Мотивационная характеристика темы. Кожа - орган, являющийся наружным покровом тела

Кожа - орган, являющийся наружным покровом тела. Вместе со своими производными она выполняет множество жизненно важных функций. Внешний вид кожи, цвет, температура, влажность и другие признаки могут рассказать врачу о возрасте, половой принадлежности, гормональном статусе, дефиците витаминов, наличии и степени развития ряда заболеваний. Поэтому изучение тонкого строения кожи и ее производных служит основой формирования представлений врача о функциях кожи в норме и патологии. Органы дыхательной системы, выполняя основные функции проведения воздуха и газообмена, участвуют в увлажнении вдыхаемого воздуха, терморегуляции, депонировании крови, экскреции вредных веществ и рецепции газовых, температурных и механических воздействий. На клеточном и субклеточном уровнях организации органов дыхания осуществляется иммунологическая защита и барьерно-метаболические функции. Знание строения и гистофизиологии дыхательной системы необходимо врачу для выявления расстройства этих функций и проведения целенаправленной терапии. Изучение клеточных компонентов органов дыхания уточняет постановку диагноза заболевания и эффективность проводимого лечения.

Учебная цель

Общая цель: 1. Изучить развитие, строение и функции кожи и ее производных. 2. Уметь идентифицировать на микроскопическом уровне слои кожи, их тканевые элементы и ткани, составляющие железы и волосы. 3. Знать развитие, строение и функцию органов дыхательной системы. 4. Уметь различать органы дыхательной системы, определять тканевой состав воздухоносных путей и респираторных отделов на микроскопическом уровне.

Конкретная цель: 1. Знать структурные особенности кожи и ее производных в различных топографических зонах организма в связи

с выполняемой функцией и воздействием факторов окружающей среды.

2. Изучить кожу как орган общей и болевой рецепции. 3. Уметь различать под микроскопом трахею, крупный бронх, средний бронх и мелкий бронх и знать их морфологические особенности. 4. Знать тканевой и клеточный состав оболочек воздухоносных путей и их роль в осуществлении дыхательной функции. 5. Уяснить гистологические особенности строения стенки респираторного отдела легких. 6. Иметь представление о структурных основах нереспираторных функций дыхательной системы.

Необходимый исходный уровень знаний

Из других предметов и предшествующих тем, 1. Строение многослойного плоского ороговевающего эпителия. 2. Строение рыхлой неоформленной и плотной неоформленной соединительной ткани.

3. Анатомические особенности органов дыхания. 4. Строение однослойного многорядного высокого призматического реснитчатого эпителия. 5. Строение экзокринных желез. Типы секреции. 6. Особенности организации гиалинового и эластического хряща. 7. Гладкая мышечная ткань.

Из темы текущего занятия. 1. Источники развития кожи. 2. Общий план строения кожи. 3. Эпидермис и дерма кожи. 4. Рецепторы кожи. Их классификация. 5. Производные кожи: потовые, сальные железы, строение волоса. 6. Общий принцип организации дыхательной системы. 7. Функции органов дыхания. 8. Источники развития дыхательной системы и респираторного эпителия. 9. Строение бронхиального дерева. 10. Ацинус и его строение. 11. Клеточные элементы альвеол и строение воздушно-кровяного барьера. 12. Особенности кровообращения и иннервации органов дыхания.

Вопросы для самоподготовки

1. Общая характеристика кожи и ее функции.

2. Происхождение и строение эпидермиса.

3. Происхождение и строение дермы.

4. Кожа как орган общей и болевой чувствительности.

5. Волосы их строение и разновидности.

6. Основные функции органов дыхания.

7. Кондукторный отдел: трахея и бронхи.

8. Респираторный отдел легких.

9. Строение ацинуса и аэрогематического барьера.

Наши рекомендации