Анатомия как наука и предмет преподавания

Вопросы к экзамену по анатомии человека

Семестр

№ п/п Формулировка вопроса
Анатомия как наука и предмет преподавания. Основные исторические этапы развития анатомии.
Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации.
Ткани. Принципы классификации тканей.
Скелет и его функции.
Кость как составная часть скелета. Строение кости.
Кости мозгового отдела черепа.
Кости лицевого отдела черепа.
Позвоночный столб. Грудная клетка.
Пояс верхней конечности и свободная верхняя конечность.
Пояс нижней конечности и свободная нижняя конечность.
Учение о соединениях костей. Классификация соединений костей.
Классификация соединений костей черепа и лица.
Межпозвоночные суставы. Движения позвоночного столба.
Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом. Механизм движения ребер.
Соединения костей пояса верхней конечности, их функциональное назначение.
Особенности строения суставов и связочного аппарата кисти, ее твердая основа.
Соединения костей пояса нижней конечности: крестцово-подвздошный сустав, лобковый симфиз.
Продольный и поперечный своды стопы. Факторы, способствующие укреплению сводов стопы. Предупреждение плоскостопия.
Поперечно-полосатая мышечная ткань. Саркомер.
Строение и функции мышц.
Характеристика работы мышц.Законы рычага и работа мышц.
Морфо-функциональные характеристики мышц головы.
Функции мышц шеи при различных видах опоры.
Мышцы, участвующие в разгибании туловища, их расположение.
Мышцы живота, их расположение, места фиксации.
Механизм дыхательных движений вдоха и выдоха. Диафрагма, ее части и функции.
Мышцы свободной верхней конечности.
Мышцы нижней конечности.
Основные движения верхней конечности, выполняемые при занятиях физической культурой и спортом.
Основные движения нижней конечности, выполняемые при занятиях физической культурой и спортом.
Определение динамической анатомии, её связь со смежными науками.
Классификация положений тела.
Общая характеристика и классификация движений тела человека.
Прыжок в длину с места. Основные фазы движений при прыжке.
Общая характеристика циклических движений на примере ходьбы.
Бег. Черты сходства и различия между бегом и ходьбой.
Общая характеристика и классификация вращательных движений.
Последовательность (алгоритм-схема) анатомического анализа положений и движений человека (по М.Ф. Иваницкому).
Функциональные группы мышц, участвующие в движениях плеча в плечевом суставе.
Функциональные группы мышц, участвующие в движениях предплечья, кисти и пальцев.
Особенности строения голеностопного сустава и движения в нем и в других суставах стопы.
Сравнительная характеристика скелета (костей и их соединений) верхней и нижней конечностей.

Анатомия как наука и предмет преподавания

Анатомия человека –это наука, изучающая строение человеческого организма и исследующая закономерности этого строения в связи с его функцией и окружающей средой.

Впервые наиболее существенные представления о строении тела животных и человека мы встречаем в трудах Гиппократа (460 – 377 г.г.до н.э.). Основоположником современной анатомической науки считают Андрея Везалия (1514 – 1564 гг.). Он не довольствовался редкими вскрытиями трупов, которые проводили тогда для банщиков и медиков, а добывал для препарирования и изучения трупына кладбищах и в местах казни. Все это позволило создать ему первое обстоятельное руководство по анатомии. Создателем общей теории анатомии является Биша (1771 – 1802 гг.). В своей книге “Общая анатомия“ (1801 г.) он объединил по функциональным признакам разрозненные ранее представления о тканях, органах и системах органов.

В России до 17.в. врачи были лишь при царском дворе. Первая медицинская школа с преподаванием анатомии была учреждена Петром I в Москве, а затем в Петербурге. Основателем же первой отечественной анатомической школы был П.А. Загорский (1764 – 1846 гг.) – руководитель кафедры анатомии Медико-хирургической академии в Петербурге.

П.Ф. Лесгафт (1837 – 1909 гг.), заложивший основы физического воспитания в России. Он создал функциональное направление в анатомии применительно к задачам физической культуры.

1. (Древняя Греция)Аскрепий-бог врачевания.Он смог перевернуть знания медицины-при храмах начали появляться школы медицины.

· Коссная школа-представитель Гиппократ

· Книдская школа-Аристотель

· Александрийская школа-Герофил

2.(Древний Рим)-Гомен,Соран,Диоскорил

Развитие анатомических знаний в России:

· 1654-Открытие первой лекарской школы(Бидлоо ,Москва)

· 1725-основана медико-херургическая академияП.А.Загорский,Н.И.Пирогов,Г.М.Иосипов(Харьков)Д.А.Жданов(Воронеж)

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1)Начальный: охватывает Vстолетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2)Научного развития: вбирает отIVстолетия до н.э. и доXVстолетия н.э. УчёныеIVвека: Аристотель (Система органов. Теория развития организма).

3)Период возрождения:XVIвек - и первая половинаXVIIвека. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.

4)Микроскопический период: вторая половинаXVIIиXVIIIвеков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.

5)Сравнительно-эмбриональный период:XIX-XXвв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.

Наши рекомендации