Слуховая сенсорная система
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина | “ФИЗИОЛОГИЯ" |
Модуль №1 | “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ” |
Смысловой модуль №7 | Сенсорные системы. |
Тема практического занятия №17 | Исследование зрительной и слуховой сенсорных систем. |
Курс | 2-й |
Факультет | Стоматологический |
Киев - 2013
1.Актуальность темы :
Из всех видов чувства зрение является самым сложным и наиболее специализированным — это результат сенсорного восприятия и его психической переработки. Близко 80% информации человек воспринимает именно через зрение. Функцией зрительного анализатора является способность воспринимать свет, цвет, величину, взаимное расположение и расстояние между предметами с помощью органа зрения — глаза.Орган слуха - обеспечивает восприятие слуховых колебаний. Благодаря слуху различают звуки окружающей среды. Человек способен определить направление звука из источника, который дает возможность ориентирования в окружающей среде, а также высоту, тембр, силу звука. Слух является одним из чувств человека, содействующий психическому развитию полноценной личности. Со слухом связано звуковое, языковое общение. Орган слуха расположен в отверстии слухового прохода височной кости черепа. Он состоит из 3-х основных отделов: внешнего, среднего и внутреннего уха.
Ø Объяснять структуру и функциональную организацию зрительной и слуховой сенсорных систем.
Ø Изображать схематически строение зрительной и слуховой сенсорных систем.
Ø Объяснить физиологичное значение и характеристики вспомогательных структур в зрительной и слуховой сенсорных системах.
Ø Характеристика процессов, которые происходят на разных уровнях организации зрительной и слуховой сенсорных систем.
Ø Избирать адекватные методы исследования основных функции зрительной и слуховой сенсорных систем.
Ø Анализировать особенности функций сенсорных систем в вековом в вековом диапазоне жизни человека.
Базовый уровень подготовки
Студенты имеют навыки по предыдущим учебным дисциплинам:
Названия предыдущих дисциплин | Полученные навыки |
Анатомия человека | Анализировать информацию об органах и тканях телосложении человека, системах, что составляют организм человека. |
Гистология, цитология, эмбриология | Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток |
Медицинская и биологическая физика | Трактовать общие физические и биофизические закономерности, которые лежат в основе жизнедеятельности человека |
Медицинская биология | Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях. |
Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию.
Теоретические вопросы
1. Слуховая сенсорная система, ее строение и функции.
2. Функции внешнего и среднего уха. Внутреннее ухо, частотный анализ звуковых сигналов.
3. Зрительная сенсорная система, ее строение и функции.
4. Основные зрительные функции и методы их исследования.
Практические работы
1) Оценка скорости двигательных реакций человека с помощью линейки
2) Измерение мышечной силы человека с помощью ручного динамометра.
3) Исследование влияния некоторых факторов на скорость развития усталости во время работы на эргографе.
Содержание темы
5.1.Структурно-логическая схема: зрительная сенсорная система
зрительная сенсорная система
Слуховая сенсорная система
5.3. Устройства и функции зрительного анализатора.
Зрительный анализатор состоит из воспринимающей части (сетчатка), проводящих путей (зрительный нерв, хиазма, зрительные тракты), подкорковых центров и высших зрительных центров в затылочных долях коры больших полушарий.
Сетчатка - это внутренняя оболочка глаза, воспринимающая свет.
Рис. Строение органа зрения
1 - Кольцевидная мышца века; 2 - Мышца, поднимающая верхнее веко; 3 – Склера; 4 - Сосудистая оболочка глаза; 5 - Конъюнктива; 6 - Радужная оболочка; 7- Роговица; 8 – Хрусталик; 9 - Стекловидное тело (прозрачно); 10 - Ресничное тело и подвешивающая связка хрусталика; 11 – сетчатка; 12 - Диск (сосочек) зрительного нерва; 13 - Прямая верхняя глазная мышца; 14 - Прямая нижняя глазная мышца; 15 - Зрительный нерв.
Прежде чем попасть на сетчатку, световые лучи проходят через ряд прозрачных сред глаза: роговица, влага передней камеры, хрусталик, стекловидное тело. В каждой из этих сред лучи преломляются и в конечном итоге фокусируются на сетчатке.
В сетчатке глаза расположен рецепторный аппарат в виде комплекса палочек, отвечающих за черно-белое зрение, и колбочек, ответственных за восприятие цвета. В палочках зрительный пигмент родопсин расположен в их внешнем сегменте в мембране дисков, в его составе есть белок скотопсин и альдегид витамина А -ретиналь. Когда свет падает на сетчатку ретиналь родопсина переходит из формы 11 цис-ретиналь в полный транс-ретиналь, который через серию промежуточных веществ превращается в метародопсин ІІ, который активирует на мембране дисков G - белок, который имеет название трансдуцин, который в свою очередь активирую фермент фосфодиэстеразу. Фосфодиэстераза катализирует превращение цГМФ к 5-ГМФ, а концентрация цГМФ уменьшается, что приводит к закрыванию ворот натриевых каналов, следствием чего есть возникновение гиперполяризации в фоторецепторах.