Обеспечение ядерной безопасности в России и США
Важнейшими общими чертами органов надзора в большинстве стран западного мира является их независимость от каких-либо ведомственных структур и применение ими процесса лицензирования для достижения необходимой степени безопасности предприятий, использующих атомную энергию. Другой отличительной особенностью атомной деятельности за рубежом является то, что она осуществляется в условиях хорошо разработанной законодательной базы.
В США по закону о радиоактивных отходах (NWPA), подписанному Президентом в 1983,
ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами возложена на Министерство энергетики (DOE), в котором создан отдел, отвечающий за разработку и осуществление всей комплексной системы обращения с отходами. О важности функций этого отдела говорит тот факт, что руководителем его является помощник министра, назначаемый Президентом. В функции отдела по обращению с радиоактивными отходами (РАО) входят вопросы контроля за деятельностью предприятий на всех стадиях ядерного цикла - от проектирования до реабилитации площадей после закрытия объектов. В составе Сената США имеется специальная комиссия по наблюдению за деятельностью отдела, а независимую экспертизу работ осуществляет специальная комиссия из 11 членов Национальной Академии Наук.
Закон о РАО дает право регулирующих функций двум Федеральным агентствам: Комиссии по регулированию использования атомной энергии (NRC) и Агентству по защите окружающей среды (EPA). Комиссия ответственна за правовое регулирование и лицензирование всех видов деятельности, связанной с использованием атомной энергии. Собственно Комиссией являются 5 человек, назначаемых на 5-летний срок Президентом США и утверждаемых Сенатом. Председатель Комиссии из числа ее членов назначается
Президентом. Комиссия имеет обширный штат, выполняющий необходимые нормотворческие и организационные функции. NRC (3195 человек, бюджет 475 млн. долларов) является основным агентством, регулирующим деятельность при выборе участка для пунктов захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО), его строительстве, эксплуатации и консервации. Кроме того, это агентство несет ответственность за
безопасность работы АЭС, осуществляет инспекции, выдачу лицензий на эксплуатацию, разрабатывает нормативные документы, обобщает накопленный опыт, координирует работу исполнителей. EPA ответственно за разработку стандартов по охране окружающей среды, в том числе для сооружения ПЗРО, позволяющих защищать здоровье людей от возможной опасности, связанной с захоронением РАО.
Некоторыми полномочиями в различных аспектах регулирования ядерной деятельности обладают ряд федеральных агентств и агентств штатов, таких как Геологическая инспекция США, Министерство энергетики, Министерство внутренних дел и ряд других.
Всего за период 60х-80х годов было принято около 30 законов, касающихся вопросов
энергетики в США. Этими законами регламентирована деятельность на всех этапах ядерного цикла – от добычи урана до захоронения радиоактивных отходов.
Как правило, получение лицензии для ядерной установки проходит в несколько стадий. Сначала необходимо получить разрешение на сооружение (1 стадия), а перед запуском построенного блока должна быть получена лицензия на эксплуатацию (2 стадия). Выдавая лицензию после необходимых рассмотрений и экспертиз, надзорный орган берет на себя определенную часть ответственности за безопасную эксплуатацию ядерной установки, хотя основная ответственность, безусловно, остается за эксплуатирующей организацией,
получившей лицензию.
Нормы безопасности МАГАТЭ
Нормы безопасности МАГАТЭ закреплены в Уставе МАГАТЭ, который уполномочивает Агентство устанавливать нормы безопасности для ядерных и радиационных установок и деятельности и обеспечивать применение этих норм. Нормы безопасности отражают международный консенсус в отношении того,
что составляет высокий уровень безопасности для защиты людей и охраны окружающей среды.
Они выпускаются в Серии норм безопасности МАГАТЭ, подразделенной на три категории:
Основы безопасности
Содержат цели, концепции и принципы обеспечения защиты и безопасности и служат основой для требований безопасности.
Требования безопасности
Устанавливают требования, которые должны выполняться в целях обеспечения защиты людей и охраны окружающей среды в настоящее время и в будущем. Эти требования, для выражения которых применяется
формулировка “должен, должна, должно, должны”, определяются целями, концепциями и принципами, изложенными в Основах безопасности. Если они не выполняются, то должны приниматься меры для достижения или восстановления требуемого уровня безопасности. В Требованиях безопасности используется язык нормативных документов, что позволяет включать их в национальные законы и регулирующие положения.