Первый заместитель председателя
- _ | ||
ДЕПАРТАМЕНТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | ДЕПАРТАМЕНТ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ | |
Отделы • предпреждения природных бедствий • предупреждения техногенных ЧС • научно-технических программ и правового регулирования • международного сотрудничества РГКП "Казселезащита" | Отделы • экстренного реагирования и планирования мероприятий • информации и ситуационного анализа • сил и лицензирования аварийно спасательных служб • связи и оповещения РГКП РОСО РГКП ВТТИСА ЧС | |
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ | ||
Отделы • планирования мероприятий ГО • защиты территории и населения • подготовки войск и мобилизационной работы • обучения населения Республиканский центр подготовки и обучения Воинские части ГО (2 полка) Химическая лаборатория | Центрспасвод Оперативно-дежурная служба Мобильный узел связи (1 полк) | |
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ {на правах юридического лица) | ||
Управления • государственного пожарного надзора • пожаротушения и аварийно-спасательных работ * кадров и учебных заведений Отдел финансового и материально-технического обеспечения Служба тыла и обеспечения (на правах управления) Кокшетауское высшее училище противопожарных и аварийно-спасательных работ Отделы ГПС на транспорте Специальная научно-исследовательская лаборатория пожарной безопасности | ||
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ГОСНАДЗОРУ ЗА ЧС, БЕЗОПАСНЫМ ВЕДЕНИЕМ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРНАДЗОРУ | ||
Отделы * по надзору в горно-металлургической промышленности • по надзору в нефтегазово-химической промышленности, геологии и магистральных нефтепроводах • котлогаэового надзора, надзора за взрывоопасными объектами • технический |
их заместители (главные государственные инспекторы по тер. ритории) назначаются председателем Агентства по согласованию с акимами соответствующих административно-территориальных единиц.
Для рассмотрения и выработки рекомендаций по важным проблемам, отнесенным к компетенции Агентства, создается научно-технический совет при Агентстве, в состав которого входят представители заинтересованных министерств, центральных и местных исполнительных органов, научных и общественных организаций, общественных объединений.
Практическая деятельность Агентства основывается на следующих законах, принятых в Республике Казахстан: "О чрезвычайных ситуациях природного и техногеннЪго характера" от 5.07.1996 г., "О Гражданской обороне" от 7.05.1997 г., "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 23.03.1997 г., "О правовом режиме чрезвычайного положения" от 15.10.1993 г., "О пожарной безопасности" от 22.11.1996 г., "О радиационной безопасности населения" от 23,04.1998 г., Эти законы регулируют общественные отношения на территории Республики Казахстан в период предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяют деятельность аварийно-спасательных служб и формирований, определяют основные задачи и полномочия центральных, местных представительных и исполнительных органов, организаций, права и обязанности граждан Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций.
Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Законом РК "О Гражданской обороне", определены силы гражданской обороны, их состав, предназначение и порядок применения. Они состоят из воинских частей ГО РК, территориальных формирований ГО, объектовых формирований ГО, формирований служб ГО и ЧС, оперативно-спасательных отрядов (республиканского -РОСО и областных - ОСО). На период проведения спасательных работ по решению Правительства могут привлекаться воинские части Минобороны и МВД РК.
В соответствии с действующим законодательством РК формирования ГО в областях, городах, районах и организациях
независимо от форм собственности создаются по территори-одъно-производственному принципу решением акимов, а объектовые формирования на производствах и организациях независимо от форм собственности - приказом руководителя организации.
Общее количество, структура и численность формирований ГО определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, и с учетом характера и объема выполняемых работ, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники и местных условий. Для регионов, подверженных землетрясениям, формирования ГО создаются из расчета - один спасатель на 10 человек населения, а для промышленных регионов, подверженных наводнениям, пожарам - один спасатель на 15-20 человек населения. Формирования ГО по предназначению делятся;
- на основные формирования - разведки, спасательные, медицинские, инженерные, противопожарные, аварийно-технические, радиационной и химической защиты;
- обеспечивающие формирования ~ связи, материально-технического обеспечения, транспортные, охраны общественного порядка, защиты животных и растений и другие.
Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени из числа существующих формирований ГО и штатных специализированных формирований создаются отряды экстренного реагирования постоянной готовности численностью:
- в области - не менее 150 человек, в городе - не менее 100 человек, в районе - не менее 50 человек.
Максимально возможное время приведения в готовность формирований устанавливается: для отрядов экстренного реагирования - не более 2 часов; для основных спасательных формирований - не более 4 часов; для всех остальных формирований - не более 6 часов.
Формирования ГО комплектуются мужчинами и женщина-Ми трудоспособного возраста за исключением:
- инвалидов первой, второй, третьей групп; беременных женщин; женщин, имеющих ребенка до 8 лет; в военное время -в°еннообязанных, имеющих мобилизационное предписание.
Кроме аварийно-спасательных формирований, при ликви дации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного Ха рактера немедленно вводится в действие также служба экст, ренной медицинской помощи. В эту службу входят мобильные формирования с постоянной готовностью, специализирован ные формирования - противоэпидемические отряды, санитар, ные дружины, отряды первой врачебной помощи.
При чрезвычайных ситуациях, особенно при массовых поражениях людей и сооружений (землетрясение, война и т. п.) жизненно важное значение имеют стабильность и безотказность средств связи и оповещения. Поэтому организации связи в единой системе по предупреждению и ликвидации ЧС уделяется первостепенное значение. Как правило, для надежности используются все виды связи: проводная, теле-, радио-, компьютерная, космическая и другие. При этом штаб гражданской обороны, например города, имеет прямой выход в ретрансляционную радиосеть. Предусмотрены также резервные средства и пункты связи с выносом за город.
Информация в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является открытой и гласной и подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения. Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Право передачи и порядок информирования населения в зависимости от масштабности чрезвычайных ситуаций дано Правительству, Агентству РК по ЧС, местным представительным и исполнительным органам в области ЧС. Для информационно-технического обеспечения государственных органов в РК создана республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям.
Система по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций в РК функционирует в трех режимах:
- повседневная деятельность в мирное время при нормальной радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановках;
- повышенная готовность при получении прогноза о во можности возникновения чрезвычайной ситуации;
- режим при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации в мирное время.
При возникновении и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации может вводится режим чрезвычайного положения, регламентируемый законом РК "О правовом режиме чрезвычайного положения". Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится или продлевается Указом Президента Республики Казахстан.
Чрезвычайное положение вводится при стихийных крупномасштабных бедствиях или техногенных авариях, реально угрожающих жизни населения, а также в случае опасности смены конституционного строя за счет различных социальных конфликтов, устранение последствий которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Введение чрезвычайного положения позволяет в кратчайшие сроки стабилизировать обстановку, восстановить законность и правопорядок и создать необходимые условия для проведения неотложных спасательных и аварийно-восстановительных работ.