Тема I. Кто я? Мои силы, мои возможности
Цели:
помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;
помочь каждому ребенку осознать свою уникальность инеповторимость.
Занятие I. Мое лето
Разминка
«Радостное лето».Ведущий предлагает детям вспЪмнить о летних каникулах и выбрать любое летнее впечатление: звук, запах, зрительный образ, связанные с ситуацией, подходящей к слову «радость», и рассказать об этой ситуации группе.
«Гав-гав, хрю-хрю».Из числа детей выбирается водящий, которому ведущий задает 6 — 8 вопросов о том, как он провел лето. Вопросы должны быть построены так, чтобы ответы были односложными — «да» или «нет». Вместо «да» водящий должен говорить: «хрю — мяу», вместо «нет»: «гав-гав — хрю». После окончания расспросов группа рассказывает, чем же в действительности занимался летом водящий. Удалось ли слушателям и самому водящему не запутаться?
«Рассказы о лете».Ведущий предлагает ребятам составить устную книгу смешных рассказов о лете. Для этого выбирается «писатель», он рассказывает какой-либо забавный эпизод. «Художники» (два-три человека) по ходу рассказа рисуют на доске иллюстрации к нему.
Основное содержание занятия
«Я — четвероклассник».Ведущий напоминает детям, что после лета их называют по-новому— четвероклассниками, а затем предлагает подумать, чем четвероклассники отличаются от первоклассников. А от второклассников? От третьеклассников?
Рисунок «Лето».К доске прикрепляется лист ватмана, и Дети выполняют коллективный рисунок на тему «Лето». Хорошо, если в результате получится не монтаж из отдельных рисунков, а целостная композиция, в которую каждый органично внесет свой элемент.
Занятие 2. Кто я?
Разминка«Рассказы о лете»
«Как я провел лето».Выбирается водящий. Ему задают три вопроса о том, как он провел лето. Он должен два раза сказать правду, а один раз соврать. Группа определяет, какие ответы правдивы, а какие придуманы.
«Летом я научился...»Ведущий спрашивает детей, научились ли они за это лето чему-либо новому. Дети вспоминают одно из своих новых умений и без слов изображают его, а группа отгадывает, что это за умение.
Основное содержание занятия
«Роли».Ведущий раздает детям карточки с написанными на них социальными и профессиональными ролями: «ученик», «учитель», «строитель», «продавец», «шофер» и т.п. Ребята изображают их без слов. «Жюри» определяет наиболее удачных актеров.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Федунчик
Жил на белом свете Федунчик. Все у него было хорошо, вот только с недавних пор ему не давал покоя вопрос: «Кто я такой?»
Пошел Федунчик гулять по всему белому свету, чтобы поискать ответ на этот вопрос. Шел он, шел и увидел незнакомого мужчину.
Не знаете ли вы, кто я? — спросил у него Федунчик.
Кто ты, я не знаю, ты сам должен это знать, — ответилтот. — Я-то про себя знаю. Я — мужчина, отец, тракторист,а сейчас вот огород копаю, значит, еще и огородник.
Пошел Федунчик дальше, прошел еще кусочек белого света. Видит — идет девочка.
Не знаешь ли ты, кто я? — спросил Федунчик.
Нет, не знаю. Я про себя знаю. Я — девочка, школьница,отличница, мамы с папой дочка, своего брата сестра и собач-кина хозяйка. Видишь, собачку несу к доктору. Вот кто я. Араз ты не знаешь, кто ты такой, иди себе дальше.
Погрустнел Федунчик и никуда дальше не пошел, лег на землю и глаза закрыл. Вдруг кто-то его за плечо тронул.
Эй, ты кто? — спросил чей-то голос. Федунчик открылглаза, видит: солнышко его лучиком щекочет.
В том-то и дело, что я не знаю, кто я, — ответил Федунчик.
Ну, это очень просто, — ответило солнышко. — Для тогочтобы ответить на вопрос «Кто я такой?», нужно знать...
А что именно нужно знать, ведущий просит придумать детей.
Сказка о Маше и ее человечках
Как-то раз проснулась Маша ночью оттого, что щекотало в горле. Открыла она рот, а оттуда начали выпрыгивать маленькие человечки. Прыг-прыг и прямо к Маше на живот.
А ну, кыш с моего живота! — закричала Маша. — Мойживот! Не позволю его топтать!
А мы тоже твои! — запищали человечки.
Как это мои? — возмутилась Маша. — Я вас не знаю.
