Заболеваемость по контингентам

Динамика развития вспышки по датам заболевания.

  Май
Даты заболевания Всего
Обратилось взрослых                                    
Обратилось школьников                                      
Обратилось организованных детей                                      
Выявлено активно всего:                    
В т.ч. взрослые                      
Школьники                                      
Организованные дети                                      

При лабораторном обследовании взрослых: работников молочного завода, столовой, доярок, работников детского комбината, хлебопекарни, магазинов – (всего более 160 человек), выявлено 19 человек, инфицированных шигеллами Ньюкестль (в т.ч. 2 прачки и 2 кочегара). Из них у 16 была диагностирована острая дизентерия, у 3-х - транзиторное носительство. Обследовано также 80 школьников и 40 детей ДОУ, среди которых тот же возбудитель выявлен у 2 школьника и 2 детей, посещающих ДОУ.

Таблица 2.

Заболеваемость по контингентам.

  ДОУ Н/о Школь-ники Пище-вики Молоч-ный завод Работ-ники ДОУ МТФ Др. работ-ники и служа-щие Домаш-ние хозяй-ки Всего
Абс. Число
Показатель на 1000 11,6 ? ? ?
Уд. вес 18.1 18.1 18.1 18.1 4.5 13.6 4.5

У большинства больных, зарегистрированных на вспышке, диагностирована легкая форма заболевания (68.2%). Заболевания зарегистрированы по всему поселку, но основная часть – у жителей центральной улицы. В 14 домах зарегистрировано по 1-му случаю дизентерии, в 3-х – по 2,и в одном -3. Во время вспышки проводились подворные обходы, однако, ни одного больного выявлено не было.

Задание к задаче №5.

1. Дайте общую характеристику вспышки: характер и длительность течения, инцидентность, время возникновения, заболеваемость в разных возрастных группах и контингентах.

2. Сгруппируйте диагностические проявления вспышки, указывающие на характер ее происхождения.

3. Сформулируйте наиболее вероятный эпидемиологический диагноз происхождения вспышки, с возможными условиями и причинами ее возникновения.

4. Определите перечень дополнительной информации, необходимый для аргументированного обоснования действующего пути заражения.

Ситуационная задача №6

В студенческий здравпункт утром 28 сентября стали обращаться студенты с жалобами на рвоту, неоднократный жидкий стул с зеленью и зловонным запахом. У большинства больных отмечалась высокая температура до 380, головная боль, общее недомогание.

К 12 часам обратилось 5 человек, с 12 до 20 часов – еще 8 человек. 29 сентября в здравпункт пришло 6 человек и еще 2 обратилось утром 30 сентября.

При опросе заболевших удалось выяснить, что все они в основном питались в буфете общежития.

Горячие блюда в буфет привозят из расположенной рядом столовой, а в буфете их только подогревают. Буфет имеет холодильник, но часть продуктов хранится при комнатной температуре, иногда в течение суток.

Десять заболевших студентов 26 и 27 сентября, завтракали, обедали и ужинали в буфете, трое студентов в течение двух последних дней только завтракали и ужинали, 4 человека только ужинали, три человека обедали 26 сентября и трижды питались в буфете 27-го. Один заболевший завтракал 26 сентября, обедал и ужинал в буфете 27 сентября.

Меню 26.09.

Завтрак: винегрет, кофе с молоком, хлеб, вареная колбаса;

Обед: Щи свежие, котлеты с картофельным пюре, помидоры, компот;

Ужин: рубленый ромштекс с тушеной капустой, чай.

Меню 27.09

Завтрак: сосиски, кофе с молоком, сыр, хлеб.

Обед: гороховый суп с гренками, свиная отбивная с картофелем, компот.

Ужин: котлеты с гречневой кашей, чай, молоко.

Задание к задаче №6

1. Выскажите соображения по этиологии вспышки и обоснуйте их.

2. Ваши действия для уточнения этиологии заболевания.

2.1. Какие материалы нужно исследовать и какими лабораторными методами?

3. Какова современная эпидемиологическая ситуация в Кузбассе, других регионах и странах по данной группе заболеваний (распространение и уровень заболеваемости).

3.1. Тенденции динамики заболеваемости за последние 20-30 лет.

4. Краткая характеристика особенностей эпидемического процесса данной инфекции.

