Задания по самостоятельной работе
КАФЕДРА
АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА С ОПХ
Силлабус
(Syllabus)
По анатомии 1 Anat-1 (2) 203
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов-216
Курс І, ІІ
Семестр ІІ, ІІІ
Астана, 2012г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по анатомии (Астана, 2007) для специальности общая медицина
Обсужден на заседании кафедры от «27» август 2012г.
Протокол №1
Зав. кафедрой проф._______________Аубакиров А.Б.
Сведения о преподавателях:
Заведующий кафедрой – Аубакиров Ашим Булатович, профессор, доктор медицинских наук, стаж работы 36 лет, научные интересы – лимфоидные органы различных органов, научная школа – Московская школа анатомов. Чтение лекций на казахском и русском языках. Контактные телефоны: раб. тел. – 44-46-48, дом. тел. – 49-80-14.
Адайбаев Толеугали Адайбаевич, профессор, доктор медицинских наук, стаж работы 38 лет, научные интересы – лимфоидные органы различных органов, научная школа – Сибирское отделение Новосибирской медицинской академии им. Бородина, КазНМУ им. Асфендиярова. Чтение лекций на казахском языке и ведение практических занятий. Контактные телефоны: раб. тел. – 23-75-82, дом. тел. – 49-80-14.
Буршакбаев Адильжан Буршакбаевич, доцент, кандидат медицинских наук, стаж работы 46 лет, научные интересы – лимфоидные органы различных органов, научная школа –Казахская Государственная Медицинская Академия г.Астаны. Чтение лекций на казахском и русском языках. Контактные телефоны: раб. тел. – 23-06-40, дом. тел. – 28-30-93
Мауль Яков Яковлевич, профессор, кандидат медицинских наук, стаж работы 28 лет, научные интересы – иммунитет, лимфоидная ткань, пластинация, научная школа – Казахская Государственная Медицинская Академия г.Астаны. Чтение лекций на русском языке. Ведение практических занятий на русском языке. Контактные телефоны: раб. тел. – 23-75-82, (код 117), дом. тел. – 22-52-64
Досмамбетова Кульсара Куралбаевна, профессор, кандидат медицинских наук, стаж работы - 31 лет, научные интересы -иммунитет, лимфоидная ткань; научная школа - «Новосибирская государственная медицинская академия (Россия). Чтение лекций на казахском и русском языках. Ведение практических занятий на русском языке. Контактные телефоны: раб. тел. – 23-75-82, (код 117), дом. – 63-43-85.
Сулейменова Фатима Машимовна, профессор, кандидат медицинских наук, стаж работы 22 года, научные интересы – антропометрия школьников, динамика анатомо-антропометрических показателей детей казахов младшего школьного возраста г. Астаны, научная школа – Казахская Государственная Медицинская Академия. Чтение лекций на казахском языке. Ведение практических занятий на казахском языке. Контактные телефоны: раб. тел. 23-75-82, (код 117), дом. тел. – 63-44-51.
Сагимова Гульзира Касимжановна, старший преподаватель, Ph-докторант, стаж работы 21 лет, научные интересы – лимфоидная ткань, научная школа – Казахская Государственная Медицинская Академия. Чтение лекций на русском и казахском языках. Ведение практических занятий на казахком языке. Контактные телефоны: раб. тел. – 23-75-82, (код 117), дом. тел. – 224425.
Азанбаев Ерхан Еркинович, старший преподаватель, стаж работы 16 лет, научные интересы – лимфоидная ткань, научная школа – Казахская Государственная Медицинская Академия. Чтение лекций на русском языке. Ведение практических занятий на русском языке.Контактные телефоны: раб. тел. – 23-75-82, (код 117).
Жаналиева Марина Кубеновна, доцент, кандидат медицинских наук, стаж работы 17 лет, научные интересы – лимфоидная ткань, научная школа – Казахская Государственная Медицинская Академия. Чтение лекций на казахском языке. Ведение практических занятий на казахком языке. Контактные телефоны: раб. тел. – 23-75-82, (код 117), дом. тел. – 354845.
Хамидулин Булат Сагдатович, доцент, кандидат медицинских наук, стаж работы 20 лет, научные интересы – лимфоидная ткань, научная школа – Казахская Государственная Медицинская Академия. Ведение практических занятий на русском языке. раб. тел. – 23-75-82, (код 117).
