Тема № 8. Железы внутренней секреции.
Составитель:
старший преподаватель ____________ Токешева Г.М.
Семей – 2008 г.
1. Тема: Железы внутренней секреции.
2. Цель:
- приобрести и закрепить знания по изучению основных закономерностей функционирования эндокринной системы человека и механизмов регуляции деятельности желез внутренней секреции;
- приобрести и закрепить знания по изучению свойств, функций гормонов, их взаимодействия с клетками и регуляции их секреции;
- приобрести и закрепить навыки по изучению влияния адреналина на зрачок лягушки и влияния адреналина и питуитрина на пигментные клетки кожи лягушки.
3. Задачи обучения:
- сформировать знания о морфофункциональных особенностях желез внутренней секреции и их общей характеристике;
- сформировать знания о функциях, общих свойствах гормонов, механизме их взаимодействия с клетками и регуляции секреции;
- сформировать знания о механизмах регуляции деятельности желез внутренней секреции;
- обучить определению в условиях эксперимента влияния адреналина на величину зрачка лягушки и на пигментные клетки кожи лягушки;
- объяснить принцип методик исследования функций желез внутренней секреции.
4. Основные вопросы темы:
1. Эндокринная система, значение и общие свойства.
2. Общие свойства, функции, пути и механизмы действия гормонов.
3. Гормоны гипофиза, роль в организме и влияние на зубочелюстную систему.
4. Эпифиз. Зобная железа. Их секреторная функция и связь с другими эндокринными
железами.
5. Гормоны щитовидной и околощитовидных желез, их роль в регуляции минерального
обмена в тканях зуба.
6. Эндокринная функция поджелудочной железы и роль её в регуляции обмена веществ.
7. Роль гормонов надпочечников в регуляции функций организма, влияние на состояние
зубочелюстной системы.
5. Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагается обсудить общие свойства гормонов, клеточные механизмы их действия и регуляцию секреции.
Работа в парах: выполнить практические работы по изучению влияния адреналина на зрачок лягушки, влияния питуитрина и адреналина на пигментные клетки кожи лягушки, обсудить полученные результаты, сформулировать выводы и запротоколировать.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная:
- Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.
К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске.Под ред. Ю.В.Наточина,В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007- 384 с.
4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
6. Полянцев В.А. Нормальная физиология – М., «Медицина»,1989, - 240 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной
работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Назовите центральные и периферические звенья эндокринной системы.
2. Классификация, общие свойства гормонов.
3. Что такое рилизинг-факторы?
4. Разновидности рилизинг-факторов и их действие.
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Что такое орган-мишень?
2. На какие классы делятся гормоны по химическому строению?
3. Какие гормоны обладают видовой специфичностью?
4. Внутриклеточная регуляция секреции гормонов.
5. Как осуществляется функциональная связь гипоталамуса с гипофизом?
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
1. Что произойдёт с функцией железы внутренней секреции (например, коры надпочечников),
если в организм вводить большие дозы гормонов, вырабатываемых этой железой?
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методические рекомендации
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051302 «Стоматология»
Дисциплина: Нормальная физиология
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2
Тема № 9: Итоговое занятие по разделам: «Физиология анализаторов», «Физиология
ВНД» и «Физиология желез внутренней секреции».
Составитель:
старший преподаватель____________Токешева Г. М.
Семей – 2008 г.
1. Тема: Итоговое занятие по разделам: «Физиология анализаторов»,
«Физиология ВНД» и «Физиология желез внутренней секреции».
2. Цель:
- закрепить знания структурно-функциональной организации, свойств, взаимодействия и регуляции деятельности анализаторов;
- закрепить знания общих принципов организации поведения (врожденных форм и приобретенного), физиологических основ психических функций человека;
- закрепить знания основных закономерностей функционирования желез внутренней секреции, свойств, механизма действия и роли гормонов;
- закрепить определенные типовой программой дисциплины обязательные навыки по исследованию анализаторов и определению психологических свойств личности;
- закрепить знания цели, хода, ожидаемых результатов практических работ, выполненных при изучении данных разделов.
3. Задачи обучения:
- продемонстрировать знание структурно-функциональной организации, свойств, взаимодействия и регуляции деятельности анализаторов (зрительного, слухового, вестибулярного, кожного, вкусового и обонятельного);
- продемонстрировать знание общих принципов организации поведения (врожденные формы и приобретенное), типов ВНД, видов торможения в ВНД, физиологических основ психических функций человека (внимания, восприятия, мышления, сознания, речи);
- продемонстрировать знание основных закономерностей функционирования желез внутренней секреции, свойств, механизма действия и роли гормонов;
- продемонстрировать знание сущности методик исследования анализаторов, желез внутренней секреции и методик тестирования для определения психологических свойств личности;
- продемонстрировать степень освоения навыков, приобретенных при изучении вышеперечисленных разделов.
