Задания для самостоятельной работы. Заполните пропуски в словаре терминов

Заполните пропуски в словаре терминов

Словарь терминов

___________________________________ – часть нервной системы, которая иннервирует скелетные мышцы и органы чувств, обеспечивая восприятие раздражений и ответные моторные реакции.

___________________________________ – часть нервной системы, которая иннервирует сердце, кровеносные и лимфатические сосуды, внутренние органы и железы, обеспечивая регуляцию обмена веществ в органах, скелетных мышцах, рецепторах и в самой центральной нервной системе.

Перечислите компоненты рефлекторной дуги, обозначенные на рисунке цифрами. Укажите рефлекторные дуги каких рефлексов изображены на рисунке.

Задания для самостоятельной работы. Заполните пропуски в словаре терминов - student2.ru

А – рефлекторная дуга ___________________________ рефлекса

Б – рефлекторная дуга __________________________ рефлекса

1 – _______________________________________________

2 – _______________________________________________

3 – _______________________________________________

4 – _______________________________________________

5 – _______________________________________________

6 – _______________________________________________

7 – _______________________________________________

Заполните таблицы

3.1. Укажите эффекты симпатического (СНС) и парасимпатического (ПСНС) отделов нервной системы:

Структуры/показатели СНС ПСНС
Диаметр зрачка    
Диаметр сосудов    
Частота сердечных сокращений    
Перистальтика кишечника    
Диаметр бронхов    
Частота дыхания    

3.2. Укажите морфофункциональные отличия автономной нервной системы (АНС) от соматической нервной системы (СНС):

Морфофункциональные особенности АНС СНС
Контролируется корой головного мозга    
Управляется корой головного мозга    
Наличие собственных чувствительных волокон    
Отсутствие собственных чувствительных волокон    
Моторный нейрон расположен в сером веществе спинного мозга    
Моторный нейрон вынесен на периферию    
Выход нервных волокон из ЦНС сегментарно    
Выход нервных волокон из трех участков ЦНС    

3.3. Укажите морфофункциональные отличия парасимпатического и симпатического отделов автономной нервной системы:

Морфофункциональные особенности Парасимпатический отдел Симпатический отдел
Расположение центральных отделов    
Расположение периферических узлов    
Длина преганглионарных волокон    
Длина постганглионарных волокон    
Медиатор    

Допишите предложения и вставьте пропущенные слова

4.1. Особенности соматических рефлексов.

Рецепторное звено соматического рефлекса представлено следующими рецепторами: а) ___________________ б) __________________________.

Афферентное звено представлено ________________________, которые находятся в___________________________________________________. Эфферентное звено представлено ______________________________ или _______мотонейронами, которые находятся ___________________________. Исполнительным звеном (рабочим органом) являются _____________________________________________. Скорость передачи сигнала составляет _______ м/с. Медиатор – ____________________.

4.2. Особенности вегетативных рефлексов.

Рецепторное звено вегетативного рефлекса представлено главным образом ___________________ рецепторами. Афферентное звено представлено ________________________, которые находятся в________________________________________________. Эфферентное звено представлено двумя нейронами, которые находятся в ___________________________ и _____________________ соответственно. Исполнительным звеном (рабочим органом) являются _________________________________________________. Скорость передачи сигнала составляет ______ м/с. Медиатор – ____________________.

4.3. Высшим центром регуляции вегетативных функций является ____________________________. Тела преганглионарных нейронов парасимпатического отдела автономной нервной системы расположены _______________________________________. Тела преганглионарных нейронов симпатического отдела автономной нервной системы расположены _______________________________________.

Вопросы и задачи для самопроверки

5.1. Какое влияние на моторную функцию желудочно-кишечного тракта в организме оказывают симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы?

5.2. Почему надавливание на глазные яблоки может привести к снижению частоты сердечных сокращений?

5.3. В чем различия симпатической и парасимпатической иннервации внутренних органов?

5.4. Где располагаются центры симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы?

5.5. Какие рефлекторные вегетативные реакции могут наблюдаться при механическом раздражении органов брюшной полости?

5.6. В чем заключаются морфологические различия рефлекторной дуги вегетативного и соматического рефлексов?

5.7. В чем различия морфофункциональной организации рефлекторных дуг симпатической и парасимпатической нервной системы?

Литература

1. Основы физиологии человека. Под ред. Б.И. Ткаченко. СПБ., 1994. Т. 1. 567с.

2. Мышкин И.Ю., Тятенкова Н.Н., Ботяжова О.А. и др. Физиология человека и животных: учебное пособие. Ярославль, 2007. 144 с.

3. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 1997. Т 1. 448 с.

Тема: «Эндокринная система и гуморальная

регуляция функций»

Цель занятия: сформировать представления о значении и функциях эндокринной системы и механизмах гуморальной регуляции функций организма.

В результате освоения темы студенты должны

Знать:

· основные термины (гуморальная регуляция, эндокринная железа, гормон);

· виды химической сигнализации;

· особенности гуморальной регуляции физиологических функций;

· общие свойства гормонов, структуру, функции и классификации;

· механизмы действия гормонов;

· строение и функции желез внутренней секреции (щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, эпифиз, тимус);

· строение и функции желез смешанной секреции (поджелудочная железа, половые железы);

· регуляцию гормональной секреции.

Уметь:

· проводить анализ физиологических механизмов гуморальной регуляции деятельности органов и систем.

Владеть:

· методами исследования функций эндокринных желез.

Вопросы для самоподготовки

1. Виды химической сигнализации.

2. Значения эндокринной системы для жизнедеятельности организма. Взаимодействие нервных и эндокринных механизмов регуляции, их сравнительная характеристика.

3. Гормоны как сигнальные молекулы. Общие свойства гормонов, классификации, структура, функции.

4. Механизм действия гормонов.

5. Регуляция деятельности желез внутренней секреции.

6. Гипоталамо-гипофизарная система.

7. Строение и функции гипофиза. Нарушения эндокринной функции гипофиза.

8. Физиология щитовидной железы. Нарушения эндокринной функции щитовидной железы.

9. Эндокринная функция надпочечников. Роль гормонов коркового и мозгового вещества в регуляции функций организма. Нарушения эндокринной функции надпочечников.

10. Роль гормонов поджелудочной железы в регуляции обмена веществ. Нарушения эндокринной функции поджелудочной железы.

11. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны и их физиологическая роль.

Наши рекомендации