К вопросу о сокращении перечня медицинских специальностей: как это будет происходить?
Чем вызвана необходимость внести коррективы в программу профессиональной подготовки хирургов?
Продолжается изменение системы послевузовского медицинского образования под сегодняшние реалии. Традиционная схема получения послевузовского профессионального образования один год обучения в интернатуре или два года в ординатуре. Но, как показывает российский опыт, выпускники оказываются недостаточно подготовленными в части освоения всего спектра мануальных навыков, чтобы стать самостоятельными оперирующими хирургами, например, в таких областях, как нейрохирургия, кардиохирургия, торакальная хирургия. Для сравнения: в Европе подготовка торакального хирурга занимает 13 лет.
До того, как начать модернизировать программу подготовки хирургов, очень важно сформировать профессиональные стандарты, которые определяют конкретные требования к компетенциям специалистов на том или ином рабочем месте. Нет необходимости оттачивать на уровне ординатуры какой-то мануальный навык, который потом конкретно этому врачу никогда в жизни не пригодится, это нерациональная трата времени.
Основная задача в этот переходный период - предполагаем, он завершится к 2019 г. - перейти на персонифицированную подготовку хирургов под конкретное рабочее место.
Мы планируем создать такую систему, когда молодой врач, набираясь опыта на широко специализированных рабочих местах, мог бы при желании дальше перейти к узкой специализации, выбирая для обучения именно тот модуль, который соответствует его профессиональным устремлениям.
При этом, на наш взгляд, целесообразно приходить в узкую хирургическую специальность, имея большой профессиональный кругозор и сформированное клиническое мышление в целом по хирургии, а не по конкретной системе организма и набору нозологий. И только потом, модулями, осваивать узкопрофессиональные компетенции
и навыки. Допустим, первый уровень ординатуры - введение в хирургию или основы хирургии, второй уровень - травматология-ортопедия, следующий - микрохирургия.
А ответить на вопрос, какое количество таких модулей предполагается в подготовке хирургов каждого профиля, должны профессиональные сообщества, которым предстоит решить, сколько времени и какой объём знаний нужны для подготовки специалистов разного уровня.Теперь представим, что, поработав какое-то время амбулаторным хирургом, врач почувствовал стремление заниматься нейрохирургией.
Или иная ситуация: есть ординатура по травматологии-ортопедии, врач отучился, работает какое-то время, а потом понимает, что хочет специализироваться в пластической хирургии. Что делать? Реализовать это желание в нынешней жёсткой траектории образования невозможно, потому что между врачебными медицинскими специальностями, по которым сегодня ведётся подготовка в ординатуре, мало «смычек». Чтобы на любом этапе профессиональной карьеры врач одной специальности мог переквалифицироваться во врача другой специальности, ему опять нужно начинать с поступления в ординатуру. Мы же хотим через сокращение перечня врачебных специальностей добиться большей универсализации в базовой подготовке специалистов и больших возможностей в узкой специализации.
К вопросу о сокращении перечня медицинских специальностей: как это будет происходить?
В настоящее время в ординатуре ведётся подготовка по 94 медицинским специальностям, а врачебных должностей ещё больше. Сколько из них хирургических, ответить трудно. Есть «официальные» специальности - хирургия, кардиохирургия, нейрохирургия, торакальная хирургия и т.д. И существуют «неофициальные», например, онкохирургия, абдоминальная хирургия, аритмология: в перечне врачебных специальностей их нет, но специалисты, которые этим занимаются, есть.
Более того, в отношении ряда видов деятельности врачей вообще идут дискуссии, относятся ли они к специальности «хирургия». К примеру, урология - это хирургическая специальность или нет? Я отвечу - да, а если мы спросим самих урологов, они скажут: «Ну что вы, конечно, нет, урология - это урология». Я считаю, что челюстно-лицевой хирург - это хирургическая специальность, а мой главный оппонент в данном вопросе настаивает, что это стоматологическая специальность. В лечении заболеваний глаз большое место занимают хирургические вмешательства, но отнесут ли офтальмологи себя к хирургам или нет? Спорный вопрос. То же самое с оториноларингологией.
На мой взгляд, нужно говорить о внедрении понятий «профили- зация», «специализация», иначе деление на специальности будет бесконечным. Поэтому одна из наших главных задач - укрупнить специальности, а уже внутри них могут быть разные профили и специализации. В связи с этим, мы считаем, ординаторы должны сначала получать общехирургические навыки, а уже потом более узкопрофильные.
Нам хотелось, чтобы из 94 специальностей осталось «укрупнённых» не более 30-35, но при этом большее количество профильных специализаций, базисом для которых послужит подготовка по этим специальностям. Однако именно укрупнение специальностей - самая сложная проблема, с которой мы столкнулись. Как обойти сложившиеся традиции? Решить эту задачу может не министерство, а как раз профессиональные сообщества. Здесь показателен пример онкологов: они пришли к соглашению, что не надо выделять в разные специальности онкохирургов и специалистов по химиотерапии, если точкой приложения компетенций и тех и других является пациент со злокачественным новообразованием. То есть специальность одна, а вот профиль или специализация разные.
Ещё раз подчеркну, что определять все «правила игры» Минздрав России будет в тесном сотрудничестве с профессиональными объединениями врачей. Думаю, в течение 2 лет нам удастся перестроить стандарты ординатуры под модульную систему и для специалистов, которые проходят обучение, начать проводить первичную специализированную аккредитацию на разных уровнях ординатуры, например, аккредитовать врача к профессиональной деятельности в качестве амбулаторного хирурга.
Беседу вела Елена БУШ, обозреватель «МГ».
© 2016 Министерство здравоохранения Российской Федерации