Aspo/ламаз
Основы этого метода были заложены в России, где акушеры-гинекологи использовали условные рефлексы для обезболивания при родах. При первых же признаках начала схватки женщин приучали расслабляться, а не напрягаться и отвлекаться от испытываемого дискомфорта. В начале 50-х годов двадцатого века французский акушер Фернан Ламаз воспользовался принципом условного рефлекса, добавил дыхательную технику и помощь высококвалифицированного ассистента, или mnitrice. Этот комплекс получил название «Роды без боли». Когда метод Ламаза пришел в Америку, его стали называть «психопрофилактикой», что предполагало психологическую подготовку женщины к родам. В 60-х годах было основано Американское общество психопрофилактики в акушерстве (ASPO), объединившее инструкторов по подготовке к родам. Эта организация сейчас известна как ASPO/Ламаз, и ее члены называются сертифицированными специалистами ASPO по подготовке к родам. Основное отличие метода Ламаза от других методов подготовки к родам заключается в подходе к обезболиванию. Помимо подготовки женщины к родам, во время которой объясняется, как работает ее организм и как она сама может уменьшить боль, метод Ламаза делает упор на ослабление восприятия боли. На курсах по методу Ламаза женщин учат, как обмануть свой мозг, чтобы обеспечить контроль над схватками. При помощи дыхательной техники, которая называется «ритмичным дыханием», и фокусировки на действительных или воображаемых отвлекающих факторах женщина отвлекается от сокращений матки, чтобы убедить свой мозг в том, что на самом деле никакой боли нет.
Критики метода Ламаза утверждают, что принцип «разум против родов» часто не срабатывает. В самый разгар схваток обученная методу Ламаза роженица, скорее всего, забудет о тщательно отрепетированной дыхательной технике и обратится к медикаментозно управляемым родам. Она может растеряться, если дыхательная техника недостаточно эффективна, чтобы отвлечь ее внимание. Некоторые утверждают, что искусственные дыхательные приемы вместо расслабления вызывают еще большее напряжение. Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время инструкторы, преподающие метод Ламаза, перестали, к счастью, всецело опираться на искусственно выученное глубокое и быстрое дыхание, которое должно было включаться рефлекторно. Вместо этого они учат «размеренному дыханию», в основе которого лежит удобный для роженицы ритм.
Противники метода Ламаза скептически относятся как к попыткам отвлечь женщину от процесса родов во время схваток, так и к попыткам контролировать роды. Они убеждены, что для женщины лучше настраиваться на роды, а не отвлекаться от них, и что подчиняться своему телу гораздо полезнее, нежели пытаться управлять им. Они считают, что у природы есть для нас важное послание: значительно эффективнее прислушиваться к сигналам своего тела и действовать в соответствии с ними, чем пытаться ими манипулировать. Критики метода Ламаза полагают, что роды, как и секс, не относятся к ощущениям, которыми следует управлять, и что женщине лучше быть вовлеченной в процесс родов, чем дистанцироваться от него. Они утверждают, что роженицы, придерживающиеся метода Ламаза, лишают себя всей полноты ощущений не только потому, что многие из них с готовностью прибегают к медикаментозным средствам, но и потому, что и без лекарств они пытаются отвлечься от того, что происходит с их телом. Однако многие матери не думают о «полноте ощущений» — они просто хотят родить ребенка.
Еще один упрек в адрес организации ASPO/Ламаз состоит в том, что она занимает нерешительную позицию и не «сотрясает» основ сложившийся системы. Курсы по подготовке к родам, и особенно при больницах, стараются сделать из будущих матерей послушных пациентов, а не разборчивых потребителей. Однако этот недостаток может превратиться в достоинство. Политически корректные, они привлекают большее количество слушателей и обижают меньшее число врачей. Именно им оказывают поддержку больницы, и именно их рекомендуют врачи. Курсы ASPO/Ламаз ориентируются на подготовку женщин к родам внутри существующей системы здравоохранения, а не вооружают слушателей средствами «потрясения» родильных домов.