4.1. Источники инфекции и биологические особенности возбудителей.

4.2. Механизм, пути и главные факторы заражения.

4.3. Группы риска среди восприимчивых.

5. Поставьте и обоснуйте эпидемиологический диагноз данной вспышки.

5.1. Какие действия необходимо предпринять для уточнения (обоснования) эпидемиологического диагноза?

6. Предложите перечень мер по локализации вспышки.

Ситуационная задача №7.

При осмотре больного ребенка И., 3-х лет, посещающего младшую группу МДОУ, участковый врач выяснил, что 28.11 у него поднялась температура, появился жидкий стул и рвота. На момент осмотра общее состояние средней степени тяжести, ребенок вялый, температура 380С, беспокоят боли в животе, жидкий стул – до 7 раз в сутки.

Врач собрал эпидемиологический анамнез, из которого следует, что семья состоит из четырех человек, живут в благоустроенной 3-х комнатной квартире. Санитарно-бытовые условия удовлетворительные. Среди контактных, проживающих в данном очаге, лиц, относящихся к декретированным группам, нет. У старшего брата М., студента колледжа, 27.11 появился жидкий стул, он обратился за медицинской помощью к врачу межвузовской поликлиники, где наблюдается по настоящее время.

Воду дети пьют кипяченую, в контакте с больными инфекционными заболеваниями не были. Заболевание связывают с употреблением пирожных, которые были куплены 27.11 в буфете и которые ели все члены семьи. На основании выше изложенного врач поставил больному ребенку диагноз: острая кишечная инфекция средней степени тяжести.

Участковый врач назначил больному ребенку бактериологическое обследование на возбудителей кишечных инфекций, копрограмму и лечение. Дал рекомендации по соблюдению дезинфекционного режима, подал экстренное извещение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и зарегистрировал его в «Журнале учета инфекционных заболеваний» (форма N 060/у).

29.11 больной был обследован бактериологически и 3.12 получен результат: выделена Salmonella группы D enteritidis.

С 29.11 по 6.12 ребенок наблюдался у участкового врача, а 6.12 мать с ребенком пришли на прием к инфекционисту для последующего диспансерного наблюдения. Врач-инфекционист, уточнил эпидемиологический анамнез и выяснил, что у матери больного ребенка по настоящее время сохраняются проявления энтерита, и что после употребления в пищу пирожных клиника кишечной инфекции была у всех членов семьи, но протекала в легкой форме, без температуры и рвоты. Врач-инфекционист назначил однократное бактериологическое обследование всем контактным, проживающим в данном очаге и контрольное обследование больному после проведенного курса лечения - 8.12. В результате проведенных исследований 14.12 были получены отрицательные результаты у всех, кроме матери, у которой выделена Salmonella enteritidis.

Задание к задаче №7.

1. Как с эпидемиологических позиций расценить эту ситуацию?

2. Какие ошибки допустили врач межвузовской поликлиники и врач-педиатр при первичном посещении очага?

3. Какие противоэпидемические мероприятия должны были организовать и провести врачи межвузовской поликлиники и участковый в детской поликлинике?

4. На основании каких нормативных документов проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге?

5. Правильно ли поступил врач-инфекционист, назначив всем контактным обследование?

6. Какие мероприятия необходимо провести в отношении матери?

7. Допускается ли данный ребенок в детский комбинат при наличии положительного высева у матери?

Ситуационная задача №8.

В студенческий здравпункт утром 28 сентября стали обращаться студенты с жалобами на рвоту, неоднократный жидкий стул с зеленью и зловонным запахом. У большинства больных отмечалась высокая температура до 380, головная боль, общее недомогание.

К 12 часам обратилось 5 человек, с 12 до 20 часов – еще 8 человек. 29 сентября в здравпункт пришло 6 человек и еще 2 обратилось утром 30 сентября.

При опросе заболевших удалось выяснить, что все они в основном питались в буфете общежития.

Горячие блюда в буфет привозят из расположенной рядом столовой, а в буфете их только подогревают. Буфет имеет холодильник, но часть продуктов хранится при комнатной температуре, иногда в течение суток.

Десять заболевших студентов 26 и 27 сентября, завтракали, обедали и ужинали в буфете, трое студентов в течение двух последних дней только завтракали и ужинали, 4 человека только ужинали, три человека обедали 26 сентября и трижды питались в буфете 27-го. Один заболевший завтракал 26 сентября, обедал и ужинал в буфете 27 сентября.

