Ситуационные задачи по теме

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ № 2

Тема: "Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатора".

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола

« » марта 2010 г.

Зав. кафедрой кафедра общепрофессиональных дисциплин

Медико-психолого-социальный институт, МПСИ

ГОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова

к.м.н. доцент Кобежиков А.И. (подпись) ………….

Составитель:

к.м.н. Киштеева В.А.

Абакан

1. Тема: "Клиническая анатомия, физиология и методы исследования слухового анализатоpа ".

2. Значение изучения темы:

учебное - знания клинической анатомии и физиологии слухового анализатоpа, методы его исследования, помогут в изучении таких дисциплин как неврология, внутренние болезни и др. позволят закрепить полученные знания на кафедре анатомии, физиологии, рентгенологии и др.

профессиональное – повысят качество знаний, необходимые врачу неотоларингологу, в т.ч. и стоматологу, позволят избежать возможных осложнений при назначении ототоксических препаратов.

личностное – повысит компетентность будущего врача, а значит будет способствовать его популярности среди пациентов.

3. Цели обучения:

3.1. Должен знать:Клиническую анатомию и физиологию слухового анализатоpа Анатомо - физиологические взаимоотношения уха с соседними оpганами, в т.ч. с суставом нижней челюсти, околоушной слюнной железы. Методы исследования состояния слуховой трубы. Основы аудиометpии, pентгенологического исследовании уха.

3.2. Должен уметь: Пpоводить наpужный осмотp и пальпацию уха, отоскопию, исследовать слух pечью и камеpтонами. Составлять слуховой паспоpт и сделать вывод о состоянии слуховой функции. Проводить пробы с глотком, пробы Тойнби, Вальсальвы. Читать и описывать КТ и pентгеногpаммы височных костей в укладках по Шюллеpу, Майеpу и Стенвеpсу.

3.3 Иметь представление:об объективных методах исследования слухового анализатора – импедансометрии, отоакустической эмиссии, коротколатентных слуховых вызванных потенциалах.

3.4. Иметь навыки:отоскопии, акуметрии.

План изучения темы.

4.1. Исходный уровень знаний (тесты):

В10 тестах из предложенного варианта необходимо выбрать один правильный ответ из четырех или фронтальный опрос.

4.2. Обследование уха друг на друге.

-Освоение отоскопии, исследование слу­ха шепотной, разговорной речью, камертональные исследования — опыты Швабаха, Вебера, Ринне

-Заполнение амбулаторной карты друг на друга с описанием отоскопической картины,

составлением слухового паспорта.

4.3.- Итоговый контроль (ситуационные задачи или фронтальный опрос).

- Подведение итогов: оценка за тесты исходного и итогового уровней, за практическую работу и теоретические знания.

5. Основные понятия и положения темы (наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.). Проблемы патологии ЛОР-органов возникают не только перед врачом-оториноларингологом, но и врачом неоториноларингологом (терапевтом, инфекционистом, невропатологом и др.). Адекватная тактика врача зависит от его информированности о проявлениях заболеваний ЛОР-органов, возможных осложнениях и современного уровня их диагностики и лечения.

Анатомия наружного, среднего и внутреннего уха. Типы строения сосцевидного отростка. Клиническая анатомия улитки. Трансформа­ционный механизм среднего уха. Понятие о звуке, основные физические и физиологические пара­метры звука (частота колебаний среды, сила, наличие обертонов, вы­сота, громкость, тембр звука). Закономерности слухового ощущения:

1. слуховой диапазон по частоте;

2. неравномерная чувствительность по тоншкале;

3. различие высоты, силы, интервалов звука;

4. ориентация по направлению звука - ототопика. Звуковое дав­ление, единицы его. Понятие о децибелах,

Теории слухового ощущения. Резонансная теория Гельмгольца (1861 г.), ее значение в настоящее время. Теории «бегущей волны» Бекеши, «пространственно-временная» теория, теория Ух­томского и Резерфорда, теория «места».

Механизм звуковосприятия, проводящие пути звукового анализатора.

Барофункция уха, ее оценка /паспорт/, пробы с глотком, опыт
Тойнби, опыт Вальсальвы, аудиометрия. Импедансометрия.

5.1.Методика исследования ушей:

Наружный осмотр и пальпация;

1. Осмотр начинается со здорового уха. Осмотрите ушную раковину наружное отверстие слухового прохода, заушную область и впереди слухового прохода.

2. В норме ушная раковина и козелок при пальпации безболезненны.

3. Для осмотра наружного отверстия правого слухового прохода необходимо оттянуть ушную раковину кзади и кверху, взять большим и указательным пальцами левой руки за завиток ушной раковины.

4. Для осмотра заушной области: правой рукой оттяните правую ушную раковину исследуемого кпереди. Обратите внимание на заушную складку (место прикрепления ушной раковины к сосцевидному отростку), в норме она хорошо контурируется. Затем большим пальцем левой руки пропальпируите сосцевидный отросток в трех точках: проекции антрума, сигмовидного синуса, верхушки сосцевидного отростка. При пальпации левого сосцевидного отростка ушную раковину оттяните левой рукой, а пальпацию осуществляйте большим пальцем левой руки.

