Организация и проведение внутренней экспертизы
Участие в проведении конфеденциального аудита
Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг.
2. Комитету контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Цой А.В.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | Т. Дуйсенова |
Утверждены
приказом Министра здравоохранения
и социального развития
Республики Казахстан
от 27 марта 2015 года № 173
Правила организации и проведения
внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг
1. Общие положения
1. Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 58 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее - Кодекс) и определяют порядок организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг, оказываемых субъектами здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном контроле и надзоре в рамках иных форм контроля без посещения субъекта здравоохранения.
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) внутрибольничные комиссии - комиссии, создаваемые в организациях, оказывающих стационарную помощь (по профилактике внутрибольничных инфекций, по разбору летальных случаев);
2) клинический аудит - подробный ретроспективный и (или) текущий анализ проведенных лечебно-диагностических мероприятий на предмет их соответствия стандартам в области здравоохранения;
3) индикаторы оценки качества медицинских услуг (далее - индикаторы оценки) - показатели эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг стандартам в области здравоохранения, включающие:
индикаторы структуры - показатели обеспеченности кадровыми, финансовыми и техническими ресурсами;
индикаторы процесса - показатели оценки выполнения технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
индикаторы результата - показатели оценки последствий для здоровья в результате оказания или неоказания медицинских услуг субъектами здравоохранения;
4) экспертиза качества медицинских услуг (далее - экспертиза) - совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, осуществляемых для вынесения заключения по уровню качества медицинских услуг, предоставляемых физическими и юридическими лицами, с использованием индикаторов оценки, отражающих показатель эффективности, полноты и соответствия медицинских услуг стандартам в области здравоохранения;
5) ретроспективный анализ - анализ на основе изучения медицинской документации пациентов ранее получивших медицинские услуги;
6) внешние индикаторы - показатели, применяемые при внешней экспертизе, которые характеризуют эффективность, полноту и соответствие медицинской деятельности субъекта здравоохранения стандартам в области здравоохранения в целях проведения анализа и оценки качества медицинской деятельности;
7) независимый эксперт - физическое лицо, аккредитованное для проведения независимой экспертизы деятельности субъектов здравоохранения;
8) служба поддержки пациента и внутреннего контроля (аудита) (далее - Служба) - структурное подразделение организации здравоохранения, осуществляющее деятельность по управлению качеством оказания медицинских услуг на уровне организации здравоохранения;
9) внутренние индикаторы - показатели, применяемые при внутренней экспертизе, которые характеризуют эффективность, полноту и соответствие медицинской деятельности каждого структурного подразделения субъекта здравоохранения стандартам в области здравоохранения в целях проведения анализа и оценки качества медицинской деятельности.
3. Основные принципы экспертизы:
1) системность - осуществление экспертизы во взаимосвязи индикаторов структуры, процесса и результата;
2) объективность - применение стандартов в области здравоохранения при осуществлении экспертизы;
3) открытость - осуществление экспертизы специалистами Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее - Комитет), в том числе с привлечением независимых экспертов в области здравоохранения.
4. В ходе проведения экспертизы анализируется соблюдение медицинскими работниками стандартов в области здравоохранения, в том числе протоколов диагностики и лечения.
5. В качестве источника информации при проведении экспертизы используются медицинская документация и электронные информационные ресурсы в области здравоохранения.
Организация и проведение внутренней экспертизы
6. Внутренняя экспертиза осуществляется Службой, при необходимости привлекаются представители общественных объединений, профессиональных ассоциаций.
7. Структура и состав Службы утверждаются руководителем организации здравоохранения.
8. К функциям Службы относится:
1) анализ эффективности деятельности подразделений организации здравоохранения по оценке собственных процессов и процедур, внедрению стандартов в области здравоохранения, применению внутренних индикаторов, установленных в приложении 1 к настоящим Правилам;
2) анализ деятельности внутрибольничных комиссий;
3) представление руководству организации здравоохранения информации о проблемах, выявленных в результате анализа, для принятия соответствующих управленческих решений;
4) обучение и методическая помощь персоналу организации здравоохранения по вопросам обеспечения качества оказания медицинских услуг;
5) изучение мнения сотрудников организации здравоохранения и информирование персонала о мерах по улучшению качества и обеспечению безопасности пациентов в организации;
6) координация деятельности организации здравоохранения по управлению качеством медицинских услуг по следующим направлениям:
решение проблем (жалоб) пациентов на месте по мере их появления в срок, не превышающий пяти календарных дней, с изучением степени удовлетворенности пациентов уровнем и качеством медицинских услуг посредством анкетирования;
оценка состояния и эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов;
оценка технологий оказания медицинских услуг пациентам на соответствие установленным стандартам в области здравоохранения (клинический аудит) и отбор случаев, подлежащих комиссионной оценке;
соблюдение правил обеспечения получения гражданами гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, утверждаемых в соответствии с подпунктом 77) пункта 1 статьи 7 Кодекса;
разработка программных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности оказания медицинских услуг.
9. Службой разрабатывается программа по обеспечению и непрерывному повышению качества оказания медицинских услуг, утверждаемая руководителем организации здравоохранения.
Программа содержит:
1) цель и задачи программы;
2) результаты анализа деятельности структурных подразделений с оценкой внутренних индикаторов, а также соответствия деятельности подразделений установленным стандартам в области здравоохранения;
3) мероприятия по улучшению показателей деятельности каждого подразделения;
4) определение ответственных лиц и сроков исполнения вышеуказанных мероприятий;
5) ожидаемые результаты от реализации программы.
10. Внутренняя экспертиза проводится путем оценки качества медицинских услуг ретроспективно и непосредственно в момент получения пациентами медицинских услуг.
11. Случаи (разделы деятельности - для среднего медицинского персонала), подлежащие внутренней экспертизе, и периодичность проведения внутренней экспертизы установлены в приложении 2 к настоящим Правилам.
12. Все остальные случаи оказания медицинских услуг, кроме перечисленных в приложении 2 к настоящим Правилам, имеют одинаковую возможность быть подвергнутыми внутренней экспертизе, что обеспечивается статистическим методом случайной выборки.
13. В ходе проведения внутренней экспертизы:
1) оцениваются технологии оказания медицинских услуг на соответствие установленным стандартам в области здравоохранения;
2) оцениваются обеспеченность и эффективность использования кадровых и материально-технических ресурсов;
3) определяется степень удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемых медицинских услуг по количеству обоснованных жалоб на качество медицинских услуг и путем проведения анкетирования пациентов и (или) их родственников;
4) оцениваются соблюдение прав пациентов на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и информирование пациентов о проводимых инвазивных вмешательствах;
5) разрабатываются рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
14. Результаты внутренней экспертизы выносятся и разбираются на заседаниях внутрибольничных комиссий, на врачебных конференциях, координационных советах с последующим принятием управленческих решений.