4. Основные вопросы темы:
1. Отделы анализаторов (И.П.Павлов).
2. Классификация, свойства и особенности рецепторного отдела анализаторов.
3. Зрительный анализатор, его отделы.
4. Восприятие цвета, Основные формы нарушения цветового зрения.
5. Слуховой анализатор, его отделы. Теория восприятия звуков.
6. Вестибулярный анализатор, его отделы и физиологическая роль.
7. Соматосенсорный анализатор, его характеристика. Роль тактильной рецепции в адаптации к
зубным протезам.
8. Обонятельный анализатор, его отделы. Механизм восприятия запахов.
9. Вкусовой анализатор, его отделы.
10. Биологическое значение боли. Болевая чувствительность слизистой оболочки полости рта,
тканей зуба и периодонта.
11. Физиологические основы местного обезболивания в стоматологии, физиологическое
обоснование немедикаментозных методов обезболивания.
10. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.
11. Классификация, условия и правила образования условных рефлексов.
12. Механизмы образования временной связи.
13. Явление торможения в ВНД. Виды безусловного торможения.
14. Виды условного торможения.
15. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический
стереотип, его роль для приобретения мануальных навыков в работе врача-стоматолога.
16. Типы ВНД животных и человека (И.П.Павлов), их классификация, характеристика.
17. Учение И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах. Частные типы ВНД.
18. Физиологические основы психических функций человека (внимание, восприятие,
мышление, сознание, речь).
19. Эмоция, их роль, теории эмоций.
20. Сон, механизм и фазы.
21. Адаптация организма к физическим, биологическим и социальным факторам, виды
адаптации.
22. Стресс. Механизмы общего адаптационного синдрома.
23. Эндокринная система, значение и общие свойства.
24. Общие свойства, функции, пути и механизмы действия гормонов.
25. Гормоны гипофиза, роль в организме и влияние на зубочелюстную систему.
26. Эпифиз. Зобная железа. Их секреторная функция и связь с другими эндокринными
железами.
27. Гормоны щитовидной и околощитовидных желез, их роль в регуляции минерального
обмена в тканях зуба.
28. Эндокринная функция поджелудочной железы и роль её в регуляции обмена веществ.
29. Роль гормонов надпочечников в регуляции функций организма, влияние на состояние
зубочелюстной системы.
30. Половые железы, мужские и женские половые гормоны и их физиологическая роль.
31. Тканевые гормоны. Инкреторная функция слюнных желез.
32. Гипоталамо-гипофизарная система, её участие в регуляции функций организма.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
1. Определение остроты зрения.
2. Определение полей зрения.
3. Исследование костной и воздушной проводимости звука.
4. Определение порога различения веса.
5.Локализация вкусовых рецепторов на языке.
6. Оценка моторной и сенсорной асимметрии и ведущего полушария.
7. Ассоциативный эксперимент.
8. Реакция выбора.
9. Объём кратковременной памяти.
10. Исследование переключения внимания в условиях активного выбора информации.
11. Влияние адреналина на зрачок лягушки.
12. Влияние адреналина и питуитрина на пигментные клетки кожи лягушки.
5. Методы обучения и преподавания:
Рубежный контроль № 3 по разделу «Системные механизмы поведения» проводится в два этапа. На первом этапе контроля оценивается знание теоретического материала: каждый студент должен ответить на билет, содержащий 3 вопроса. На втором этапе контроля оценивается степень освоения практических навыков, приобретенных при изучении данного раздела. На данном этапе контроля осуществляется также проверка протоколов практических работ с целью оценки умения формулировать выводы.
Таким образом, в ходе рубежного контроля № 3 студент получает 3 оценки: 1) оценку за знание теоретического материала; 2) оценку за практические навыки; 3) оценку за оформление протоколов.
6. Литература:
Основная:
- Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.
К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске.Под ред. Ю.В.Наточина,В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007- 384 с.
4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
6. Полянцев В.А. Нормальная физиология – М., «Медицина»,1989, - 240 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной
работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.
СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методические рекомендации
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 051302 «Стоматология»
Дисциплина: Нормальная физиология
Кафедра/курс: Кафедра физиологических дисциплин с курсом нормальной физиологии
Курс: 2