицетворения представляют собой подлежащее и сказуемое: «вьюга злилась», «ночевала тучка золотая», «играют волны».
«Злиться», то есть испытывать раздражение, может лишь человек, но «вьюга», метель, погружая мир в холод и мрак, тоже приносит "зло". «Ночевать», спокойно спать ночью, способны лишь живые существа, «тучка» же олицетворяет молодую женщину, нашедшую неожиданный приют. Морские «волны» в воображении поэта «играют», подобно детям.
ПРИМЕРЫ метафор такого типа мы часто находим в поэзии А.С.Пушкина:
Не вдруг восторги бросят нас…
Над ним летает смертный сон...
Промчались дни мои…
Жизни дух проснулся в нем...
Отечество тебя ласкало…
Пробуждается поэзия во мне…
Буря мглою небо кроет…
2). Многие метафоры-олицетворения построены по способу управления: «лиры пенье», «говор волн», «любимец моды», «счастья баловень» и др.
Музыкальный инструмент подобен человеческому голосу, и он тоже «поет», а плеск волн напоминает тихую беседу. «Любимец», «баловень» бывают не только у людей, но и у своенравной «моды» или у переменчивого «счастья».
ПРИМЕРЫ: «зимы угрозы», «бездны глас», «утеха грусти», «день уныния», «сын лени», «нити… веселья», «брат родной по музе, по судьбам», «жертва клеветы», «соборов восковые лики», «радости язык», «скорби груз», «надежду юных дней», «страницы злобы и порока», «святыни голос», «волею страстей».
Итак, большая часть метафор создается по принципу ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, которое может считаться ОСОБЫМ ВИДОМ ТРОПА.
Но существуют метафоры, образованные иначе. Критерий различия здесь - принцип одушевленности и неодушевленности. Неодушевленный предмет НЕ получает свойств одушевленного.
1). Подлежащее и сказуемое: «кипит желанье», «глаза горят», «сердце пусто».
Желание в человеке может проявляться в сильной степени, бурлить и «кипеть». Глаза, выдавая волнение, сияют и «горят». Сердце, душа, не согретые чувством, могут стать «пустыми».
ПРИМЕРЫ: «я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем», «не вдруг увянет наша младость», «полдень… пылал», «луна плывет», «текут беседы», «рассказы расстилались», «любовь… угасла», «я тень зову», «жизнь упала».
2). Словосочетания, построенные по способу управления, тоже могут, являясь метафорами, НЕ являться олицетворением: «кинжал измены», «гробница славы», «цепью облаков» и др.
Холодное оружие - «кинжал» - убивает человека, но «измена» подобна кинжалу и тоже может уничтожить, сломать жизнь. «Гробница» - это склеп, могила, но похоронены могут быть не только люди, но и слава, любовь мирская. «Цепь» состоит из металлических звеньев, но «облака», причудливо переплетаясь, образуют в небе подобие цепи.
ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ: «лести ожерелья», «сумерки свободы», «лес… голосов», «тучи стрел», «шум стихотворчества», «колокол братства», «стихов накал», «огонь… черных глаз», «соль торжественных обид», «науку расставанья», «пламя крови южной».
Многие метафоры такого рода образованы по принципу ОВЕЩЕСТВЛЕНИЯ, когда определяемое слово получает свойства какого-либо вещества, материала: «окна хрусталь», «золото волос».
В солнечный день окно кажется сверкающим, как «хрусталь», а волосы приобретают цвет «золота». Здесь особенно заметно скрытое сравнение, заложенное в метафоре.
ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ: «в черном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты», «стихов… виноградное мясо», «хрусталь высоких нот», «стихов гремучим жемчугом».
Существует несколько видов метафоры: стертая, развернутая, реализованная.
СТЕРТАЯ - общепринятая метафора, переносный смысл которой уже не ощущается: ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов и т.п.
На метафоре может строиться целое произведение или большой отрывок из него. Такая метафора называется «РАЗВЕРНУТОЙ», в ней образ" развертывается", то есть раскрывается подробно.
