В) Задачи для самоконтроля с ответами
- типичные, стандартные, что имеют однозначный алгоритм решения.
Больной В., 28 лет, жалуется что перекосило лицо вправо, усиленное слезотечение из левого глаза. Болеет 2 суток, после переохлаждения. Обєктивно : Левая глазная щель шире правой, сглажена левая носогубна складка. Во время еды пища застревает за левой щекой, левая бровь не поднимается, глаз - не закрывается. При оскале зубов левый угол рта не движется. При надувании - левая щека „парусит". Анализы крови и мочи без патологических изменений. Температура тела нормальная .
Вопросы.
1. Назовите диагноз заболевания.
2. Что такое лагофтальм?
3. Исследуйте функцию мимических мышц.
4. Может ли развиться невралгия лицевого нерва?
Ответ:
1. Неврит лицевого нерва.
2. Паралич круговой мышцы глаза не дает возможности плотно закрыть его, в результате чего остается видной белая полоска склеры.
3. Поднять брови, закрыть глаза, надуть щеки, попробовать свистнуть.
4. Нет, нерв двигательный.
Больной Н., 24 года, вечером выпил почти 300 мл. водки, заснул подложив под голову правую руку. Проснувшись утром, заметил, что рука не двигается.
Объективно: рука в локтевом суставе не разгибается, пальцы кисти не разгибаются, супинация кисти не возможна, кисть „свисает”, противопоставить большой палец другим не может.
1. Назовите диагноз заболевания.
2. Назначьте лечение.
Ответ:
1. Компрессионно-ишемическая нейропатия правого лучевого нерва.
2. Прозерин, никотиновая кислота, дибазол, витамины В1, В12, фуросемид, массаж, ЛФК, миотон.
-нетипичные, нестандартные, осложненные профессиональные ситуации.
Больной К., 27 лет, 2 суток плохо себя чувствовал, температура была субфебрильной. На 3-й день в слуховом проходе и на ушной раковине появились высыпания герпетических пузырьков и боль за ухом. На протяжении дня заметил, что левый глаз не закрывается, щека стала будто чужой, пища застревает за левой щекой, рот перекосило вправо.
Объективно : Лагофтальм слева . Поднять левую бровь кверху не может. При попытке надуть щеки, левая - „парусит" , вкус слева ощущает плохо. Рот во время оскала зубов перетягивается вправо. На левой ушной раковине корочки и экскориации. Слух не изменен. Слеза из левого глаза не вытекает, глаз сухой. Другие черепные нервы без патологии. Объем движений в суставах достаточный. Нарушений чувствительности нет. Координационные пробы выполняет точно. Патологических рефлексов нет. Анализ крови и мочи без патологических изменений.
Вопросы:
1. Где расположен очаг поражения?
2. Как называется описанный синдром?
3. Проведите дифференциальный диагноз с похожим заболеванием.
4. Назначьте необходимую терапию.
Ответ:
1. Очаг - в коленчатом узле (слева).
2. Синдром Рамзая-Ханта.
3. Необходимо дифференцировать с невритом лицевого нерва. Наличие герпетических высыпаний указывает на ганглионит коленчатого узла.
4. ацикловир, дибазол, витамины В1, В6, В12 , оксазил, прозерин, галантамин, дезоксипеганин, ЛФК для мимических мышц лица, массаж, лазеро- и иглорефлексотерапия.
8. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:
Перечень учебных практических задач, которые необходимо выполнить во время практического занятия.
1. Проверить функцию лицевого нерва.
2. Проверить функцию тройничного нерва.
3. Научиться дифференцировать неврит от невралгии.
4. Научиться дифференцировать центральный паралич лицевого нерва от периферического.
5. Проверить симптомы натяжения седалищного нерва.
6. Проверить симптомы натяжения бедренного нерва.
7. Проверить функцию лучевого нерва.
8. Исследовать функцию локтевого нерва.
9. Исследовать функцию срединного нерва.
10. Исследовать функцию плечевого сплетения.
9. Инструктивные материалы для овладения профессиональными умениями, навыками:
9.1.Методика выполнения работы подробно приведена в разделе 5 „содержание темы занятия".