Меню 26.09.

Завтрак: винегрет, кофе с молоком, хлеб, вареная колбаса;

Обед: Щи свежие, котлеты с картофельным пюре, помидоры, компот;

Ужин: рубленый ромштекс с тушеной капустой, чай.

Меню 27.09

Завтрак: сосиски, кофе с молоком, сыр, хлеб.

Обед: гороховый суп с гренками, свиная отбивная с картофелем, компот.

Ужин: котлеты с гречневой кашей, чай, молоко.

Задание к задаче №8.

1. Выскажите соображения по этиологии данной вспышки заболеваний и обоснуйте их.

2. Ваши действия для уточнения этиологии заболевания.

2.1 Какие материалы нужно исследовать и какими лабораторными методами?

3. Какова современная эпидситуация в Кузбассе, других регионах и странах по данной группе заболеваний (распространение и уровень заболеваемости).

3.1 Тенденции динамики заболеваемости за последние 20-30 лет

4. Краткая характеристика особенностей эпидпроцесса данной инфекции.

5. Источники инфекции и биологические особенности возбудителей.

5.1 Механизм, пути и главные факторы заражения.

5.2 Группы риска среди восприимчивых.

6. Поставьте и обоснуйте эпидемиологический диагноз данной вспышки.

6.1 Какие действия необходимо предпринять для уточнения (обоснования) эпидемиологического диагноза?

6. Предложите перечень мер по локализации вспышки.

Ситуационная задача№9.

В хирургическое отделение с проникающим ножевым ранением брюшной полости поступил больной, который в экстренном порядке был оперирован. В послеоперационном периоде в связи с длительно сохранявшейся гипертермией больному выполнена рентгенография органов грудной клетки с целью исключения пневмонии. Рентгенолог обнаружил каверну в верхней доле правого легкого.

Задание к задаче №9

1. Какова тактика лечащего врача по уточнению диагноза?

2. Какие противоэпидемические мероприятия и кто проводит в стационаре?

3. Определите границы очага туберкулеза.

4. Какие мероприятия в отделении должен провести персонал санитарно-эпидемиологической службы и противотуберкулезного диспансера?

5. Какие противоэпидемические мероприятия и кто должен организовать и провести в домашнем очаге?

6. В каких случаях противоэпидемические мероприятия необходимы по месту работы больного?

7. Какие меры необходимо предпринять по раннему выявлению туберкулеза у населения?

Ситуационная задача №10.

Ребенок 5 лет, заболела 30.04. Участковым педиатром был поставлен диагноз ОРВИ. На 3-й день заболевания появились боли в ногах, на консультации у невролога поликлиники поставлен диагноз «Наследственная полинейропатия». 18.05. у девочки возник парез нижних конечностей, больная оставлена дома.

25.05. девочка была госпитализирована в детское отделение больницы с диагнозом – полинейропатия. В стационаре 1 проба фекалий забирается 25.05, 2-я проба – 28.05 и передается на исследование без соблюдения холодового режима. Данный случай регистрируется как случай острого вялого паралича (ОВП) в установленном порядке (телефонограмма и «Экстренное извещение» 25.05).

При проведении эпидемиологического обследования очага эпидемиологом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» 26.05 установлено, что девочка проживает в благоустроенной 2-х комнатной квартире, посещает детский сад. В очаге кроме больной проживает еще 2 ребенка – сын в возрасте 1,5 (неорганизованный) и дочь 3 года (посещает тот же детский сад, что заболевшая девочка). Дети привиты и ревакцинированы ОПВ согласно календарю прививок. Родители – мама, 35 лет, инженер, папа, 37 лет, технолог.

Задание к задаче №10.

1. В соответствии с какими нормативными документами проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия при полиомиелите и ОВП?

2. Укажите ошибки медицинской службы при диагностике данного случая и проведении первичных противоэпидемических мероприятий.

3. Определите комплекс противоэпидемических мероприятий в домашнем очаге.

Ситуационная задача №11.

Ребенок Н. родился 24.02.и по 25.02 находился в трехместной палате № 4 реанимационно-анестезиологического отделения (РАО). Переведён 25.02. в палату № 23 «Мать и дитя», где находился до выписки. Выписан домой в удовлетворительном состоянии 30.02.