А ну-ка посмотри на меня внимательно, — сказал одинчеловечек. — Я — твоя Злючка. Когда ты злишься на маму,я управляю твоими мыслями, дергаю тебя за язычок, говорюобидные слова...
А я — твоя Боялка. Когда ты не хочешь засыпать одна,залезаешь к маме в кровать, — это я тобой командую.
А мы сестрички-близнецы, мы друг без друга никуда, —каким-то противным голоском пропели два человечка с хмурыми мордашками.
Что-то вы мне не очень нравитесь, — прошептала Маша.
—Неправда, неправда! Напротив, ты нас очень любишь и часто зовешь нас на помощь. Нас зовут Капризулька и Хотелка.Вспомни, какты любишь покапризничать и заставляешь мамуделать то, что ты хочешь. У тебя даже лицо такое же, как у нас, бывает, когда надо в школу собираться, спать укладываться...
—Надоели вы мне все! — завизжала Маша. — Я никогдане злюсь, не боюсь, не капризничаю, мамой не командую! Явсе наоборот делаю!
—Хоть тут честно призналась, — вздохнул человечек, похожий на ежика. — Я — Наоборотка! Мы с тобой всегда вместе.
Ничего не смогла ответить Маша и громко заплакала:
— Никто меня не любит, не жалеет!
И вдруг услышала еще один ехидно-ласковый голос:
— Только я тебя жалею, бедная девочка! Не надо ничего делать! Постель не застилай. Задачи не решай. Упражнения непиши. Ленись чаще. Здоровее будешь. Я, Лешошка, всегдатак делаю.
Открыла Маша рот от удивления, а из него еще какие-то человечки посыпались. Веселые человечки. Пляшут. Поют. Радуются.
— Мы — частички Маши! Хозяюшки нашей! Я — Добруш-ка-Хохотушка! Я — Старалка-Помогалка! Я — Люблюшка-Ласкушка!
Тут Маша улыбнулась и сказала:
— Да, я вижу, все вы — мои человечки. Но с кем-то я чаще,а с кем-то реже встречаюсь. Поэтому давайте я вас расставлюпо местам: кого-то ближе ко мне, кого-то — подальше. Ты,Боялка, стань к стеночке. Я ведь не всегда боюсь, а только повечерам. А ты, Лешошка, стань рядышком: ленюсь я довольно часто. И ты, Люблюшка-Ласкушка, рядом стой. Я многихлюблю — маму, учительницу, свой класс. А ты...
Ребята, расставьте тоже своих человечков по местам: кого-то поближе к себе, кого-то — подальше, а кого-то — совсем далеко. А может быть, ваших человечков зовут по-другому? Придумайте им имена. Покажите, какие у них лица. Какие слова они обычно говорят? Нарисуйте их!
А Маша своих человечков расставила и задумалась:
— Да, все вы мои человечки, это верно. Боялка — моя иНаоборотка — моя. Капризулька — моя и Добрушка — моя.
НО:
Я не есть моя Боялка — я не всегда боюсь!
Я не есть моя Ленюшка — я не всегда ленюсь!
Я не есть и Хохотушка — не всегда смеюсь! И не Злючка никакая — не всегда я злюсь! Кто же Я? Я есть Я.
А Боялка и Добрушка, Капризулька и Люблюшка ^ это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я — Маша. Я — человек. Я — житель планеты Земля.
Комментарии для Ведущего
В последнем задании мы предлагаем одну из возможных коррекционных технологий — работу с субличностями, основанную на теоретических положениях психосинтеза Р. Ассад-жиоли.
Согласно представлениям психосинтеза, содержанием первых этапов личностного роста человека должно быть глубокое исследование элементов своей личности — субличностей, а затем, на основе их осознания, — управление ими. Однако управлять можно только тем, с чем мы себя не отождествляем. В противном случае наши слабости или достоинства, чувства или влечения существенно ограничивают нас, сами владеют нами. Дети часто не могут управлять своими чувствами, желаниями. Работая с младшими школьниками, мы нередко испытывали потребность в обсуждении с детьми различных составляющих их Я, но не сразу нашли доступные средства, с помощью которых можно было бы ввести идеи психосинтеза. Мы предлагаем использовать язык сказки. Он понятен детям, а задание обратиться к исследованию составляющих своей личности вызывает большой интерес у четвероклассников. Некоторые пытаются самостоятельно дать ответ на вопрос «Кто Я?», кто-то придумывает своих человечков: Болталку, Вооб-Ражалку и т.п.
Форма сказки открывает дорогу к доверительному разговору с ребенком на его языке, может стать началом интересной работы по исследованию субличностей, их осознанию, принятию и последующей интеграции.