Слабеют ли под корсетом мышцы?
Да, ношение ортопедических изделий, принося несомненную и часто неоценимую пользу больному позвоночнику, одновременно способствует одряхлению мышечной системы. Прежде всего это относится к мышцам, которые не заняты постоянным, ежесекундным обслуживанием в высоком энергетическом режиме позвоночного столба, а как бы находятся в резерве, в ожидании использования их потенциальных возможностей. В первую очередь речь идет о мышцах брюшного пресса. Например, бесконтрольное использование ортопедического пояса или корсета ленинградского типа способно привести к детренированности этих мышц.
Одна из задач мышц брюшного пресса состоит в создании внутрибрюшного давления, необходимого для удержания внутренних органов в определенном положении. В состоянии обычных бытовых нагрузок даже у физически развитого человека напряжение этих мышц сравнительно невелико. Поэтому корсет способен во многом подменить их работу и привести, при длительном его использовании, к детренированности названных мышц.
Однако мышцы брюшного пресса играют очень важную роль в стабилизации поясничного отдела позвоночника во время трудоемких физических действий. Сокращаясь, мышцы брюшного пресса и диафрагмы повышают давление в брюшной полости, создавая эффект "шинирования" позвоночника. Вспомните, как напрягаются эти мышцы, когда вы поднимаете что-нибудь тяжелое. Естественно, чем тренированнее они и сильнее, тем выраженнее эффект "шинирования". И наоборот, слабые и дряхлые мышцы никогда не будут надежной "защитой" позвоночника во время больших физических нагрузок. "Следовательно, корсет вреден, коль он так безжалостен к находящимся под ним мышцам живота", - поспешит сделать кто-нибудь вывод. Но разве в мышцах живота появляется тупая, тягучая боль при длительном нахождении в положении сидя или стоя? И разве боль в животе заставляет больного переворачиваться под утро с боку на бок? Не будем торопиться с окончательными выводами, а продолжим наши размышления.
А что же глубокие мышцы позвоночника? Глубокие мышцы спины работают даже тогда, когда человек отдыхает, находясь в горизонтальном положении. Трудно представить, что они позволят корсету взять на себя колоссальную по энергетическим затратам функцию удержания каждого отдельно взятого позвонка по отношению к другому в строго заданных пространственных границах при совершении человеком каких-либо физических действий. Наоборот, со временем, по мере изнашивания дисков и суставов позвоночного столба, мышцам становится все труднее справляться с возрастающей на них нагрузкой.
Избыточное же напряжение глубоких мышц спины ведет к патологическим изменениям в самих мышечных пучках, их сухожилиях и в костях, в местах прикрепления к ним сухожилий. Тогда и мышца, и ее сухожилие, и сама кость становятся источниками боли.
Кроме того, продолжительное напряжение глубоких мышц способно привести к формированию в них остаточного спазма. То есть может случиться так, что какая-то группа мышц не расслабляется даже в состоянии физического покоя. Это, в свою очередь, способствует прогрессированию дистрофических изменений в диске, чрезмерно сдавленном телами позвонков, стянутых сокращенными мышцами даже в состоянии физического покоя. Выключение из двигательной деятельности блокированного спазмированными мышечными пучками участка позвоночника заставляет соседние его сегменты брать на себя потерянный им объем движений. Они же, вынужденные активно двигаться, начинают быстро сдавать свои позиции. Позвоночник стремительно теряет то, что не подлежит в нем восстановлению естественным путем: целостность дисков, суставов, связок.
Таким образом, определяя показания к ношению корсета, мы должны исходить из целесообразности в каждом конкретном случае. Если мы говорим о вреде и пользе, всегда надо иметь в виду соотношение между первым и вторым. Наш организм не может быть безразличен к любому вмешательству в его деятельность. Скажем, гипсовая лангета, наложенная на место перелома, помогает срастись кости, но оказывает негативное воздействие на мягкие ткани. Хирург, удаляя камни желчного пузыря, одновременно вынужден резать скальпелем тело... Но, согласитесь, польза, приносимая при этом, несопоставима с нанесенным вредом. То же относится и к ношению ортопедических изделий. Да, используя корсет, человек рискует "потерять" мышцы брюшного пресса. Но этого может не случиться, если систематически тренировать их. С другой стороны, если корсет не носить, высока вероятность потери, причем безвозвратной, целостности, пусть и не первоначальной, дисков и суставов позвоночника, так как слишком быстро устают оберегающие их глубокие мышцы. Надевая корсет, мы помогаем своему мышечному аппарату справляться с повышенной нагрузкой и предупреждаем скорое разрушение структур позвоночного столба. Ведь недостаточная их работа, в свою очередь, заставляет мышцы трудиться в режиме утомления.
Надо понять, что корсет помогает глубоким мышцам, но не подменяет их. Под корсетом они имеют больше шансов функционировать в нормальном режиме, без него - в режиме утомления. Даже людям, имеющим здоровый позвоночник, но вынужденным заниматься тяжелым физическим трудом или соответствующими видами физических тренировок, автор посоветовал бы ношение фиксатора во время чрезмерных нагрузок. Тем же, у кого есть хронические боли в позвоночнике, обусловленные грубыми изменениями строения его опоронесущих структур, применение ортопедического изделия просто необходимо. Иначе высока вероятность, даже при выполнении обычных по продолжительности и физическим затратам действий, быстрого прогрессирования заболевания с усилением или появлением боли.
- Но как же быть с мышцами брюшного пресса? - может спросить кто-нибудь из читателей. - Ведь они тоже страдают!
Конечно, как уже говорилось, бесконтрольное использование пояса штангиста или корсета ленинградского типа приводит к детренированности мышц живота и диафрагмы. Но обратите внимание: бесконтрольное! Значит, все, что требуется от пациента, носящего фиксатор, - это контроль. Не забывайте о нем и систематически тренируйте брюшной пресс. Не так уж и трудно найти время для работы с теми мышцами, которые, по вашему мнению, незаслуженно страдают от частого использования корсета.