Вопросы для обсуждения
Что такое Дом Учености?
В чем была главная ошибка Яшока?
Почему в первый раз не удалось украсить класс?
Что понял Яшок?
Объясните фразу «Каждый должен быть мастером своего дела».
Комментарии для Ведущего
Сказка может вызвать затруднения у некоторых детей. В этом случае полезно задавать вопросы на понимание в процессе ее чтения.
Занятие 10. Моя «учебная сила»
Разминка
«Ролевая гимнастика».Дети по очереди изображают различных животных: больших и трусливых, маленьких и смелых. Например, смелую мышку и трусливого льва, смелого воробья и трусливого орла.
Основное содержание занятия
«Я тоже».Ведущий называет какие-либо учебные умения. Дети, которые считают, что тоже научились им, громко хором кричат «Я тоже!». Например: «Я научился после звонка на урок стоять около парты», «Я научился готовиться к уроку».
«Встаньте, у кого это есть».Ведущий говорит детям, что сейчас он будет перечислять все необходимое для хорошей учебы. Дети должны быстро вставать, если то, что названо, у них есть (глаза, уши, терпение, рука, ум, желание, трудолюбие и т.п.).
«Главная учебная сила».Ведущий говорит детям, что у каждого есть какое-то умение или качество, которое позволяет ему учиться хорошо: кто-то быстро думает, кто-то хорошо читает, кто-то легко запоминает, кто-то очень старателен, а кто-то внимательно слушает учителя. В этом качестве заключается его сила. Затем он просит каждого из детей подумать, что является его главной «учебной силой». После этого ребята пытаются догадаться, какое сильное качество задумал каждый из них.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Козленок Хрюпигав (Е. Елпидинская)
Жил в одном городе серенький козленок, звали его Хрюпигав. В его жизни все было хорошо и радостно. Но вот однажды папа сказал маме: «Вырос наш малыш, пора ему получать особое волшебное знание. Пришло время отдавать нашего Хрюпигава в звериную школу».
И прекрасным солнечным осенним днем привела мама нашего козленка в красивый терем, на двери которого красовалась
табличка «Школа». Начались занятия, на которых мудрый и строгий звериный учитель знакомил учеников с буквами и цифрами. И все было бы хорошо, но был Хрюпигав особенным козленком. Дело в том, что было у него на серой шерстке большое рыжее пятно. Одноклассники смеялись над ним из-за этого пятна и дразнили его. Однажды Хрюпигав не выдержал и расплакался, с тех пор его стали называть не Хрюпигавом, а Хрюпиком.
Козленок был прилежным учеником и старательно учил все уроки, но когда его вызывал учитель, он не мог сказать ни слова, потому что чувствовал на себе насмешливые взгляды зверят. Так прошла осень, наступила зима.
Однажды, когда самый вредный ученик Плюв не мог рассказать задание, ручка, которой Хрюпигав писал в тетради, шепнула ему: «Ты должен быть смелым и ответить урок вместо Плюва. Ведь ты же знаешь ответ». Хрюпигав зажмурился и поднял руку. Когда учитель его вызвал, он все правильно рассказал, а потом ответил на два дополнительных вопроса. Учитель очень хвалил его.
С тех пор Хрюпигава никто больше не называл Хрюпиком. Ребята стали уважать его. А он легко отвечал на всех уроках и даже не зажмуривался.
Вопросы для обсуждения
Почему одноклассники дразнили Хрюпигава?
Почему он стеснялся отвечать на уроках?
Как он сумел победить свой страх?
Почему одноклассники стали уважать его?
Комментарии для Ведущего
На этом занятии следует сделать акцент на осознании каждым учащимся своих учебных ресурсов.
Тема 2. Мои чувства
Цели:
рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;
помочь детям осознать относительность оценки чувств;
способствовать снижению уровня страхов.
Занятие 11. Радость.
Что такое мимика
Разминка
«Зайчик рассмеялся — зайчик испугался». По сигналу ведущего учащиеся быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления).
«Раз, два, три, позу за мной повтори».Ведущий принимает какую-либо позу, ребята должны замереть в той же позе. Один из учеников («эксперт») ходит по классу и определяет тех, кто повторил позу неверно, при этом учитываются и выражение лица, и положение пальцев, поворот головы и т.п. «Эксперт» вносит необходимые поправки.