Назовите обозначенные на рисунке компоненты плазматической мембраны
ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ
ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОНЫХ
Рабочая тетрадь
Рекомендовано
научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению
Экология и природопользование
Ярославль 2016
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2016 года.
Рецензент
кафедра физиологии человека и животных
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составители:
Н.Н. Тятенкова, Е.П. Станкова
Основы физиологии человека и животных: рабочая тетрадь / сост. Н.Н. Тятенкова, Е.П. Станкова; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2016. – ___ с.
Рабочая тетрадь содержит задания для самостоятельной работы по изучению основ физиологии человека и животных.
Предназначена для студентов, обучающихся на направлению 05.03.06 Экология и природопользование (дисциплина «Основы физиологии человека и животных), очной формы обучения.
Тема: «Основы клеточной физиологии»
Цель занятия:сформировать представления об основных механизмах взаимодействия клетки с окружающей средой.
В результате освоения темы студенты должны
Знать:
· основные термины и понятия (клетка, плазматическая мембрана, диффузия, осмос, ионные насосы, мембранный потенциал);
· современные представления о молекулярной организации биологических мембран, их основные функции;
· физические основы проницаемости мембран, механизмы диффузии и осмоса;
· виды обмена веществами между клеткой и окружающей средой;
· условия и механизм возникновения мембранного потенциала; уравнение Нернста.
Уметь:
· использовать различные раздражители для воздействия на нервно-мышечный препарат.
Владеть:
· навыками работы с лабораторными животными;
· методикой приготовления нервно-мышечного препарата.
Вопросы для самоподготовки
1. Состав, свойства и функции клеточных мембран.
2. Строение, функции и механизм функционирования ионных каналов.
3. Физические основы проницаемости мембран (диффузия, осмос, фильтрация).
4. Пассивный перенос веществ через мембрану.
5. Активный транспорт ионов через мембрану.
6. Электрические явления в тканях. Виды биопотенциалов.
7. Природа и механизм поддержания потенциала покоя.
8. Классификация раздражителей.
Задания для самостоятельной работы
Заполните пропуски в словаре терминов
Словарь терминов
____________ – это основная структурно-функциональная единица всех живых организмов, обеспечивающая основные свойства живого организма.
____________________________ – это барьер, отделяющий цитоплазму клетки от наружной среды. Толщина составляет ___ нм.
____________ – движение жидкости сквозь пористый слой плазматической мембраны, эндотелий сосудистой стенки и т.п. под действием гидростатического давления.
____________ – направленное движение молекул воды через полупроницаемую мембрану из области низкой концентрации растворенного вещества в область более высокой его концентрации.
_____________________________ – молекулярные структуры, встроенные в биологические мембраны и осуществляющие перенос ионов в сторону более высокого электрохимического потенциала.
___________________________ – разность потенциалов между наружной и внутренней поверхностями мембраны в условиях покоя.
Назовите обозначенные на рисунке компоненты плазматической мембраны
1а ____________________________________
1б ____________________________________
1в ____________________________________
2 ____________________________________
3 ____________________________________
4 ____________________________________
5 ____________________________________
Заполните таблицы
3.1. Укажите концентрацию ионов:
Среда | Ионы, ммоль/л | ||||
Na+ | K+ | Ca2+ | Cl- | Анионы | |
Внеклеточная | |||||
Внутриклеточная |
3.2. Укажите виды транспорта веществ через мембрану и их особенности:
Движение ионов | Виды транспорта | ||||
Пассивный транспорт | Активный транспорт | ||||
с затратой энергии | |||||
без затраты энергии | |||||
через липидный слой | |||||
через каналы | |||||
с использованием белков-переносчиков | |||||
без использования белков-переносчиков | |||||
по градиенту концентрации | |||||
против градиента концентрации |