Занятие 24. Как разрешить конфликты мирным путем?
Разминка
«Толковый словарь».Предложите детям составить определения понятий: дружба, ссора, конфликт. Сравните их с определениями из словаря.
«Точка, точка, запятая».Предложите детям быстро изобразить в символическом или абстрактном рисунке любое чувство, которое остальные должны будут разгадать. На выполнение рисунка дается одна минута.
«Передай чувство спиной».Дети разделяются на пары. В каждой двойке партнеры поворачиваются спинами друг к другу. Одному из пары нужно загадать какое-либо чувство и передать его, взаимодействуя только своей спиной со спиной партнера. Второй должен ему спиной же «ответить», после чего на словах выясняется, кто и что хотел сообщить другому и насколько точно тот его понял.
Основное содержание занятия
«Разыграй конфликт».Дети придумывают каждый по одному конфликту между сверстниками и предлагают его для обсуждения. Группа выбирает наиболее типичный конфликт, разыгрывает его с различными мирными вариантами разрешения. Затем придумываются и разыгрываются конфликты с участием ребенка и родителей, ребенка и учителя.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Лети вверх, Соня
Эта история произошла в те давние времена, когда люди еще умели летать. Они летали не как курицы или городские голуби, что еле отрываются от земли. Люди летали как чайки — стремительно и самозабвенно. Как им это удавалось? Вот об этом я сейчас и расскажу.
Соня не знала, что ей нужно делать, чтобы взлететь, хотя часто она видела себя во сне парящей над озерами, реками, лесами и полянами. И вот пришло время, и ее привели к учителю. Это был старый учитель. Он жил на вершине высокой башни. Его взгляд излучал теплоту и покой.
Хочешь ли ты летать, Соня? — спросил он. — Хорошенько подумай, прежде чем ответить. На земле у тебя естьвсе: игрушки, сладости, красивые вещи. На земле не страшнопадать. А летать гораздо опаснее. И тем опаснее, чем быстрееи выше ты полетишь. Ты должна захотеть этого очень сильно, чтобы твое «хочу» стало подобно жесткому лучу, пробивающему все преграды.
Очень хочу, — сказала Соня.
Учитель пристально заглянул в ее глаза и согласился ее учить.
— Да, теперь ты действительно очень хочешь. Пойдем со мной.
Он взял ее руку в свою и повел вверх по винтовой лестнице. И когда у Сони уже совсем закружилась голова от бесконечных поворотов, они вышли на узенькую площадку на вершине башни. С нее был виден город, маленькие люди, спешащие автобусы, далекое озеро и горы.
Лети, Соня, — сказал учитель, — ты захотела лететь, итеперь ты можешь это сделать.
Боюсь, — прошептала Соня.
Боишься — значит, не веришь.
И Соня вдруг поняла, что она верит. Потому что не может быть иначе. Потому что она должна лететь. Она спрыгнула с площадки и, падая, услышала голос учителя:
— А теперь старайся, Соня! Очень старайся!
И Соня замахала руками изо всех сил. Падение замедлилось. А потом махать оказалось уже ненужным. Что-то будто щелкнуло внутри, и открылась неведомая ранее сила. Соня полетела. Над городом, над автобусами. Над озером. К дальним горам. С тех пор она летала часто и много. Иногда начинала падать, но тогда вспоминала слова Учителя: хотеть, верить, стараться! И снова поднималась вверх, испытывая ни с чем не сравнимую радость полета.
Комментарии для Ведущего
Эта сказка сложна для детей, но она очень важная, итоговая, поэтому в данном случае можно провести свободное неструктурированное обсуждение. Предложите детям поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них при чтении сказки.
Занятие 25 (Итоговое)
Было бы уместным превратить последнее занятие четырехгодичной программы в своеобразный обряд инициации, знаменуя им переход детей в школу среднего звена. Для этого детям нужно в русле подготовленного ритуала пройти ряд испытаний, совершить ряд подвигов. Это должны быть своеобразные подвиги, связанные с фиксацией личностного развития детей. Чтобы считаться взрослыми, они должны проявить качества Доброты, Внутренней Силы, Справедливости, Дружелюбия, Честности, Терпения и т.д. Необходимо заранее продумать сценарий ритуала, опираясь на конкретный опыт психологических занятий именно с этими детьми. Можно выбрать для испытаний форму, подобную игре «Ключи от Форта Байярд» либо иную. Все зависит от возможностей конкретной школы, от поддержки родителей, помощи администрации. В любом случае четырехлетний опыт психологических занятий должен быть памятно и торжественно закреплен в сознании детей, и достижения каждого могут быть отмечены символическими наградами («Орден Смекалки», «Корона Лидера», «Венок Старания»), раздачей званий и титулов («Диплом за терпение», «Грамота за искренность», «Мисс Обаяние», «Мистер Справедливость») и т.д. Поверьте, дети долго будут хранить эти реликвии.