На 7 сутки после выписки появилась гиперемия кожи и отек в паховой области справа. На 9 сутки на месте покраснения образовался инфильтрат. В тот же день ребенок был госпитализирован в хирургическое отделение с диагнозом «Флегмона паховой области», из раны выделен S.aureus.

При анализе 260 историй развития новорожденных, родившихся в акушерском стационаре за февраль текущего года, выявлено ещё 4 случая гнойно-септических инфекций: Все заболевшие временно лечились в РАО и позже переводились в послеродовое отделение в одноместные палаты «Мать и дитя».

· Ребенок К. с 20 по 21.02. находился в палате № 4 РАО, 21.02. по 24.02 в палате № 1. На 3 сутки выявлены опрелости в паховых и подмышечных складках, которые медицинская сестра обрабатывала мазью Д-Пантенол. На 4 сутки в подмышечной области появились пузыри с мутным содержимым. С диагнозом «Везикулопустулез» переведен в отделение патологии новорожденных. Из раны выделен S.aureus.

· Ребенок.А. с 20 по 27.02 находился в палате № 4 РАО и 27.02 переведен в палату № 21, где продолжал лечиться по 29.02. С 4 суток после рождения отмечались опрелости в паховых складках, которые медицинская сестра обрабатывала мазью Д-Пантенол. 29.02.2011 года переведен в хирургическое отделение с диагнозом «Панариций», из раны выделен S.aureus .

· Ребенок.М. находился в родильном доме с 27.02 по 07.03. С 27 по 29.02.2011 года - в палате № 4 РАО, с 29.02 по 07.03 - в палате № 8. С 1 суток отмечались явления токсической эритемы, проводилась обработка кожи спиртом. На 6 сутки появилась везикула в правой подмышечной области, которая санирована в течение 2 суток наложением мазевых повязок. Ребенок выписан домой в удовлетворительном состоянии, бактериологическое обследование не проводилось.

При эпидемиологическом расследовании установлено, что стационар работал с перегрузкой, не соблюдались кратность и объем заключительной дезинфекции, для обработки кожи новорожденных использовался общий тюбик с мазью Д-пантенол. Выявлены нарушения технологии обработки рук медицинского персонала.

Задание к задаче № 11

1. Оцените сложившуюся эпидемиологическую ситуацию.

2.Какие противоэпидемические мероприятия необходимо организовать в отделении?

3.Какие нарушения способствовали развитию ситуации?

4.Укажите предположительные факторы передачи возбудителя инфекции.

Ситуационная задача №12

В селе Т. с населением 670 человек, в июле на протяжении 20 дней заболели 320 человек.

Заболевание, первоначально диагностированное как грипп, сопровождалось у большинства заболевших двухволновой лихорадкой до 39 и более градусов, болями в области икроножных мышц, головными болями.

Распространение заболевших по месту проживания (домам) позволило с большей вероятностью утверждать, что заболевание от человека к человеку не передается. С другой стороны, высокая интенсивность вовлечения сельских жителей в эпидемический процесс за относительно небольшой промежуток времени позволяла предполагать действие некого общего фактора передачи заразного начала. Первоначальный диагноз «Грипп» по клиническим и эпидемиологическим критериям был снят.

Село Т., где имела место вспышка заболевания неясной этиологии, представляло собой отделение животноводческого хозяйства – фермы крупного рогатого скота. Ферма была расположена на берегу водоема, использовавшегося населением для хозяйственно-питьевых целей и для купания. Вода по органолептическим свойствам была чистой, прозрачной, без какого-либо привкуса.

Заболеваемость селян острыми кишечными инфекциями как до так и после вспышки не вызывала озабоченности у местных медиков и эпидемиологов. У всех заболевших в анамнезе устанавливался факт купания в водоеме или сенокошение на заливных лугах, примыкающих к водоему. В эпидемиологической литературе неоднократно описывались подобные по природе заболевания в разных странах, всякий раз название этой болезни отражали так или иначе местные особенности этой болезни (болотная, покосно-луговая, урожайная лихорадка и т.д.)

Задание к задаче №12

1. Каково Ваше предположение о природе обсуждаемой болезни и причинах возникновения вспышки?

