Содержательный модуль 6 . Система органов дыхания у детей
Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.
Тема практического занятия: Семиотика поражений и основных заболеваний органов дыхания у детей.
Место:учебная комната в пульмонологическом отделении.
Место проведения: детское пульмонологическое отделение
Профессиональная ориентация студентов:В последние годы отмечается рост дыхательной патологии детского возраста, особенно хронических и аллергических заболеваний.Дыхательная система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оценены результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражений дыхательной системы. Эти действия особенно важны для своевременного начала лечения.
Базовый уровень знаний и умений:
№ | Дисциплина | Знать |
1. 2. 3. 4. | Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология | Развитие дыхательной системы ребенка во внутриутробном периоде. Анатомическое строение дыхательной системы. Знание принципов дыхания новорожденного и детей разного возраста. Функционирование дыхательной системы. Гистологические особенности строения легочной ткани в разные возрастные периоды детства. Основные компенсаторные и адаптационные механизмы дыхательной системы. |
План проведения занятия:
№ | Элементы практического занятия | Время (минуты) |
1. | Проверка присутствующих. | 5 мин |
2. | Входной контроль и его анализ. . | 15 мин |
3. 4. 5. 7. 8. 9. | Теоретический опрос студентов. Распределение больных для курации. Самостоятельная работа студентов с больными детьми. Оформление протоколов осмотра больного с оценкой состояния дыхательной системы и обоснованием клинического синдрома. Разбор больных. Подпись протоколов. Исходный контроль знаний, решение клинических ситуационных заданий. Выводы и итоговая оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию. Итого: Разом | 10 мин 5 мин 20 мин 10 мин 5 мин 5 мин 80 мин |
Перечень теоретических вопросов:
1) Семиотика поражений органов дыхания:
а) цианоз;
б) виды кашля;
в) виды одышки;
2) Патологические синдромы:
а) бронхообструктивний
б) уплотнение легочной ткани
в) дыхательной недостаточности
3) Симптомокомплексы основных заболеваний органов дыхания:
а) врожденного стридору;
б) острого стенозующего ларинготрахеита;
в) бронхита;
г) пневмонии;
д) бронхиальной астмы;
е) плеврита
Методика проведения практического занятия:
1) После проверки присутствующих и объявления темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.
2) Анализ выполненных тестов и рассмотрение допущенных ошибок.
3) Преподаватель проводит теоретическое опрашивание студентов с обоснованием симптомокомплексов основных заболеваний органов дыхания.
4) Преподаватель распределяет больных для СРС, дает задание.
5) Студенты оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния дыхательной системы и патологического синдрома.
6) Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.
7) Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.
8) Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов.
Дает задачу для самостоятельной подготовки к следуещему занятию.
Формы и методы самоконтроля:
Тестовые задачи.
1. Битональный кашель характерен для:
A.увеличение внутригрудных лимфоузлов
B.коклюша
C.стенозирующего ларинготрахеита
D.пневмонии
E.бронхиальной астмы
2. Отличительной особенностью стенозирующего ларинготрахеита есть:
A.экспираторная одышка
B.инспираторная одышка
C.смешанная одышка
D.влажные мелко пузырчатые хрипы
E.битональный кашель
3. Характер перкуторных изменений при пневмонии:
A.легочной звук
B.коробочный оттенок звука
C.притупление перкуторного звука
D.тимпанит
E.печеночная тупость
4. Характер физикальных данных при пневмонии:
A.сухие свистящие хрипы
B.крепитация
C.проводные хрипы
D.влажные крупнопузырчатые хрипы
E.отсутствие хрипов
5. Коробочный оттенок перкуторного звука не характерный для:
A.эмфиземы
B.бронхиальной астмы
C.обструктивного бронхита
D.костровой пневмонии
E.острого бронхиолита
6. Наиболее информативными симптомами обструктивного бронхита есть:
A.свистящее дыхание
B.наличие сухих и влажных хрипов разного калибра
C.повышение прозрачности легких
D.интоксикация
E.нейтрофильний лейкоцитоз
7. Характер одышки при пневмонии:
A.инспираторная
B.экспираторная
C.смешанная
D.одышка только после физической нагрузки
E.одышка во время приступа кашля
8. При которому из приведенных заболеваний не бывает сокращения перкуторного звука:
A.пневмонии
B.ателектазе
C.плеврите
D.бронхиолите
E.первичном туберкулезном комплексе
9. Усиление бронхофонии свидетельствует об:
A.уплотнение легочной ткани
B.наличие ексудату в плевральной пустоте
C.наличие воздушной пустоты в легком
D.увеличение внутригрудных лимфовузлов
E.пневмоторакс
10. Лающий кашель характерный для:
A. увеличение внутригрудных лимфовузлов
B. коклюша
C. стенозирующего ларинготрахеита
D. пневмонии
E. бронхиальной астмы
Эталоны ответов:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
A | B | C | B | D | B | C | D | A | C |
Ситуационные задачи.