5. Указательным пальцем левой руки пропальпируйте регионарные лимфатические узлы правого уха - кпереди, книзу, кзади от наружного слухового прохода. Указательным пальцем правой руки пропальпируйте аналогично лимфатические узлы левого уха. В норме лимфатические узлы не пальпируются.

6. Большим пальцем левой руки надовите на козелок. В норме пальпация козелка безболезненна, у взрослого болезненность проявляется при остром наружном отите, у ребенка при среднем отите.

Отоскопия:

1. Оттяните левой рукой правую ушную раковину кзади и кверху. Большим и указательным пальцем правой руки вводите ушную воронку в перепончато-хрящевую часть наружного слухового прохода. При осмотре левого уха ушную раковину оттяните правой рукой, а воронку вводите пальцами левой руки.

2. Подберите воронку с диаметром не больше диаметра перепончато-хрящевого отдела наружного слухового прохода.

3. Ушную воронку нельзя вводить в костный отдел слухового прохода, т.к. это вызывает боль. Длинная ось воронки должна совпадать с осью слухового прохода, иначе воронка упрется в какую-либо стенку последнего.

4. Произведите легкое перемещение наружного конца воронки для того, чтобы последовательно осмотреть все части барабанной перепонки.

5. Из побочных явлений, наблюдаемых при введении воронки, особенно при надавливании на задне-нижнюю стенку, может быть кашель, зависящий от раздражения окончаний веточек блуждающего нерва.

Отоскопическая картина:

1. Наружный слуховой проход, имеющий длину 2,5 см. покрыт кожей, в перепончато- хрящевой части имеет волосы, может содержать секрет серных желез (ушную серу).

2. Барабанная перепонка имеет серый цвет с перламутровым оттенком.

3. На барабанной перепонке имеются опознавательные пункты: короткий отросток и рукоятка молоточка, передняя и задняя складки, световой конус (рефлекс), умбо (пупок).

4. Барабанная перепонка состоит из 2-х частей: натянутой и расслабленной.

5. На барабанной перепонке различают 4 квадранта. Эти квадранты получаются от мысленного проведения двух линий, взаимно перпендикулярных. Одна линия проводится по рукоятке молоточка вниз и делит б/перепонку на переднюю и заднюю половины, другая перпендикулярно к ней через центр - пупок (нижний конец рукоятки молоточка). Возникающие при этом квадранты носят названия: передне-верхнего, задне-верхнего, передне-нижнего, задне-нижнего.

5.2. Исследовани слуха с помощью речи.

1.Пациента ставят на 6 м от врача.

2.Исследуемое ухо направлено в сторону врача, а противоположное помощник закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию наружного слухового прохода II пальцем, при этом потирая II палец III – им, создавая шуршащий звук.

3. Пациент не должен смотреть в сторону врача, чтобы исключить чтение с губ.

4. Шепотом, использую остаточный воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, врач произносит слова с низкими звуками (нора, море, трава, дерево, окно), затем с высокими (чаща, уж, щи, заяц).больные с поражением звукопроводящего аппарата (кондуктивная тугоухость) хуже слышат низкие звуки, напротив, при нарушении звуковоспиятия (нейросенсорная тугоухость) ухудшается слух на высокие частоты.

5. Исследование разговорной речи производят по тем же правилам.

5.3 Исследование слуха камертонами.

Обычно применяют камертоны С128(низкий) и С2048 (высокий). Определяют длительность восприятия дикантного камертона по воздуху, а басового – по воздуху и тканям черепа.

При исследовании воздушной проводимости соблюдается ряд правил.

  1. Возбуждение камертона производится по принципу «максимальоного удара», что достигается ударом его о тенор ладони, либо ударом по нему резиновым молоточком или путем щипка.
  2. Время отсчитывают по секундамеру с момента возбуждения камертона.
  3. Звучащий камертон удерживают за ножку двумя пальцами на расстоянии 1 см от уха таким образом, чтобы бранши совершали колебания в плоскости оси слухового прохода.
  4. Для исключения адаптации камертон периодически удаляют от уха на 3-5 с.

Результат камертонального исследования вместе с результатами исследования слуха речью записываются в слуховой паспорт истории болезни. В нем отмечают и норму звучания камертонов, с которой сравнивают показатели больных.

При нарушении механизма звукопроведения ухудшается восприятие по воздуху преимущественно басового камертона. При исследовании костной проводимости он слышен дольше, чем в норме, и звук его латерализуется в больное ухо.

Нарушение механизма звуковосприятия сопровождается выраженным ухудшением восприятия по воздуху дискантного камертона. Пропорционально уменьшается длительность звучания басового камертона по воздуху и тканям черепа. Отмечается латерализация в лучше слышащее ухо.

Ухудшение слуха по смешанному типу характеризуется отсутствием праобладанрия нарушения восприятия басового или дискантного камертонов по воздуху и изменением нормального соотношения длительности восприятия басового камертона по воздуху и кости, а так же нечеткой латерализацией звука.

