Этические элементы этой философии: обязанности, ценности и добродетели

ОБЯЗАННОСТИ (Правила, действия, команды) "Как я действую?"

Обязательства включают в себя обязанности. Основная обязанность -это быть умелым, компетентным профессионалом. Это учит сестру:

уважать пациента

уважать право на самоопределение

не причинять вреда

делать добро

уважать обязательства других

держать слово

сотрудничать

быть преданной

Эти действия находятся в рамках профессиональной компетенции сестер.

ЦЕННОСТИ (Идеалы) "К чему я стремлюсь?"

Профессионализм Здоровье

Здоровая окружающая среда Независимость Достоинство Уход

Это должно быть положительно отмечено, это то, что я лелею и хочу видеть.

ДОБРОДЕТЕЛИ (Личные качества) "Кто я как личность?"

Знание

Умение

Ответственность

Жалость

Сотрудничество

Забота

Эти личные качества должна иметь каждая сестра.

НОВЫЕ СЕСТРЫ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

Концептуальные определения терминов

ЗДОРОВЬЕ: динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО: часть медицинского ухода за здоровьем, нау­ка и искусство, направленные на решение существующих и потенциаль­ных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

ЧЕЛОВЕК: целостная, динамическая саморегулирующаяся биологи­ческая система, совокупность физиологических, психосоциальных и ду­ховных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

СЕСТРА: специалист с профессиональным образованием, разделяю­щий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую ра­боту.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затраги­ваются активностью человека.

ЛИЧНОСТЬ: общественная сущность человека.

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 4 СЕСТРИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ:

- сущность определения медицинской этики и деонтологии;

- этические принципы медицинской деятельности;

- возможные нарушения этико-деонтологических норм и их послед­ствия для пациента;

- типы медсестер, по И.Харди, и возможность профессиональной деформации медсестры;

- основные принципы сестринской этики и деонтологии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Медицинская этика как прикладная наука.

2. Краткий исторический очерк этико-деонтологических концепций.

3. Этические категории "Долг" и "Ответственность".

4. Этические нормы. Медицинский этикет. Субординация.

5. Влияние медицинского коллектива на пациента.

6. Влияние пациента на самого себя.

7. Влияние пациентов друг на друга.

8. Этика и деонтология в связи с возрастом.

9. Профессиональная деформация медсестры. Ю.Типы медсестер, по Харди.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Ethos" - обычай, нрав. ЭТИКА изучает нравственность, то есть нор­мы поведения людей, их моральные отношения.

ДЕОНТОЛОГИЯ (deontos- должное, надлежащее, logos - учение) из­учает профессиональные отношения. Понятия этика и деонтология приме­нимы в любой сфере профессиональной деятельности: юридической, аг­рономической и так далее, в том числе, и медицинской. Медицинская эти­ка изучает моральные отношения между врачом, сестрой, больным и егородственниками. Медицинская деонтология изучает профессиональные отношения в том же блоке: врач, сестра, больной, родственники.

Краткий исторический очерк развития этики и деонтологии.

Можно думать, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить боль, иначе говоря из чувства гуманности. Именно гуманность всегда была особенностью медицины. С древности и до наших дней людей волновали вопросы этики и деонтологии: каким должно быть поведение медика, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения между собой. О поисках, размышлениях врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские памятники старины. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой "Клятве" впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа в том, что он считал человека - венцом природы. Знамена­тельно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969 г.) сочли возможным дополнить ее одной только фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь".

Понятие медицинская деонтология было введено сравнительно не­давно: в начале прошлого столетия английским ученым и философом И.Бентамом, как обозначение науки о профессиональном поведении чело­века. Большое влияние на формирование медицинской этики и деонтоло­гии оказали отечественные ученые: Мудров, Пирогов, Боткин, Бехтерев. Они заложили основы этико-деонтологических принципов. А так же со­ветские ученые и организаторы здравоохранения: Семашко, Данилевский, Кассирский и многие другие внесли вклад в развитие этики и деонтологии.

Долг и ответственность.

Долг и ответственность - основные проблемы как этики, так и деон­тологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения морально-нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте должностных (про­фессиональных) обязанностей.

ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ ВРЕДИ!

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззавет­ное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональ­ных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности, другими словами, долг медработника:

1) моральный - это оказание медицинской помощи вне зависимости от социального положения, вероисповедания и так далее,

2) профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не со­вершать действий, вредных для физического и психического со­стояния людей.

Среди проблем теоретической медицины и практического здраво­охранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются престижностью. В связи с этим имеет место большое количе­ство жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравствен­ный облик выявляется без труда и может получить, к сожалению, отрица­тельную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества как сопереживание и милосердие должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, этической нормой.

