Анатомия как наука и предмет преподавания
Вопросы к экзамену по анатомии человека
Семестр
№ п/п | Формулировка вопроса |
Анатомия как наука и предмет преподавания. Основные исторические этапы развития анатомии. | |
Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации. | |
Ткани. Принципы классификации тканей. | |
Скелет и его функции. | |
Кость как составная часть скелета. Строение кости. | |
Кости мозгового отдела черепа. | |
Кости лицевого отдела черепа. | |
Позвоночный столб. Грудная клетка. | |
Пояс верхней конечности и свободная верхняя конечность. | |
Пояс нижней конечности и свободная нижняя конечность. | |
Учение о соединениях костей. Классификация соединений костей. | |
Классификация соединений костей черепа и лица. | |
Межпозвоночные суставы. Движения позвоночного столба. | |
Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом. Механизм движения ребер. | |
Соединения костей пояса верхней конечности, их функциональное назначение. | |
Особенности строения суставов и связочного аппарата кисти, ее твердая основа. | |
Соединения костей пояса нижней конечности: крестцово-подвздошный сустав, лобковый симфиз. | |
Продольный и поперечный своды стопы. Факторы, способствующие укреплению сводов стопы. Предупреждение плоскостопия. | |
Поперечно-полосатая мышечная ткань. Саркомер. | |
Строение и функции мышц. | |
Характеристика работы мышц.Законы рычага и работа мышц. | |
Морфо-функциональные характеристики мышц головы. | |
Функции мышц шеи при различных видах опоры. | |
Мышцы, участвующие в разгибании туловища, их расположение. | |
Мышцы живота, их расположение, места фиксации. | |
Механизм дыхательных движений вдоха и выдоха. Диафрагма, ее части и функции. | |
Мышцы свободной верхней конечности. | |
Мышцы нижней конечности. | |
Основные движения верхней конечности, выполняемые при занятиях физической культурой и спортом. | |
Основные движения нижней конечности, выполняемые при занятиях физической культурой и спортом. | |
Определение динамической анатомии, её связь со смежными науками. | |
Классификация положений тела. | |
Общая характеристика и классификация движений тела человека. | |
Прыжок в длину с места. Основные фазы движений при прыжке. | |
Общая характеристика циклических движений на примере ходьбы. | |
Бег. Черты сходства и различия между бегом и ходьбой. | |
Общая характеристика и классификация вращательных движений. | |
Последовательность (алгоритм-схема) анатомического анализа положений и движений человека (по М.Ф. Иваницкому). | |
Функциональные группы мышц, участвующие в движениях плеча в плечевом суставе. | |
Функциональные группы мышц, участвующие в движениях предплечья, кисти и пальцев. | |
Особенности строения голеностопного сустава и движения в нем и в других суставах стопы. | |
Сравнительная характеристика скелета (костей и их соединений) верхней и нижней конечностей. |
Анатомия как наука и предмет преподавания
Анатомия человека –это наука, изучающая строение человеческого организма и исследующая закономерности этого строения в связи с его функцией и окружающей средой.
Впервые наиболее существенные представления о строении тела животных и человека мы встречаем в трудах Гиппократа (460 – 377 г.г.до н.э.). Основоположником современной анатомической науки считают Андрея Везалия (1514 – 1564 гг.). Он не довольствовался редкими вскрытиями трупов, которые проводили тогда для банщиков и медиков, а добывал для препарирования и изучения трупына кладбищах и в местах казни. Все это позволило создать ему первое обстоятельное руководство по анатомии. Создателем общей теории анатомии является Биша (1771 – 1802 гг.). В своей книге “Общая анатомия“ (1801 г.) он объединил по функциональным признакам разрозненные ранее представления о тканях, органах и системах органов.
В России до 17.в. врачи были лишь при царском дворе. Первая медицинская школа с преподаванием анатомии была учреждена Петром I в Москве, а затем в Петербурге. Основателем же первой отечественной анатомической школы был П.А. Загорский (1764 – 1846 гг.) – руководитель кафедры анатомии Медико-хирургической академии в Петербурге.
П.Ф. Лесгафт (1837 – 1909 гг.), заложивший основы физического воспитания в России. Он создал функциональное направление в анатомии применительно к задачам физической культуры.
1. (Древняя Греция)Аскрепий-бог врачевания.Он смог перевернуть знания медицины-при храмах начали появляться школы медицины.
· Коссная школа-представитель Гиппократ
· Книдская школа-Аристотель
· Александрийская школа-Герофил
2.(Древний Рим)-Гомен,Соран,Диоскорил
Развитие анатомических знаний в России:
· 1654-Открытие первой лекарской школы(Бидлоо ,Москва)
· 1725-основана медико-херургическая академияП.А.Загорский,Н.И.Пирогов,Г.М.Иосипов(Харьков)Д.А.Жданов(Воронеж)
История развития анатомии в 5-ти периодах:
1)Начальный: охватывает Vстолетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).
2)Научного развития: вбирает отIVстолетия до н.э. и доXVстолетия н.э. УчёныеIVвека: Аристотель (Система органов. Теория развития организма).
3)Период возрождения:XVIвек - и первая половинаXVIIвека. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.
4)Микроскопический период: вторая половинаXVIIиXVIIIвеков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.
5)Сравнительно-эмбриональный период:XIX-XXвв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.