5.4.Качественные камертональные тесты.

Качественные камертональные тестыприменяются как метод дифференци­альной экспресс-диагностикинарушения механизма звукопроведения и звуковосприятия. При выполнении этих тестов (опытов) используется один басовый камертон С128.

1.Опыт Вебера- оценка латерализации звука. Камертон ставят больному ножкой на темя и просят его сказать, каким ухом он громче слышит звук. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слухо­вом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) на­блюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении - в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализа­ции звука в здоровое или лучше слышащее ухо.

2.Опыт Ринне - сравнение длительности восприятия костной и воздушной про­водимости. Низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток. После прекращения восприятия звука по кости его подно­сят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный). При нарушении звуковосприятия пропорци­онально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне ос­тается положительным. Если же страдает звукопроведение с нормальной функци­ей слухового рецептора, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне).

3.Опыт Швабаха - оценка длительности восприятия камертона по кости. Сравнивается длительность восприятия камертона с сосце­видного отростка у больного и нормально слышащего врача. При нарушении зву­ковосприятия врач дольше слышит камертон (укорочение костной проводимости в опыте Швабаха). Нарушение звукопроведения приводит к обратному эффекту - больной со сниженным слухом воспринимает камертон дольше врача (удлинение костной проводимости в опыте Швабаха).

Опыты Вебера, Ринне и Швабаха считаются классическими при качественном камертональном исследовании слуха.

4.Опыт Федеричи - сравнение длительности восприятия тка­невой проводимости с сосцевидного отростка и козелка при обтурации им наруж­ного слухового прохода. Проводится опыт аналогично опыту Ринне. После прекра­щения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. зву­чание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопрове­дения - отрицательный.

5.Опыт Бинга - сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом и закрытом козелком наружном слуховом проходе. В норме и при нарушении звуковосприятия обтурация наружного слухового прохода приводит к усилению восприятия камертона (положительный опыт Бинга), а при нарушении звукопроведения этого не происходит (отрицательный опыт Бинга).

Улучшение восприятия камертона по тканям черепа в опыте Бинга в норме и при нарушении звуковосприятия обусловлено в основном отсутствием влияния внешнего шума и усилением звука в закрытой полости уха за счет реверберации. Нарушение звукопроведения в наружном и среднем ухе само по себе создает препяствие для выхода звуковой энергии наружу, поэтому закрытие наружного слухового прохода козелком не вызывает дополнительного усиления звука. Наряду с камертональными тестами, служащими для дифференцирования поражения звукопроведения и звуковосприятия, применяется специальный опыт Желле для диагностики отосклероза.

Опыт Желле - определение подвижности подножной пластинки стремени в овальном окне. Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера, и с его помощью периодически увеличивается и уменьшаеттся давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный от­ток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).

5.5.Исследование функции слуховых труб.

Исследование функции слуховой трубы основано на продувании трубы и прослушивании звуков проходящего через нее воздуха. Для этого необходимы специальная эластичная (резиновая) трубка с ушными вкладышами на обоих ее концах (отоскоп), резиновая груша с оливой на конце (баллон Политцера), набор ушных катетеров различных размеров – от 1- ого до 6 – ого.

1. Проба с пустым глотком. При открывании просвета слуховой трубы врач через отоскоп слышит характерный шум или треск.

2. Проба Тойнби. Исследуемый производит глотательные движения при закрытой полости носа. При этом больной ощущает толчок в уши, а врач слышит характерный звук прохождения воздуха.

3. Проба Вальсальвы .обследуемого просят сделать глубокий вдох, а затем произвести усиленную экспирацию (надувание) при плотно закрытых носе и рте. Под давлением выдыхаемого воздуха слуховые трубы раскрываются и воздух с силой входит в барабанную полость. Это сопровождается легким треском, который ощущает обследуемый, а врач через отоскоп прослушивает характерный шум. При нарушении проходимости слуховой трубы выполнение пробы Вальсальвы не удается.

4. Проба Политцера. Оливу ушного баллона вводят в преддверье полости носа справа и придерживают ее II пальцем левой руки, а I пальцем прижимают левое крыло носа к перегородке носа. Вводят одну оливу отоскопа в наружный слуховой проход пациента, а вторую – в ухо врача, просят больного произнести слова «пароход», «раз, два, три». В момент произнесения гласного звука сжимают баллон четырьмя пальцами правой руки. В момент продувания при произнесении гласного звука мягкое небо отклоняется кзади и отделяет носоглотку. Воздух входит в закрытую полость носоглотки и равномерно давит на все стенки, часть воздуха при этом с силой проходит в глоточное отверстие слуцховых труб, что определяется характерным звуком, прослушиваемым через отоскоп. Аналогично выполняется продувание левой слуховой трубы.

