Занимательные факты из истории медицины. Тренировка чувствительности
Тренировка чувствительности
Однажды великий Мастер Абу Али ибн-Сина (Авиценна) рассказывал своим ученикам о необходимости быть в жизни бдительным и осознающим. Он говорил о том, что чувствительность человека можно тренировать также, как мысль и мышцы. Он говорил: - Например, вы входите в какое-то помещение, ваша чувствительность сразу фиксирует наиболее важные детали... В этот момент Мастеру сообщили, что к нему пришли и просят его выйти. Ибн-Сина сказал своим ученикам: - Посидите здесь, я сейчас вернусь. И он вышел. Ученики решили проверить чувствительность своего Мастера. Подложив под циновку, на которой он сидел, чистый лист бумаги, они стали ждать его возвращения. Почувствует ли он какое-нибудь изменение? Когда ибн-Сина вернулся и сел на свое место, он сразу почувствовал какой-то заговор. Внимательно посмотрев на своих учеников, он сказал: «Что-то изменилось: или я вырос, или потолок ниже стал?»
Первый детектор
Однажды заболел сын визиря. Все известные врачи Бухары только руками разводили. Сам больной не желал говорить ни слова. Как его не уговаривали, он молчал, лежал на кровати, не ел и не пил. Пригласили Ибн-Сину. Мастер сразу определил, что причина болезни в том, что молодой человек влюблён. Визирь разволновался. Как узнать, кто эта девушка? Он начал умолять Ибн-Сину придумать что-нибудь. Ибн-Сина начал перечислять названия всех улиц города, держа руку на пульсе больного. Когда была названа улица, на которой жила его возлюбленная, сердце юноши учащённо забилось. Оставалось узнать только её имя. Тогда стали перечислять все имена девушек, живущих на этой улице, и участившийся пульс влюблённого выдал заветное имя. Девушку пригласили в дом ухаживать за больным сыном визиря и всё закончилось свадьбой.
Находчивый министр
Однажды на праздничной церемонии у Эмира бухарского Ибн-Сина сидел в кругу почетных гостей. Девушки танцевали под восточную музыку и разносили угощения. Одна из них склонилась перед Ибн-Синой с большим блюдом плова. Поставив блюдо, девушка ойкнула и не смогла распрямиться. Видимо, блюдо было достаточно тяжелым, а девушка - хрупкой. Гости сидели на полу, и бедняжка застыла в этой позе. Взоры присутствующих обратились на нее. Нужно было что-то делать. Ибн-Сина резким движением ущипнул девушку. Она вскрикнула от неожиданности и выпрямилась. Позвонок встал на свое место. Девушка убежала, а присутствующие заулыбались, оценив по достоинству находчивость знаменитого Мастера.
Приближение смерти
По народному преданию, почувствовав приближение смерти, Ибн-Сина решил дать ей бой. Приготовив 40 особых лекарств в 40 сосудах и призвав любимого ученика, он их передал ему, взяв слово, что тот после его смерти применит их в строгой последовательности. Когда Ибн–Сина умер, ученик приступил к исполнению воли учителя. Лекарства произвели чудесное действие. Тело теряло старческую дряблость, оживало, молодело. Надо было применить последнее, сороковое лекарство. Но превращение мёртвого в прекрасного юношу, готового вот-вот проснуться, потрясло ученика, он не совладал с волнением – сосуд с чудесным составом выпал из его рук и разбился.
Источник: Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). – М., Медицина, 1990.
Первоисточники по теме
Вопросы:
Сравните определение медицины в понимании Авиценны с современными взглядами и формулировками. В чём заключается сходство и различие?
Авиценна «Канон» (фрагменты)
Об определении медицины
Я утверждаю: медицина - наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто-нибудь, однако, может сказать: “Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию”. На это мы отвечаем: говорится, что есть искусства теоретические и искусства практические, философия теоретическая и философия практическая; говорят также, что медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом “теоретическая” и “практическая” подразумеваются разные вещи…
Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, что воображают многие исследователи данного вопроса, будто этим хотят сказать, что одна часть медицины - познание, а другая часть - действие. Напротив, тебе должно знать, что под этим подразумевается нечто другое. А именно: каждая из двух частей медицины - не что иное, как наука, но одна из них - это наука об основах медицины, а другая - наука о том, как ее применять. Первой из этих частей присвоено название науки или теории, а второй - название практики. Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур. Так, например, в медицине говорят, что число разновидностей лихорадки - три, и что натур существует, допустим, девять. А под практикой в медицине мы понимаем не [только физическое] действие и производство каких-нибудь телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой-либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами. Такое наставление сообщает тебе полезный совет, то есть изложение сущности некоей процедуры. Когда ты изучишь обе эти части, то приобретешь знания научные и знания практические, хотя бы ты сам никогда не практиковал.
Никто не вправе сказать: “Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние - не здоровье и не болезнь, а ты ограничился двумя частями”. Если тот, кто это говорит, подумает, то он, вероятно, не сочтет обязательным ни такого деления на три, ни упреков в том, что мы его опустили. К тому же, если это и необходимо, то наши слова “утрата здоровья” заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. К нему неприложим термин “здоровье”, ибо здоровье - это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин, если только не определять здоровье, как хочешь, обусловливая его ненужными условиями. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами и с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки, то есть к основам науки логики. Там пусть и ищут истину.
Первоисточник № 2 по теме
На Востоке в древности многие научные труды писались в стихотворной форме. Только эти книги пользовались популярностью, их передавали из поколения в поколение, заучивали наизусть. Ибн Сина хотел, чтобы наука врачевания широко популяризировалась среди народа и поэтому им была создана «Урджуза» – «Поэма о медицине». Поэма состоит из 2652 строк и свидетельствует об огромном поэтическом даровании Авиценны.
Вопросы:
Перечислите качества пульса, выделяемые Авиценной. Какие метафоры использует Ибн-Сина при описании пульса больного человека?