Тема: Нервно-гуморальная регуляция работы сердца и сосудистого тонуса. Особенности у детей
Цель обучения:1. Разобрать особенности регуляции сердечной деятельности и сосудистого тонуса.
2. Изучить возрастные особенности регуляции сердечно- сосудистой системы у детей.
Задачи обучения:
1.Научить студентов понимать, что надежность работы сердечно- сосудистой системы обеспечивается многоуровневой регуляцией.
2.Научить студентов понимать физиологические процессы, лежащие в основе регуляции сердечно- сосудистой системы. Особенности у детей.
3. Научить студентов понимать сущность работ по изучению регуляции функций сердца и сосудов (особенности у детей).
Форма обучения:консультация по теме
Задания по теме:Самостоятельно подготовиться и разобрать следующие вопросы темы:
1.Уровни регуляция сердечной деятельности.
2.Внутриклеточная, внутрисердечная и внесердечная регуляция.
3. Влияние блуждающего нерва на деятельность сердца.
4. Влияние симпатического нерва на деятельность сердца.
5. Тонус центров, регулирующих деятельность сердца.
6.Рефлекторная регуляция сердечной деятельности. Сосудисто-рефлексогенные зоны.
7. Рефлекс Данини-Ашнера.
8.Рефлекс Гольца.
9.Гуморальная регуляция сердечной деятельности. Опыт Штраубе.
10.Чем обусловлен тонус сосудов?
11.Сосудосуживающие и сосудорасширяющие нервы.
12.Где находится сосудодвигательный центр?
13.Рефлекторная регуляция тонуса сосудов.
14.Гуморальная регуляция тонуса сосудов.
Выполнить практические работы:
Работа №1 Исследование пульса пальпаторным методом и пульсотахометром.
Работа №2 Определение АД у человека по Короткову в покое и при физической нагрузке.
Раздаточный материал:тонометр, фонендоскоп, демонстрационный материал.
1.Рефлекс Данини-Ашнера.
2.Рефлекс Гольца.
3. Влияние раздражения блуждающего нерва на работу сердца.
4. Опыт Штраубе: влияние гормонов, электролитов и медиаторов на деятельность изолированного сердца лягушки.
Методы обучения и преподавания:
Обсуждение, выполнение практических работ и оформление протоколов.
Работы:
Литература:
Основная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с.
4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. – М., 2002.
5. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
6. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.
7. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. –
8. Физиология сердца: Учебное пособие / Под ред. Акад. РАМН Б.И.Ткаченко. – СПб: «Специальная литература», 1998. - 128 с.
9. Частная физиология (Метод.указания для студентов) под. ред. Соколова А.Д. Алматы 2007г.
Дополнительная:
1.Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. М. 1965г.
2.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.1985г.
3.Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена,1990г.
4. Колесинская Р.Д, Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Алматы. 2007г.
Контрольные вопросы по теме:
1. Уровни регуляция сердечной деятельности.
2. Влияние блуждающего нерва на деятельность сердца.
3. Влияние симпатического нерва на деятельность сердца.
4.Рефлекторная регуляция сердечной деятельности. Сосудисто-рефлексогенные зоны.
5. Рефлекс Данини-Ашнера.
6.Рефлекс Гольца.
7.Гуморальная регуляция сердечной деятельности. Опыт Штраубе.
8.Сосудосуживающие и сосудорасширяющие нервы.
9.Где находится сосудодвигательный центр?
10.Рефлекторная регуляция тонуса сосудов.
11.Гуморальная регуляция тонуса сосудов.
12.Возрастные особенности у детей.