Методика обработки полученной информации

Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее обрабатывают и фиксируют. Способы обработки информации:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала.

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора.

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. Возможны два способа работы: или соста­вить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками. Можно более рационально подойти к составлению пла­на: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последу­ющего совершенствования его. Рекомендации!

  1. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
  2. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
  3. Чтобы облегчить роботу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
  4. Запись любых планов делайте ток, чтобыее легко можно было охватить одним взглядом.

Тезисы - краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. Так как тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

Рекомендации!

  1. При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
  2. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
  3. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
  4. По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

Работа наданнотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Рекомендации!

  1. Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.
  2. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.
  3. В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос, особенно детально анализирует, убедительно доказывает).

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Рекомендации!

  1. Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые место текста.
  2. Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.
  3. Составьте план текста — он поможет вам в логике изложения группировать материал.
  4. Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
  5. Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», «раскрывает...»).
  6. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
  7. Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.

В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Выписки. Выписки особенно удобны, когда требуется со­брать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных ви­дов записей, таких как тезисы, конспекты. Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Рекомендации!

1. Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

2. Не старайтесь «обильно» автоматически выписывать ци­таты взамен творческого освоения и анализа текста.

3. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора, излагаются своими словами.

4. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержа­ние, записать своими словами.

5. Яркие и важнейшие места приво­дите дословно. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отде­ляя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.

Доклад - это одна из разновидностей самостоятельной работы студента, в которой, в краткой форме, отражают суть того или иного вопроса. В среднем объём доклада составляет около 5 страниц. Работа над докладом способствует формиро­ванию навыков исследовательской работы, расширяет по­знавательные интересы, приучает критически мыслить.

Рекомендации!

Наши рекомендации