Существуют и определенные правила поведения медицинского ра­ботника в коллективе лечебного учреждения. Медицинский этикет состоит из соблюдения правил внешней и внутренней культуры поведения медра­ботника.

Внешняя культура поведения:

1) внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь),

2) соблюдение внешний приличий: тон, которым говорят, не упот­реблять бранных, грубых слов.

Внутренняя культура поведения:

1) отношение к труду,

2) соблюдение дисциплины,

3) дружелюбие, соблюдение субординации

Субординация - система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что ин-

триги, грубость ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что в конечном счете значительно ухудшает работу лечебного учрежде­ния.

Нужно всегда соблюдать главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Своими разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, и скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не облегчить страда­ния пациента, а даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные обязанности, достигнет ав­томатизма в работе: прекрасно делает инъекции и так далее, но за всем этим нет пациента. А она должна находиться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровле­нию. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопас­ности, знает, что получит все, что необходимо, для восстановления его здоровья. В противном случае, у него возникают сомнения относительно лечащего персонала. Они находят свое выражение в самых различных требованиях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых ис­следований и так далее. Состояние, вызванное тяжелыми переживаниями пациента вследствие дефектов деятельности, общения медперсонала, на­блюдаются чаще у мнительных больных. В таких случаях возникают:

1) поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе;

2) неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

3) депрессия от бездействия или невнимания персонала.

Как следствие всего выше перечисленного, у пациента может возник­нуть боязнь какого-либо заболевания (рака - канцерофобия, болезни серд­ца - кардиофобия и так далее).

Очень важно для выздоровления - с кем общается пациент дома, в па­лате.

Взаимное влияние пациентов может быть положительным и отрица­тельным: больной видит, как его сосед по палате с гораздо худшим про­гнозом борется за жизнь, и это вселяет в него желание делать то же. Но может быть и обратное: вид тяжелых больных действует удручающе, угнетающе. Поэтому очень важен подбор больных в палате так, чтобы они соответствовали по характеру друг другу. И совсем идеально, если обще­ние друг с другом принесет им удовлетворение.

Медсестра не должна забывать и о таком свойстве психики пациента, как влияние на самого себя. Человек заболевает. Сначала он прячется от самого себя, объясняет возникновение симптомов болезни различными причинами (усталость, перенервничал на работе, неприятности дома, вот и разболелась голова). Затем он осознает факт болезни, но какое-то, время

надеется на быстрое улучшение. Подспудно вспоминает все, что он читал, слышал, видел у родственников и знакомых с такими же симптомами за­болевания. Появляется чувство страха: а вынесу ли? Останусь ли жив? Что будет с детьми? У больного появляется чувство вины, он ищет в чем же виноват, за что расплачивается? За какие грехи? Нередки случаи самооб­винения. Больные часто заявляют, что "сами виноваты". Не были осто­рожны, где-то что-то проглядели. Люди, часто болеющие, с большим сми­рением и спокойствием переносят страдания. Те больные, которые заболе­ли впервые или у которых от их физического здоровья зависит многое в жизни: артисты, спортсмены, подвержены исключительно серьезным про­явлениям страха. То есть очень важно знать те реакции личности, которые формируются во время заболевания.

У хронических больных могут наблюдаться более глубокие измене­ния психики. Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствительным, завистливым, даже ненавистником. А может быть ин­фантильное поведение (как у малого ребенка). В этих случаях очень важно доверие и контакт между больным и врачом, больным и медсестрой. Мед­сестра постоянно близко общается с больным, тогда как врач видит его только на обходе, и должна своими заботливым, уважительным отношени­ем, беседами с больным ориентировать его на выздоровление. Это особен­но трудно: сохранить в человеке веру в случаях тяжелых болезней, с тяже­лым исходом.

Профессиональная тайна.

Понятие профессиональной тайны - относится и к медсестре. О ней упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гип­пократа. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и про­гнозе заболевания сообщаются самому пациенту или его родственникам только самим врачом (это его компетенция), или с его разрешения мед­сестрой. Особенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Но это не значит, что пациент совершенно не имеет права на информацию о своем состоянии от медсестры. Медсестра должна обучить пациента новому способу удовлетворения потребностей в связи с изменением образа жизни (разъяснить как следует соблюдать предписанный врачом режим, как питаться в зависимости от назначенной диеты и так далее). Медсестра должна объяснить цель назначенных мани­пуляций, подготовить к ним пациента, в случае отказа от них предупре­дить о негативных последствиях этого шага. Кроме того, медсестра долж­на ориентировать пациента на выздоровление, для этого хорошо исполь­зовать жизненные ценности пациента. Медсестра самостоятельна в уходе за пациентом и должна обучить самого пациента, его родственников неко-

торым манипуляциям и элементам ухода. Таким образом круг деятель­ности медсестры очень широк.

Наши рекомендации