Задача 1
Ребенок 4-х лет поступила к клиники с жалобами на утомляемость, частый кашель битонального характера. При аускультации над легкими дыхание жесткое, хрипов не имеет. Какой патологический синдром имеет место у больного?
Задача 2
Ребенок 2-х лет больной в течение 2-х недель. Температура тела не повышена. Отмечается частый, глубокий, влажный кашель. Над легкими выслушиваются рассеянные влажные разнокалиберные и сухие хрипы. Реакция Манту 5 мм (папула). Для какого синдрома характерная данная клиническая картина?
Задача 3
Ребенок в возрасте 8 месяцев с проявлениями ексудативно- катарального диатеза на коже и слизистых оболочках больна респираторным заболеванием. На 4-и день болезни появился гавкающий, грубый кашель, общее беспокойство, одышка со втягиванием податливых мест грудной клетки на вдохе, шумное дыхание, осипший голос. Какой патологический синдром имеет место у ребенка?
Задача 4
У ребенка возрастом 6 месяцев из рождения отмечается осиплость голоса, шумное дыхание, которое усиливается при беспокойстве и респираторных инфекциях. Общее состояние ребенка не ухудшается. Какой патологический синдром имеет место у ребенка?
Задача 5
Ребенок 9 лет болеет 5- ые сутки. Отмечается высокая лихорадка. Жалобы на боль в правом боку, мучительный влажный кашель. Над легкими справа в нижних отделах дыхание послаблено. Там же - сокращение перкуторного звука. Какой патологический синдром имеет место у больного?
Эталоны ответов:
Задача 1
Синдром бронхоаденита
Задача 2
Симптомокомплекс бронхита
Задача 3
Синдром стенозирующего ларинготрахеита
Задача 4
Синдром урожденного стридору
Задача 5
Симптомокомплекс пневмонии
Технические средства и материальное забеспечення занятие:
1) Набор тестовых задач входного контроля (10 экземпляров).
• Набор ситуационных клинических задач (5 экземпляров).
• Методические разработки:
"Симптомокомплекси урожденного стридору, острого стенозуючого ларинго трахеита, бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы".
Источники информации.
Основные:
• Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. К., 1999. -
С. 162-170; 329-358.
• Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М.:
Медицина, 1985. - С.101-129.
• Пропедевтика детских болезней / под ред. А.А.Баранова. - М.: Медицина,
1998.-С.158-182.
Приложению:
• Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. - Киев: "Здоровье", 1984.
-С.37-61.
• Медицина детства / за ред. П.С.Мощича. - Киев: "Здоровье", 1994. - Т. 1. -
С.222-226.
• Усов И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. - Минск: "Белорусь",
1984.-С. 19-25.
• Усов И.Н., Чичко М.В., Астахова Л.Н. Практические навыки педиатра.
Минск: "Вышэйшая школа", 1983. - С. 22-35; 111-122.
• Шабалов Н.П. Детские болезни. - С.-Петербург, 2000. - С.199-306.
• Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - К., 1998. - С.73
Банадига Н.В. Физиологический-физиологические-анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей
(лекция). - Тернополь: "Галс", 1997. - 26с.
Программа самоподготовки к теме:
• Изучать (см. Перечень источников информации)
• Обратить внимание на общие симптомы поражения органов дыхания
• Выучить основные патологические синдромы.
• Знать семиотику основных заболеваний органов дыхания (урожденного стридору, острого стенозирующего ларинготрахеита, бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы, плеврита).