Типы профессионального диалога
Диало́гв учебно-профессиональной сфере (греч. «разговор») - это специфическая форма устной организации общения, обмена высказываниями (репликами). В зависимости от целей речевого общения, выделяются различные типы диалогических построений. Коммуникативные цели реализуются в таких функциональных типах диалога, как: диалог-запрос информации, диалог-сообщение информации, диалог-побуждение, диалог-расспрос. Эти функциональные типы диалога требуют проявления общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой речевых ситуаций, с использованием как вербальных, так и невербальных средств общения. Каждый тип диалога предполагает наличие частных коммуникативных умений.
Диалог-запрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно интонировать высказывание; умение уместно использовать разнообразие реплики – стимулы; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить дополнительную информацию. Например: «Диалог фармацевта с экономистом для того чтобы сделать технико-экономические обоснования лекарственного препарата».
Диалог-сообщение информации: умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел на произносительном уровне; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику. Например: «Диалог фармацевта с начальником отдела по контролю качества лекарственных средств о количественном составе лекарства».
Диалог-побуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тономпроизнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения в реплике – стимуле; умение уточнить задание. Например: «Диалог зам директора фармацевтического производства с подчиненными (со студентами и т.д.)».
Диалог-расспрос: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить коммуникативно-целесообразную стратегию и тактику речевого поведения. Например: «Диалоги специалистов в области фармации в процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута на актуальные проблемы в профессиональной деятельности».
Задание 7. Ознакомьтесь с образцами диалогов. На основе них составьте диалоги, которые используются в вашей специальности. Продемонстрируйте составленные диалоги в лицах, осуществляя синхронный перевод на казахский и английский языки. Определите их тип.
Диалог "Осмотр у врача" (At the doctor's)
· Пациент: Доброе утро, доктор.
· Доктор: Доброе утро. Как Вы сегодня себя чувствуете?
· Пациент: Сегодня я чувствую себя получше, но все равно неважно. Я плохо сплю, и у меня нет аппетита.
· Доктор: Думаю, это небольшое истощение организма. Вы измеряли сегодня температуру?
· Пациент: Да, моя температура в норме.
· Доктор: Пройдите вон к той кушетке, пожалуйста. Я прослушаю Вашу грудную клетку и измерю кровяное давление. Все в норме. К счастью для Вас, с Вашим здоровьем никаких серьезных нарушений нет. Вам нужно хорошенько отдохнуть. Вы можете взять сейчас отпуск?
· Пациент: Через две недели я собираюсь на море.
· Доктор: Это именно то, что я хотел порекомендовать.
· Пациент: Большое спасибо, доктор. Я так и сделаю.
· Доктор: До свидания.
· Пациент: До свидания.
Диалог (At the doctor's)
· Patient: Good morning, doctor.
· Doctor: Good morning. How do you feel today?
· Patient: I feel better today, but I am still of-colour. I`m sleeping badly and I have no appetite.
· Doctor: A little run-down, I think. Have you checked your temperature today?
· Patient: Yes, my temperature is quite normal.
· Doctor: Get to that couch please. I will sound your chest and take your blood pressure. It`s quite normal. Luckily for you there is nothing seriously wrong with your health. You should have a good rest. Can you go on holiday now?
· Patient: I`m going to the sea in two weeks.
· Doctor: That is just what I wanted to recommend.
· Patient: Thank you very much, doctor. I will do it.
· Doctor: Good-bye.
· Patient: Good-bye
Задание 8.Ознакомьтесь с информацией. Выпишите определение реплики-стимула, реплики-ответа. Какие типы диалога определяются по характеру реакций?
Реплики-стимулы. Реплики-ответы.
Реплика-стимул- реплика, открывающая диалогическое единство и определяющая содержание и форму следующего за ним высказывания.
Он представляет собой независимый речевой акт: 1) вопрос, требующий ответа. Например: «Какие отделы есть в фармацевтической компании?»; 2) побуждение к действию. Например: «Вам необходимо пройти практику в фармацевтической компании?»; 3) высказывание, инициирующее тему, нуждающееся в уточнении или пояснении,
экспрессив (речевой акт, выражающий эмоции говорящего). Например: «Что должен сделать студент, который проходит практику в компании?».
Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Она побуждает собеседника к ответной реплике или действию.
Ответная реплика – это реплика-реакция, действие, которое по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Диалог обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций.
Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, реплики, сопровождающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы диалогов (Д).: Д.-противоречие, Д.-спор, Д.-объяснение ), Д.-сообщение, Д.-обсуждение, Д.-беседа).
Задание 9. Вместо точек, вставьте подходящие по смыслу реплики-стимулы, реплики-ответы. Какие по характеру реплики вы использовали?
А. На приеме у врача |
Пациент: …………………………? |
Медсестра: Сейчас не принимает . Вы можете обратиться к другому врачу |
П: ………………………………..? |
М : Комната 20. Третий этаж направо . |
П : ………………………………………? |
П второй: Нет, нас всего лишь двое к доктору. |
П : …………………………………………? |
П второй: О, да , он достаточно опытный врач, должен вам сказать . Он тщательно осматривает пациентов. Я был … . О, вот пациент выходит. Сейчас моя очередь. Извините . |
Б. Комната диагностического осмотра |
Пациент: Доброе утро, доктор. |
Доктор: ………………………….? |
П: Я ужасно болен доктор. Всю ночь у меня невыносимо болел зуб . |
Д :………………………………? |
П : Ну , к утру боль немного стихла и я подумал, что боль может повториться и пришел к Вам. |
Д :………………………………..? |
П : Здесь, доктор . |
Д :………………………………….. |
Д : С какой стороны вы сказали была боль? |
П :………………………………… |
Д : Какого характера боль? |
П :……………………………. |
Д: Вам необходимо сделать рентген снимок. Я выпишу вам направление. |
П: ………………………………… |
В. Доктор : Что вас беспокоит? |
П :…………………………………. |
Д: Когда начались боли ? |
П :…………………………………. |
Д : Садитесь удобнее, откройте рот. |
П : ………………………………….. |
Д : У Вас проблемы с деснами. Надо лечить. |
П : …………………………………? |
Д : До свидания . П:………………………………………. |
Задание 10. Прочитайте диалог в лицах. Назовите слова, с помощью которых уточняются реплики-вопросы врача.
- Что вас беспокоит?
- Болит зуб.
- Как давно болит зуб?
- Недавно.
- Боли отдают куда-нибудь?
- Да, в ухо. Иногда даже голова болит.
- А когда появляется боль: когда что-то едите, или постоянно болит?
- Сегодня уже постоянно болит.
- У вас глубокий кариес. Надо лечить его срочно, иначе потом придется удалять зуб.
Задание 3.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание.
Стер…лизация, микр…рганизм, фармак…логический, терапе…тическое действие, фармак…терапе…тическая э…ективность, э…ективность действия лекарств, лекарстве…ый препарат, д…зирова…ые лекарстве…ые сре…ства, п…р…шк…образных материалов, д…зирование, против…судорожный, обезб…ливающий, моч…гонный, антиди…бетический, кардиот…нический, противотуб…ркулезных, конце…рация, микроми…иметр, ин…ктивация, сул…фаниламидная гру...а, форм…бразователь, дв…окись углерода, це…юлоза, индии…ерентные наполнители, ин…екция, экстр…гент, ацетилсал…циловая кислота, гран…ляция, пре…ование, су…озиторий.
Задание 12.Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы, которые предполагают развернутый ответ. Переведите выделенные слова на казахский язык.