2. Какие материалы, когда и на какой предмет необходимо было исследовать с целью обнаружения возбудителя болезни?

3. Какие свойства возбудителя определили его широкое распространение среди населения?

4. Какой нормативный документ регламентирует профилактические и противоэпидемические мероприятия при лептоспирозе?

5. Какие основные профилактические и противоэпидемические мероприятия необходимы в данной ситуации?

6. Кто из Российских эпидемиологов описал впервые эту болезнь, ее клинику, выделил ее возбудителя и точно очертил ее эпидемиологию, дал ей название?

Ситуационная задача № 13

В неврологическое отделение больницы поступил больной, 35 лет, с жалобами на повышение температуры тела до 38,0 оС, головными болями и болями в мышцах.

Заболевший связывает свое заболевание с посещением тайги для сбора колбы, дата последнего выезда в тайгу 15 мая. После возвращения домой пациент снял с тела двух присосавшихся клещей.

В октябре предыдущего года больной был привит вакциной «ЭнцеВИР» против клещевого энцефалита, вторую вакцинацию получил в марте текущего года. Также 28 апреля больной получил инъекцию титрованного иммуноглобулина к вирусу клещевого энцефалита в связи с покусами клеща 27 апреля.

Больной В. относительно легко перенес заболевание и был выписан из больницы на 7-й день, с диагнозом: «Лихорадочное состояние неясной этиологии». В сыворотке крови больного (в динамике) выявлены специфические антитела к антигенам вируса клещевого энцефалита при поступлении и низкие их титры при выписке из больницы.

На крупномасштабной карте района выезда больной по просьбе врача-эпидемиолога довольно точно определил границы возможной территории нападения клещей.

Задание к задаче № 13

1. Как можно представить отсутствие болезни у больного., вопреки множественным покусам клещами 27 апреля.

2. Как объяснить обнаружение у больного в первые дни болезни специфических антител в достаточно высоких титрах и падение титров к 7-му дню болезни

3. Какие ошибки были допущены при диагностике заболевания у данного больного?

4. Какие исследования необходимо провести для решения вопроса о назначении экстренной профилактики?

5. Какие паразитологические исследования и на какой территории следует провести для объективной оценки активности природного очага?

6. Какие материалы и объекты внешней среды в природном очаге и для чего должны исследоваться?

Ситуационная задача № 14

Участковый врач, проводя прием, выявил больного с подозрением на корь.

Больной 15-ти лет, учится в ПТУ. Заболел 5 дней назад, отмечалась температура выше 39 градусов, кашель, насморк, «красные глаза». В день обращения появилась сыпь на лице.

Задание к задаче № 14

1. Какие действия следует предпринять участковому врачу, выявившего больного корью?

2. Какие мероприятия должны быть организованы и проведены в очаге коревой инфекции? Кем? В какие сроки, их содержание?

3. Какие нормативные документы регламентируют эпидемиологический надзор за корью?

4. Как расценивается современная эпидемиологическая ситуация по кори?

Задача № 15

С 16 по 31 июля 2010 года городе М. с численностью населения 71 тыс. человек за медицинской помощью обратились 202 человека с клиническими проявлениями пневмонии. У 74 больных при лабораторном обследовании установлен диагноз легионеллезная пневмония. В городе расположены 17 детских образовательных учреждений, 12 школ, 5 крупных торговых центров, 64 промышленных предприятия, в основном металлургического производства, два из которых имеют градирни. Градирни расположены на территории предприятий с подветренной стороны на расстоянии 2000м от жилого сектора. Из воды градирни 2 выделена ДНК L.pneumophila. Источником водоснабжения является водохранилище на реке, из которого вода для хозяйственных и питьевых целей поступает еще в 2 города. Централизованным холодным и горячим водоснабжением охвачено 75% населения. Качество горячей воды не соответствовало нормативам по цветности и наличию железа. Температура горячей воды, подаваемая населению составляла 23-26°С. В домах с централизованным горячим и холодным водоснабжением проживало 98% заболевших.

Задание к задаче № 15

1. Какие материалы должны быть использованы при эпидемиологическом расследовании?

2. Какие рабочие гипотезы причин распространения легионеллеза могут быть сформулированы при анализе ситуации?

3. Какая гипотеза может считаться максимально достоверной и почему?