5. Продувание слуховых труб через ушной катетер. Вначале делают анестезию слизистой оболочки полости носа (10% расвор лидокаина). В ухо врача и больного вводят оливы отоскопа. Катетер берут в правую руку, как ручку для письма. При передней риноскопии катетер проводят по дну полости носа клювом вниз до задней стенки носоглтки. Затем катетер поворачивают кнутри на 900 и подтягивают к себе до того момента, когда его клюв коснется сошника. После этого осторожно поворачивают клюв катетера книзу и далее примерно на 1200 еще в сторону исследуемого уха так, что бы кольцо катетера было обращено примерно к наружному углу глаза исследуемой стороны. При этом клюв попадает в глоточное отверстие слуховой трубы. В раструб катетера вставляют баллон и легко сжимают его. При прохождении воздуха через слуховую трубу выслушивается шум.

6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности (тесты, ситуационные задачи без эталонов ответов).

Тестовые задания по теме.

Анатомия наружного уха

001. Верхняя стенка наружного слухового прохода граничит с:

а) передней черепной ямкой

б) средней черепной ямкой

в) задней черепной ямкой

г) сосцевидным отростком

002. Не осуществляют чувствительную иннервацию наружного уха:

а) шейное сплетение

б) блуждающий нерв

в) лицевой

г) тройничный

003. Двигательным нервом для мышц ушной раковины является:

а) лицевой

б) тройничный

в) блуждающий

г) затылочный

004. Участок ушной раковины не имеет хряща:

а) завиток

б) противозавиток

в) мочка

г) противокозелок

005. На ушной раковине кожа плотно сращена с надхрящницей в области:

а) выпуклой поверхности

б) вогнутой

в) мочки

г) не сращена

006. Длина наружного слухового прохода у взрослого:

а) 1,5 см

б) 2,0 см

в) 2,5 см

г) 3,0 см

007. Просвет слухового прохода в диаметре у взрослого:

а) 0,5 – 0,6 см

б) 0,6 – 0,7 см

в) 0,7 – 0,9 см

г) 1,0 – 1,1 см

008. Наружный слуховой проход состоит только:

а) из перепончато-хрящевого отдела

б) из костного и фиброзного

в) из фиброзно-соединительной ткани

г) из перепончато-хрящевого и костного

009. Санториниевы щели расположены на стенке наружного слухового

прохода:

а) передней

б) задней

в) нижней

г) верхней

010. Благодаря рыхлой клетчатке слуховой проход граничит с околоушной железой:

а) снизу

б) сверху

в) спереди

г) сзади

011. Для осмотра барабанной перепонки у взрослого ушную раковину

оттягивают:

а) вверх и кпереди

б) вверх и кзади

в) вниз и кзади

г) вниз и кпереди

012. Для осмотра барабанной перепонки у ребенка ушную раковину оттягивают:

а) вверх и кпереди

б) вверх и кзади

в) вниз и кзади

г) вниз и кпереди

013. Наиболее узкий участок слухового прохода, перешеек, находится:

а) у входа в наружный слуховой проход

б) в середине перепончато-хрящевого отдела

в) на границе перепончато-хрящевого и костного отделов

г) на границе с барабанной перепонкой

014. Перепончатохрящевой отдел наружного слухового прохода не

содержит:

а) сальные железы

б) потовые железы

в) серные железы

г) волосы

015. У младенца до 6 месяцев вход в наружный слуховой проход имеет вид:

а) щели

б) овала

в) круга

г) треугольника

016. Верхняя стенка наружного слухового прохода граничит:

а) с суставом нижней челюсти

б) с околоушной железой

в) с задней черепной ямкой

г) со средней черепной ямкой

017. Задняя стенка наружного слухового прохода граничит:

а) с задней черепной ямкой

б) с сосцевидным отростком

в) с суставом нижней челюсти

г) с сигмовидным синусом

018. При введении воронки в наружный слуховой проход может появиться

кашель так как это:

а) рефлекс с тройничного нерва

б) рефлекс с блуждающего нерва

в) рефлекс с языкоглоточного нерва

г) рефлекс с лицевого нерва

Анатомия среднего уха

001. Барабанная перепонка является стенкой барабанной полости:

а) передней

б) задней

в) наружной

г) нижней

002. Слои барабанной перепонки от наружного слухового прохода расположены в последовательности:

а) кожный, слизистый, соединительнотканный

б) кожный, соединительнотканный, слизистый

в) соединительнотканный, кожный, слизистый

г) соединительнотканный, слизистый, кожный

003. Наибольшее расстояние барабанной перепонки от медиальной стенки полости:

а) в ее центре

б) в нижнепереднем квадранте

в) в задненижнем

г) в задневерхнем квадранте

004. Линия, являющаяся продолжением рукоятки молоточка, делит

барабанную перепонку на:

а) переднюю и заднюю половины

б) верхнюю и нижнюю половины

в) переднюю и среднюю части

г) заднюю и среднюю части

005. Это образование на барабанной перепонке не является анатомическим:

а) рукоятка молоточка

б) световой рефлекс

в) передняя и задняя складки

г) короткий отросток молоточка

006. Не относится к опознавательным пунктам барабанной перепонки:

а) короткий отросток молоточка

б) задняя и передняя складки барабанной перепонки

в) рукоятка молоточка

г) длинный отросток наковальни

007. Не относится к опознавательным пунктам барабанной перепонки:

а) световой конус

б) рукоятка молоточка

в) пупок

г) головка стремечка

008. Барабанная перепонка у детей раннего возраста толще, чем у взрослых за счет:

а) фиброзного - среднего слоя

б) только эпидермального слоя

в) за счет всех трех слоев

г) за счет эпидермального и слизистого слоев

009. Размеры барабанной перепонки у взрослого:

а) 5–6 мм длинный, 2–3 мм короткий

б) 7–8 мм длинный, 5–6 мм короткий

в) 9,5–10 мм длинный, 8,5–9 мм короткий

г) 11–12 мм длинный, 9–10 мм короткий

010. Парацентез барабанной перепонки производится в квадранте:

а) в передненижнем

б) в передневерхнем

в) в задненижнем

г) в задневерхнем

011. В этом слое барабанной перепонки укреплена рукоятка молоточка:

а) наружном (эпидермис)

б) внутреннем (плоский эпителий

в) среднем (соединительнотканный)

г) среднем и внутреннем

012. Отделы среднего уха располагаются спереди назад в данной последовательности:

а) слуховая труба, сосцевидный отросток, барабанная полость

б) барабанная полость, слуховая труба, сосцевидный отросток

в) слуховая труба, барабанная полость, сосцевидный отросток

г) барабанная полость, сосцевидный отросток, слуховая труба

013. На этой стенке барабанной полости открывается слуховая труба:

а) задней

б) верхней

в) нижней

г) передней

014. На этой стенке барабанной полости открывается вход в пещеру:

а) внутренней

б) передней

в) задней

г) нижней

015. Это образование не входит в отделы барабанной полости:

а) эпитимпанум

б) мезотимпанум

в) антрум

г) гипотимпанум

016. Этим можно объяснить частоту средних отитов у детей раннего возраста:

а) слуховая труба широкая и короткая

б) отсутствие мерцательного эпителия в слуховой трубке

в) недоразвитие слуховой трубы

г) отсутствие костного отдела слуховой трубы

017. В среднем ухе проходит черепно–мозговой нерв:

а) тройничный

б) отводящий

в) лицевой

г) преддверноулитковый

018. Круглое окно прикрыто:

а) подножной пластинкой стремени

б) лицевым нервом

в) молоточком

г) вторичной барабанной перепонкой

019. Звукопроводящий аппарат не включает:

а) кортиев орган

б) барабанную перепонку

в) слуховые косточки

г) окна лабиринта

020. Образование, не граничащее с барабанной полостью:

а) сосцевидный отросток

б) передняя черепная ямка

в) антрум

г) устье слуховой трубы

021. Не является анатомической особенностью среднего уха у

новорожденного:

а) короткая и широкая слуховая труба

б) отсутствие сосцевидного отростка

в) наличие дегисценций в верхней стенке барабанной полости

г) отсутствие антрума–пещеры сосцевидного отростка

022. Это образование не относится к звукопроводящей системе:

а) наружный слуховой проход

б) кортиев орган

в) барабанная перепонка

г) жидкости внутреннего уха

023. Истинный объём барабанной полости:

а) 0,5 см/куб

б) 1,0 см/куб

в) 2,0 см/куб

г) 2.5 см/куб

024. С этим крупным сосудом граничит передняя стенка барабанной

полости:

а) кавернозным синусом

б) яремной веной

в) позвоночной артерией

г) внутренней сонной артерией

025. Cлуховые косточки в основном расположены:

а) в эпитимпануме

б) в мезотимпануме

в) в гипотимпануме

г) во всех отделах барабанной полости

026. На этой стенке барабанной полости расположена щель между

каменистой и чешуйчатой частями височной кости:

а) на передней

б) на задней

в) на верхней

г) на нижней

027. Мышцу, натягивающую барабанную перепонку, иннервирует нерв:

а) большой ушной

б) симпатический

в) тройничный

г) лицевой

028. Не располагается на медиальной стенке барабанной полости:

а) окна лабиринта

б) вход в пещеру

в) горизонтальное колено лицевого нерва

г) барабанное сплетение

029. Стременную мышцу иннервирует нерв:

а) тройничный

б) лицевой

в) акустический

г) нерв Арнольда

030. Средняя длина слуховой трубы у взрослого человека:

а) 1 см

б) 3,5 см

в) до 5 см

г) 5–10 см

031 Среднее ухо сообщается с внешней средой посредством:

а) входа в пещеру

б) круглого окна

в) слуховой трубы

г) овального окна

032. С носоглоткой барабанная полость сообщается через:

а) вход в пещеру

б) слуховую трубу

в) каменисто-чешуйчатую щель

г) круглое окно

033. С этой стенкой барабанной полости граничит луковица яремной

вены:

а) верхней

б) передней

в) нижней

г) задней

034. Трубная или сонная стенка барабанной полости это:

а) верхняя

б) нижняя

в) наружная

г) передняя

035. Эта стенка барабанной полости граничит с сосцевидным отростком:

а) верхняя

б) задняя

в) передняя

г) нижняя

036. Барабанная полость сообщается с пещерой через:

а) attic

б) aditus ad antrum

в) tubae auditivae

г) fenestra cochleae

037. Нисходящее или вертикальное колено лицевого нерва проходит в

толще:

а) нижней стенки барабанной полости

б) верхней стенки барабанной полости

в) нижнего отдела задней стенки барабанной полости

г) нижнего отдела передней стенки барабанной полости

038. Наружная стенка барабанной полости образована только:

а) барабанной перепонкой

б) костной пластинкой, отходящей от верхней костной стенки слухового

прохода

в) костной пластинкой нижней стенки слухового прохода

г) барабанной перепонкой и костной пластинкой верхней стенки прохода

039. Овальное окно преддверия прикрыто:

а) вторичной барабанной перепонкой

б) подножной пластинкой стремечка

в) наковальней

г) барабанной струной

040. Барабанная струна не дает волокна:

а) вкусовые к языку на своей стороне

б) секреторные к слюнной железе

в) к нервным сосудистым сплетениям

г) к мышцам барабанной полости

041. На уровне этого этажа барабанной полости находится натянутая

часть барабанной перепонки:

а) верхнего–эпитимпанум

б) среднего–мезотимпанум

в) нижнего–гипотимпанум

г) на уровне всех трех этажей

042. Между барабанной перепонкой и окном преддверия находятся

косточки:

а) молоточек, стремечко

б) наковальня, стремечко

в) молоточек, наковальня

г) молоточек, наковальня, стремя

043. Такого строения слуховой трубы не бывает в норме:

а) самое узкое место около 24мм от глоточного устья

б) в костной части в разрезе представляет подобие треугольника

в) в перепончато-хрящевом отделе стенки прилежат друг к другу

г) в перепончато-хрящевом отделе труба зияет

044. Это утверждение ошибочно:

а) глоточное отверстие слуховой трубы вдвое шире барабанного

б) глоточное отверстие лежит ниже барабанного на 1–2,5см

в) медиальнее костного отдела слуховой трубы проходит внутренняя

сонная артерия

г) глоточное устье трубы расположено на уровне верхней носовой

раковины

045. Под медиальной стенкой входа в пещеру расположен:

а) латеральный полукружный канал

б) лицевой нерв

в) сагиттальный полукружный канал

г) фронтальный полукружный канал

046. Отток крови из барабанной полости не осуществляется:

а) в крыловидное и сонное сплетения

б) среднюю менингеальную вену

в) в каменистый синус и луковицу яремной вены

г) в поперечный синус

047. Из барабанной полости лимфа дренируется:

а) в ретрофарингеальные и глубокие шейные узлы

б) впередиушные

в) заушные

г) затылочные

048. По характеру пневматизации сосцевидный отросток не может быть:

а) пневматического типа строения

б) диплоэтического или спонгиозного типа

в) склеротического или компактного типа

г) фиброзного типа строения

049. На внутренней задней поверхности сосцевидного отростка в

углублении в виде желоба лежит венозная пазуха:

а) поперечный синус

б) кавернозный синус

в) сигмовидный синус

г) яремная вена

050. Эта линия не является границей треугольника Шипо:

а) сверху–височная линия–продолжение скуловой дуги

б) прямая, проходящая по задней стенке наружного слухового прохода до

височной линии

в) вертикаль, соединяющая задний край верхушки сосцевидного отростка

и височную линию

г) вертикаль, соединяющая передний край верхушки сосцевидного

отростка и височную линию

051. Кровоснабжение сосцевидной области осуществляется за счет:

а) задней ушной артерии

б) лицевой

в) затылочной

г) челюстной

052. Не обеспечивает максимальную передачу звука средним ухом в улитку:

а) вибрирующая поверхность барабанной перепонки, которая в 17 раз

больше основания стремени, т.е. энергия возрастает в 17 раз

б) рукоятка молоточка, которая в 1,3 раза длиннее короткого отростка

наковальни

в) вибрация барабанной перепонки и рычажный механизм цепи слуховых

косточек, приводящие к возрастанию силы в 22 раза (до 25дБ)

г) наличие дегисценций на верхней стенке барабанной полости

053. Улитка – костный спиральный канал имеющий у человека:

а) 1 оборот вокруг костного стержня – modiolus

б) 1,5

в) 2

г) 2,5

054. Между костной стенкой улитки и улитковым ходом находится:

а) эндолимфа

б) перилимфа

в) ликвор

г) кортилимфа

055. Перилимфа сообщается с субарахноидальным пространством через:

а) отверстие - helicotrema

б) водопровод улитки

в) круглое окно

г) полукружные каналы

056. Перилимфа обеих лестниц смешивается у верхушки улитки:

а) через отверстие – helicotrema

б) не смешивается

в) через улитковый ход

г) через круглое окно

057. Эндолимфатический мешочек располагается:

а) во внутреннем слуховом проходе

б) на задней поверхности пирамиды височной кости

в) на верхней поверхности пирамиды височной кости

г) на медиальной поверхности барабанной полости

058. Спиральный орган расположен в улитке на:

а) базилярной пластинке (основной мембране)