Так, стихотворение А.С.Пушкина "Пророк" - пример развернутой метафоры. Превращение лирического героя в глашатая воли Господа - поэта-пророка, утоление его "духовной жажды", то есть желания познать смысл бытия и найти свое призвание, изображается поэтом постепенно: «шестикрылый серафим», посланец Бога, преобразил героя своей «десницею» - правой рукой, которая являлась аллегорией силы и мощи. Божьей властью лирический герой получил иное зрение, иной слух, иные мыслительные и духовные способности. Он смог «внять», то есть постичь, возвышенные, небесные ценности и земное, вещественное бытие, ощутить красоту мира и его страдания. Этот прекрасный и мучительный процесс Пушкин изображает, "нанизывая" одну метафору на другую: глаза героя обретают орлиную зоркость, уши наполняет "шум и звон" жизни, язык перестает быть "празднословным и лукавым", передавая полученную в дар мудрость, "сердце трепетное" превращается в "угль, пылающий огнем". Цепочка метафор скрепляется общей идеей произведения: поэт, каким хотел видеть его Пушкин, должен быть провозвестником будущего и разоблачителем человеческих пороков, своим словом воодушевлять людей, побуждать к добру и правде.
Примеры развернутой метафоры часто встречаются в поэзии и прозе (курсивом отмечена основная часть метафоры, подчеркнуто ее "развертывание"):
… простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары…
А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами…
Лермонтов "Чаша жизни"
… мальчик, схваченный любовью
К девушке, окутанной шелками…
Н.Гумилев "Орел Синдбада"
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
С.Есенин "Отговорила роща золотая…"
Грустя, и плача, и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую вязь,
Своих не зная берегов.
А.Блок "Грустя, и плача, и смеясь..."
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…
О.Мандельштам "Сохрани мою речь навсегда…"
… бурлила, королей смывая,
Улица июльская кривая…
О.Мандельштам "Я молю, как жалости
и милости…"
Речь идет о 14 июля 1789 года - начале Французской буржуазной революции, во время которой была казнена королевская семья и фактически закончила существование королевская династии Бурбонов.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
М.Горький "Песня о Буревестнике"
Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.
М.Горький "Челкаш"
РЕАЛИЗОВАННАЯ - метафора, которая вновь обретает прямое значение. Результат этого процесса на бытовом уровне часто бывает комическим:
Я вышел из себя и вошел в автобус
Экзамен не состоится: все билеты проданы
Если ты ушел в себя, не возвращайся с пустыми руками и т.п.
Простодушный шутник-могильщик в трагедии В.Шекспира "Гамлет" на вопрос главного героя о том, "на какой почве" "потерял рассудок" молодой принц, отвечает: "На нашей датской". Он понимает слово "почва" буквально - верхний слой земли, территория, в то время как Гамлет имеет в виду переносный смысл - по какой причине, вследствие чего.
"Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!" - жалуется царь в трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". Корона российских царей со времени Владимира Мономаха имела форму шапки. Она была украшена драгоценными камнями, поэтому была "тяжелой" в буквальном смысле слова. В переносном - "шапка Мономаха" олицетворяла "тяжесть", ответственность царской власти, тяжкие обязанности самодержца.
В пушкинском стихотворном цикле «Подражания Корану» находим описание вселенной (V), данное в свете представлений мусульманина VII века:
Земля недвижна – неба своды,
Творец, поддержаны Тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас с тобой.
Метафоре, содержащейся в первых двух строках, придан буквальный смысл в третьей и четвертой.
В романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" важную роль играет образ Музы, которая с античных времен олицетворяла источник поэтического вдохновения. Выражение "поэта посетила муза" имеет переносный смысл. Но Муза - подруга и вдохновительница поэта - появляется в романе в образе живой женщины, молодой, красивой, веселой. В "студенческой келье" именно Муза "открыла пир младых затей" - шалостей и серьезных споров о жизни. Именно она "воспела" всё то, к чему стремился юный поэт, - земные страсти и желания: дружбу, веселое застолье, бездумную радость - "детские веселья". Муза, "как вакханочка резвилась", а поэт гордился своей "подругой ветреной".
Во время южной ссылки Муза предстала романтической героиней - жертвой своих пагубных страстей, решительной, способной к безрассудному бунту. Ее образ помогал поэту создать в стихах атмосферу загадочности и таинственности:
Как часто ласковая Муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа!..
В переломный момент творческих исканий автора именно она
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах…
На протяжении всего произведения "ласковая Муза" была верной "подругой" поэта.
Реализация метафоры часто встречается в поэзии В.Маяковского. Так, в поэме "Облако в штанах" он реализует ходовое выражение "нервы разгулялись" или "нервы шалят":
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот, -
сначала прошелся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
четкий.
Теперь и он, и новые два
мечутся отчаянной чечеткой…
Нервы -
большие,
маленькие,
многие, -
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги!
Следует помнить, что граница между различными видами метафоры весьма условная, зыбкая и точно определить тип бывает сложно