Ситуационная задача №16

В гематологическом отделении 25 октября в палате №5 выявлен больной с диарейным синдромом. Дата поступления в отделение - 22 сентября. Больной изолирован в отдельной палате отделения, т.к. тяжелое состояние по основному заболеванию (острый лейкоз) не позволило перевести его в инфекционный стационар. При бактериологическом обследовании 29 октября из фекалий больного выделена Salmonella typhimurium R12S1 с высокой чувствительностью к сальмонеллезному бактериофагу. В палате, где лежал больной, проведена заключительная дезинфекция с использованием 0,1% раствором клорсепта. У контактных по палате (5 человек) 26 и 27 октября взяты испражнения для бактериологического исследования. У одного из них 30 октября выделена Salmonella typhimurium R12S1. Одновременно стало известно, что у другого больного из палаты №3, умершего 19 октября, из секционного материала (легкие, селезенка и кишечное содержимое) выделена Salmonella typhimurium. Чувствительность к антибиотикам не определялась. При исследовании 50 смывов внешней среды отделения, выполненных по эпидемическим показаниям, в 2-х выделена Salmonella typhimurium R12S1 (подоконник в палате №1, полка в ванной комнате).

Всего в отделении работает 18 человек, проходят лечение 48 больных, из которых 8 в тяжелом состоянии.

Задание к задаче №16

1. Как Вы расцениваете возникшую ситуацию?

2. Ваш предварительный эпидемиологический диагноз?

3. Какие меры необходимы в отношении больных и медицинского персонала для локализации ситуации?

4. Оцените роль внешней среды в данной ситуации.

5. Укажите и дайте обоснование необходимым противоэпидемическим мероприятия для ликвидации ситуации.

Ситуационная задача №17

Из Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в сентябре поступило сообщение о предположительной одновременной циркуляции в предстоящем эпидсезоне вариантов вируса пандемического гриппа А/H1N1/09, вирусов сезонного гриппа А/H3N2 и В.

На основе данных экспертов ВОЗ и Федерального центра гриппа в состав противогриппозных вакцин включены штаммы А/California/07/2009(H1N1), А/Perth/16/2009(H3N2), B/Brisbane/60/2008.

Какие мероприятия необходимо организовать для предупреждения массового распространения гриппа и предупреждения тяжелых последствий заболеваний гриппом и ОРВИ на Вашей территории?

Задание к задаче №17

1. Какие организационные и профилактические меры необходимо принять в преддверии эпидемического подъема заболеваемости?

2. Оцените роль специфической иммунизации в профилактике гриппа.

3. Укажите точку отсчета начала эпидемии гриппа на Вашей территории.

4. Укажите и дайте обоснование противоэпидемическим мероприятиям, необходимым в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ.

5. Какие мероприятия целесообразно проводить в очаге гриппа?

Ситуационная задача №18

В организационно-методический отдел банка с очередной почтой поступил конверт, в котором находится неизвестный порошок. Не исключается, что в нем содержатся возбудители особо опасных инфекций, в частности, споры сибирской язвы.

Задание к задаче №18

Составьте перечень мероприятий по ликвидации данной ситуации, в котором следует учесть следующее:

1. Кто должен заниматься ликвидацией указанной ситуации?

2. Кто и как забирает и исследует этот материал?

3. Что делать с людьми, которые были в контакте с этим конвертом при подозрении на присутствие в нем возбудителей сибирской язвы, полученных при бактериоскопии? Установите круг контактных.

4. Укажите необходимые дезинфекционные мероприятия (объем, используемые препараты, ответственные).

5. Укажите критерии, которые свидетельствуют о ликвидации ситуации.

Ситуационная задача №19

У пациента хирургического отделения с диагнозом острый панкреатит на 15 сутки пребывания в стационаре появилась лихорадка (t=38,5°С), явления дизурии. По результатам общего анализа мочи количество лейкоцитов составило 20-25 в поле зрения, при бактериологическом исследовании мочи до катетеризации микрофлоры не выделено, после катетеризации выделена Pseudomonas aeruginosa 105 в мл. В течение 3-х суток до появления указанных симптомов на этапе лечения в реанимационном отделении пациенту был установлен мочевой катетер Фоллея.