б) преддверной мембране

в) костной спиральной пластинке

г) спиральной связке

059. Самая широкая часть базилярной пластинки находится:

а) у основания улитки

б) у верхушки

в) возле сферического мешочка

г) в средней части улитки

060. В состав спирального (кортиева) органа не входят клетки:

а) внутренние и наружные волосковые клетки

б) наружные и внутренние столбиковые клетки

в) бокаловидные секреторные

г) поддерживающие и питающие (Дейтерса, Гензена, Клаудиуса)

061. Волосковые клетки кортиева органа находятся в:

а) перилимфе

б) эндолимфе

в) кортилимфе

г) межтканевой жидкости

062. К звуковоспринимающему аппарату относится:

а) барабанная перепонка

б) слуховые косточки

в) кортиев орган

г) перилимфа

063. Проводящие пути звукового анализатора включают в себя:

а) 2 нейрона

б) 3

в) 4

г) 5

064. Корковый центр слуха расположен в:

а) височной доле мозга

б) лобной доле мозга

в) теменной доле мозга

г) затылочной доле мозга

065. Кортиев орган расположен:

а) в лестнице преддверия

б) в барабанной лестнице

в) в улитковом ходе

г) в сферическом мешочке

066. Адекватным раздражителем рецептора улитки является:

а) вибрация

б) звук

в) вращение

г) ускорение

067. При передаче звуковых колебаний с барабанной перепонки на

подножную пластинку стремени происходит:

а) увеличивается амплитуда звуковых колебаний и увеличивается их сила

б) амплитуда остается постоянной и сила давления остается постоянной

в) уменьшается амплитуда колебаний, но увеличивается их сила

г) уменьшается амплитуда колебаний и уменьшается их сила

068. Сила звука при передаче звуковых колебаний с барабанной перепонки на подножную пластинку стремени увеличивается примерно:

а) на 10 дб

б) на 25 дб

в) на 50 дб

г) на 100 дб

069. Звукопроведение больше страдает от:

а) нарушения колебаний основной мембраны

б) нарушения подвижности стремени

в) толщины барабанной перепонки

г) ограничения подвижности жидкостей лабиринта

070. Диапазон частот, характеризующий разговорную речь:

а) от 2500 герц и выше

б) от 250 до 2500 герц

в) от 16 до 250 герц

г) от 4000 герц и выше

071. Этот показатель не характеризует любой звук:

а) высота

б) резонанс

в) сила

г) тембр

072. Единицы измерения силы звука в клинической практике:

а) ватты

б) децибелы

в) герцы

г) октавы

073. Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой:

а) от 1 до 10 тыс. герц

б) от 16 до 40 тыс. герц

в) от 16 до 20 тыс. герц

г) от 0 до 5 тыс. герц

074. При сравнительном исследовании воздушной и костной проводимости

опыт называется:

а) Бинга

б) Федериче

в) Ринне

г) Швабаха

075. При сравнительном камертональном исследовании слуха с сосцевидного отростка и козелка мы выполняем:

а) опыт Желле

б) опыт Федеричи

в) опыт Вебера

г) опыт Швабаха

076. Отрицательные пробы Желле, Ринне и Федеричи наиболее характерны для:

а) нейросенсорной тугоухости

б) внезапной глухоты

в) отосклероза

г) эпитимпанита

077. Латеризация звука (опыт Вебера) при нарушении звукопроведения:

а) в здоровую сторону

б) в больную сторону

в) в лучше слышащее ухо при 2-х стороннем поражении

г) в оба уха при одностороннем поражении

078. Явление отражения звуковой волны от встречающихся на ее пути

препятствий называется:

а) эхом

б) дифракцией

в) реверберацией

г) интерференцией

079. К основным свойствам слухового анализатора не относится его

способность различать звук по:

а) высоте (понятие частоты)

б) громкости (интенсивности)

в) тембру (включающий тон и обертоны)

г) скорости распространения

080. Порогом слухового ощущения называется энергия звуковых колебаний:

а) минимальная энергия, способная вызвать ощущение звука

б) средней степени, устойчиво воспринимаемая

в) интенсивная, воспринимаемая как звук

г) интенсивная, вызывающая уже боль

081. Ототопика - это:

а) способность определять интенсивность звука

б) способность определять направление звука

в) способность определять частоту тона

г) способность адаптироваться к тишине

082. Основную роль в трофике спирального органа играет:

а) перилимфа

б) эндолимфа

в) сосудистая полоска

г) кортилимфа

083. К восходящим слуховым путям не относятся:

а) спиральный узел и кохлеарные ядра

б) верхняя олива и нижние холмики пластинки крыши

в) внутреннее коленчатое тело и височная доля

г) мозжечок

084. Слуховой нейрон Y порядка сосредоточены в:

а) кохлеарных ядрах продолговатого мозга

б) комплексе верхней оливы

в) нижних холмиках пластинки крыши или нижнем двухолмии

г) медиальном коленчатом теле

085. Локализация источников звука в пространстве по вертикали зависит от:

а) ушной раковины

б) наружного слухового прохода

в) среднего уха

г) внутреннего уха

Ситуационные задачи по теме.