По результатам проспективного эпидемиологического наблюдения в течение месяца у пациентов хирургического отделения было выявлено 4 случая инфекций области хирургического вмешательства. Этиологическими факторами были Escherichia coli, Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis.

Задание к задаче №19

1. Сформулируйте предварительный эпидемиологический диагноз.

2. Какие данные необходимы для установления источника и возможного фактора передачи инфекции.

3. Укажите ведущие факторы передачи инфекций мочевыводящих путей.

4. Укажите факторы риска присоединения инфекции.

5. Составьте комплекс мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций мочевыводящих путей.

Ситуационная задача №20

За последние 5 лет в городе показатели заболеваемости менингококковой инфекцией составили:

2007 г. – 0,19 0/0000;

2008 г. – 0,38 0/0000;

2009 г. – 0,38 0/0000;

2010 г. – 0,96 0/0000;

2011 г. – 0,19 0/0000.

Заболеваний менингококковой инфекцией у взрослых не выявлено. Около 90% выявленных случаев у детей до 2-х лет были расценены генерализованные формы менингококковой инфекции. Вместе с тем, очаги с множественными случаями генерализованной инфекции не выявлялись. В этиологической структуре выявленных менингококков 60% составили менингококки серогруппы А, 23% - В, 12% - С, 3% - других групп.

Задание к задаче №20

1. Оцените ситуацию.

2. Дайте прогноз распространения менингококковой инфекции в городе.

3. Определите основные направления эпидемиологического надзора за данной инфекцией.

4. Дайте рекомендации по управлению эпидемическим процессом менингококковой инфекции и их обоснование.

Ситуационная задача №21

Больному С. 38 лет с диагнозом хроническая почечная недостаточность в терминальной стадии 25 марта 2005 г. выполнена аллотрансплантация почки. Донор почки – женщина 21 года, получившая в автомобильной аварии травмы, несовместимые с жизнью. Во время операции и в послеоперационном периоде больной получил гемотрансфузии от четырех разных доноров. Кровь доноров была тестирована на анти-HВsAg, анти-ВГС и антитела к ВИЧ на станции переливания крови, кровь донора почки – в стационаре, где проводилась аллотрансплантация. Через 3 месяца после операции у больного обнаружены антитела к ВИЧ в скрининговом исследовании и подтверждены в иммуноблоте. Перед операцией он был обследован на ВИЧ-инфекцию с отрицательным результатом. Больной С. женат, детей в семье нет.

Задание к задаче №21

1. Какие действия необходимо предпринять для эпидемиологического расследования этой ситуации?

2. Определите меры по установлению источника инфекции.

3. Установите факторы риска.

4. Определите необходимые профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Ситуационная задача №22.

Проведенный эпидемиологический анализ заболеваемости дифтерией в Кемеровской области с 1952 по 2011 гг. позволил выделить 4 периода в многолетней динамике заболеваемости:

1952 – 1960г. – высокий уровень заболеваемости – от 90 до 170 0/000;

1961 – 1991 г. – относительная стабилизация эпидемического процесса с регистрацией единичных случаев заболеваний;

1991 – 1995г. – резкий рост заболеваемости, рост бактерионосительства токсигенных штаммов, с регистрацией и ростом летальных исходов;

1996 – 2011г.- регистрация единичных случаев заболеваний.

В возрастной структуре заболевших в 1991 – 1995 г. преобладали взрослые (более 60 %). Охват прививками детей до 3-х лет в эти годы составил 74,0 %, 70,8%, 74,9%, 78,5%, 87,7%, 94,5%, взрослых: 0,3 – 3,1% в 1991-1992 г. и соответственно 11,6; 45,8; 72% в 1993 – 1995г.

Рост заболеваемости в крупных населенных пунктах был более выражен, грань между заболеваемостью городского и сельского населения стерта. Как правило на всех территориях, вовлеченных в эпидемический процесс, заболеваемость регистрировалась в течение всего года.

При плановом иммунологическом контроле за состоянием иммунитета в 1993 – 1995г. было обследовано 2960 детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет. Выявлено, что в г. Кемерово, г. Прокопьевске частота серонегативных лиц составила 5,6 и 8,0%. В г.Мариинске серонегативные лица в возрасте 9 лет составили 6,7%, в возрасте 17 лет – 14,8%. Параллельное испытание сывороток обследованных лиц со столбнячным антигенным диагностикумом показало, что процент серонегативных в группе детей 9 лет из г. Мариинска составил 20,4%, а 17 лет – 18,8%.