1. Больного беспокоит боль в правом ухе, усиливающаяся при жевании, температура 37,8°, заболел 3 дня назад.

Диагноз: фурункул наружного слухового прохода. В каком отделе и на какой стенке наружного слухового прохода, скорее всего, располагается патологический процесс? Почему боль усиливается при жевании?

2. Мать заметила кровь на ватничке во время туалета слу­хового прохода у сына 3 лет. Жалоб на боль в ухе ребенок не предъявлял. При отоскопии врач обнаружил на нижней стенке правового слухового прохода в перепончатохрящевом отделе грануляции 0,2x0,2 см, кожа слухового прохода обыч­ного цвета, барабанная перепонка перламутрового цвета, слух хороший на оба уха. Из анамнеза известно, что педиатром уже 5 раз давались рекомендации по лечению паротита.

Какие анатомические особенности строения нижней стенки слухового прохода способствовали распространению патоло­гического процесса из околоушной слюнной железы на кожу слухового прохода?

3. В ЛОР-кабинете у больного во время извлечения серы из ушей появился кашель. Чем это можно объяснить?

4. При обследовании слуха больного получены данные

Правое ухо 6 м >6 50" 25" 35" + N   СШ Шр Рр С128в (N50") С128К (N 25") С2048 (N35") Вебер → Ринне Швабах Левое ухо - у раковины 4 м 12" 28" 27"   - удлинен

Какой тип нарушения слуха у больного?

5. По какому типу нарушен слух у больного?

Правое ухо 6 м >6 м 50" 25" 35" + N Слуховой паспорт СШ Шр Рр Cl28B (N50") С128К (N25") С2048 (N35") ←Вебер Ринне Швабах Левое ухо + 3 м 35" 12" 12"   + укорочен

6. Какой тип нарушения слуха у больного?

Правое ухо 6 м >6 м 50" 25" 35" + N Слуховой паспорт СШ Шр Рр С128в (N50") С128к (N25") C2048(N35") ←Вебер Рйнне Швабах Левое ухо + 3 м 10" 15" 12"   - укорочен

7. У ребенка грудного возраста при наличии высокой тем­пературы тела, рвоты, беспокойного поведения, педиатр запо­дозрил острое воспаление среднего уха, так как во время на­давливания на козелок ребенок заплакал.

Почему у ребенка грудного возраста при воспалении сред­него уха может появиться боль при надавливании на козелок?

8. К ЛОР-врачу обратилась мать с грудным ребенком с
жалобами на его беспокойство, высокую температуру тела, рвоту. При осмотре: вынужденное положение головы — запро­кинута назад, ригидность мышц шеи; отоскопия — барабан­ная перепонка гиперемирована, резко выбухает. Врач поста­вил диагноз: «Острый гнойный средний отит» и заподозрил менингит.

После проведенного парацентеза барабанной перепонки, явления менингизма исчезли.

Какие анатомические особенности строения барабанной полости явились причиной развития картины менингизма?

9. Во время полета в самолете у некоторых пассажиров "
появляется заложенность ушей. Для предупреждения данного
состояния рекомендуется глотать слюну или зевать.

Какова причина данного явления? Почему заложенность ушей проходит при проглатывании слюны, зевании?

Список тем по УИРС.

Написание рефератов по теме: «Физиология слухового анализатора», «Анатомия улитки», интернет – обзор по темам: «Современные представления о механизмах звуковосприятия», оформление альбома «Аудиометрия», составление ситуационных задач по теме: «Анатомия и физиология звукового анализатора».

8. Список литературы по теме занятия:

- основная:

1) Болезни носа, глотки, гортани и уха. Овчинников Ю.М. Гамов В.П. М.: ОАО Издательство «Медицина» – 320с. 2003.

- дополнительная:

1) Практическая оториноларингология. Пальчун В.Т. Лучихин Л.А. Магомедов М.М. Москва, 2006.

2) Краткое руководство для врачей и студентов. «Болезни уха, горла, носа». М.Бартон «Невский Дилект» – 288с. 2002.

3) Практическая оториноларингология. Руководство для врачей. Шадыев Х.Д., Хлыстов В.Ю., Хлыстов Ю.А. М.: Медицинское информационное агенство, – 288с. 2002.

- учебно-методические пособия:

1) Стандарты практических знаний и умений по блоку хирургических дисциплин для студентов лечебного факультета. Проф. Самотесов П.А., асс. Петухова О.В., доц. Жуков В.М. и соавторы. Красноярск, 2003

2) Формы проведения УИРС, ее оценка. Использование в рейтинговой системе Буянкина Р.Г., Маругина Т.Л., Орешкин И.В. c соавторами. Красноярск, 2006.

3) Монографии: Неотложные состояния в хирургии. Афонькин В.Ю., Буренков Г.И., Батухтина Ю.В. и соавторы. Красноярск, 2005

4) Плужников М.С., Дискаленко В.В., Блоцкий А.А. Пособие к изучению оториноларингологии в медицинских ВУЗах. СПб Диалог, – 392с. 2006.

Наши рекомендации