В последний период (1996-2011гг.) иммунологическое обследование проводилось регулярно у жителей городов и районов. Защитный титр антител (1:20) обнаруживали у 90-95% детей в возрасте 3-4 лет и 16-17 лет. Доля взрослого населения с защитным уровнем антител колебалась от 70 до 81%. У всех лиц с высоким уровнем антител выявляли антитела к столбнячному анатоксину.

Задание к задаче № 22

1. Объясните с эпидемиологических позиций, чем обусловлена приведенная многолетняя динамика заболеваемости дифтерией и чем объясняется:

2. низкий уровень заболеваемости в 1961-1985г. и относительная стабилизация эпидемического процесса в 1986-1991г;

3. резкий рост заболеваемости в 1991-1995г;

4. преобладание в возрастной структуре заболевших в 1991-1995г. взрослых и рост летальных исходов.

5. снижение уровня заболеваемости с 1996 года.

6. Отметьте в характеристике эпидемического процесса признаки, не характерные для эпидемиологии классической дифтерии.

7. Укажите недостатки в организации планового иммунологического контроля в Кемеровской области в 1993-1995гг.

8. Оцените результаты данных иммунологического контроля прививочной работы в городах в 1993 -1995г. и 1996 – 2011г.

9. Объясните, чем может быть обусловлено среди обследованных в 1993-1995г. в г. Мариинске различие в процентном соотношении серонегативных сывороток к столбнячному и дифтерийному анатоксину в группах лиц 9-17 лет.

10. С чем связаны единичные случаи дифтерии, регистрируемые в Российской Федерации.

11. Дайте прогноз заболеваемости на следующий период (2012-2017г.). в Кемеровской области.

Ситуационная задача №23

В селе К. с 10 по 30 мая зарегистрирована вспышка острой дизентерии с количеством пострадавших 23 человека.

У 77% заболевших выделен возбудитель – шигелла Ньюкестль, у 3-х человек выявлено транзиторное носительство.

Население поселка – 1593 человека, в том числе детей 543. Водоснабжение поселка осуществляется двумя скважинами. Одна из скважин расположена в 50 метрах от жилого дома, вокруг скважины отсутствует подсыпка территории. От этой скважины отходит водопроводная ветка в школу и разводящая сеть с одной колонкой. Вторая скважина находится на территории автопарка, водой снабжает столовую, хлебопекарню, гостиницу и имеет разводящую сеть с двумя колонками. Многие жители имеют личные колодцы, а отдаленные дома получают привозную воду.

Данных лабораторного исследования воды нет.

Канализация - надворные туалеты и выгребные ямы.

В селе имеется молочный завод, который принимает молоко с молочно-товарных ферм (МТФ) до 25 тонн в сутки. На заводе производится пастеризация молока, сливок. Готовят творог по заказу для больницы и детского комбината. Молоко отправляют в город А.., а сливки – в г. К. В торговую сеть села молоко и молочные продукты не поступают. На молочном заводе выявлено множество санитарных нарушений.

Бактериологические анализы молочной продукции от 22 мая показали: сливки пастеризованные – БГКП более 0,3 мл, молоко пастеризованное – БГКП более 3 мл, творог – более 0,1 мл, сметана – более 3 мл. В местной столовой реализуется сметана с молочного завода, при реализации которой нарушаются правила и сроки ее хранения.

В селе есть ДОУ – ясли-сад на 40 мест. Молоко и молочные продукты получают с местного завода. Имеется средняя школа, с количеством учащихся 342 человека, в том числе 115 детей из интерната. В школьный буфет молоко и молочные продукты не поступают. Дети получают только пирожки, булочки, коржики, чай, компот. Случаи заболеваний острой дизентерией в поселке за последние 1,5 года не регистрировались.

Первым заболел школьник из 6-го класса 7 мая. 8 мая с высокой температурой (39.5о), головной болью поступил в местную больницу. На второй день появился многократный жидкий стул. При исследовании фекалий от 10 мая выделена шигелла Ньюкестль. В последние дни обратилось с подобной клиникой заболевания еще 6 человек (смотри таблицу №1).

Таблица1.

Наши рекомендации