Орынбеков Улан Мархабатович, доцент, кандидат медицинских наук, стаж работы 9 лет, научные интересы – морфологические особенности челюстно-лицевых хирургических заболеваний, научная школа – АО «Медицинский университет Астана». Чтение лекций на казахском и русском языках. Ведение практических занятий на русском и казахском языках. раб. тел. – 23-75-82, (код 117), 50-51-94.
Серикпаев Жандос Жумабаевич, доцент, кандидат медицинских наук,, стаж работы 9 лет, научные интересы – микроциркуляторное русло печени, научная школа – АО «Медицинский университет Астана». Ведение практических занятий на казахском и русском языках. раб. тел. – 23-75-82, (код 117).
Айтенова Назым Джамбуловна, доцент, кандидат медицинских наук,, стаж работы 9 лет, научные интересы – микроциркуляторное русло желудка, научная школа – «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова». Ведение практических занятий на казахском и русском языках. раб. тел. – 23-75-82, (код 117).
Нурмышева Назипа Камашевна, старший преподаватель, стаж работы 20 лет, научные интересы – анатомо-физиологические основы коррекций возрастных изменении лица и шеи, научная школа – АО «Медицинский университет Астана». Чтение лекций на казахском языке. Ведение практических занятий на казахском языке. раб. тел. – 23-75-82, (код 117), 31-70-60.
Ковтун Эдуард Александрович, старший преподаватель, стаж работы 10 лет, научные интересы - лимфоидная ткань, научная школа – Казахская Государственная Медицинская Академия. Ведение практических занятий на казахском и русском языках. раб. тел. – 23-75-82, (код 117).
Минайдаров Азамат Кадырханович, ассистент, стаж работы 5 лет, научные интересы - лимфоидная ткань, научная школа – Казахская Государственная Медицинская Академия. Ведение практических занятий на казахском и русском языках. раб. тел. – 23-75-82, (код 117).
Тасжуреков Аскар Онгарович, ассистент, стаж работы 3 года, научные интересы - лимфоидная ткань, научная школа – АО «Медицинский университет Астана. Ведение практических занятий на казахском и русском языках. раб. тел. – 23-75-82, (код 117).
Шукенов Максут Смадиярович, ассистент, стаж работы 2 года, научные интересы - лимфоидная ткань мочевого пузыря, научная школа – АО «Медицинский университет Астана. Ведение практических занятий на казахском и русском языках. раб. тел. – 23-75-82, (код 117).
· Контактная информация: 01000 г. Астана, ул. Сарыарка 33, 2 этаж кафедра анатомии человека с ОПХ, тел. 237582, e-mail [email protected]
· Политика дисциплины:
Специфика изучения дисциплины связана с тем, что студенты имеют тесный контакт с трупным материалом, обработанным формалином, что является вредным химическим веществом. В связи с этим студенты на занятиях должны использовать для работы с анатомическими препаратами «анатомические перчатки». Кроме этого обязательным является общепринятая медицинская форма студента: медицинский халат, медицинская шапочка, сменная обувь. Студенты должны соблюдать этические нормы поведения в анатомическом «театре», уважительно и бережно относиться к органам человеческого тела и трупу во имя живого человека.
Программа.
Введение
Анатомия человека — наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Анатомия предусматривает систематическое описание формы, строения, положения и топографических взаимоотношений частей и органов тела с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Она широко использует данные эмбриологии, сравнительной анатомии, антропологии, выясняет влияние окружающей среды и социальных факторов, труда испорта на строение организма человека. Вопросы возрастной анатомии нацеливают будущих специалистов учитывать особенности строения организма детей и подростков.
Анатомия является дисциплиной, составляющей фундамент медицинских знаний, без освоения которого, студент не может приступить к изучению профилирующих дисциплин, составляющих в основном надстройку медицинских знаний, необходимых в практической деятельности. Анатомия изучает не только строение современного человека, а также исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. Программа дисциплины Анатомия направлена на изучение строения тела человека составляющих его систем, органов и тканей, на основе современных достижении макро-микроскопической анатомии, физиологии, биологии с учётом индивидуальных, половых и возрастных особенностей организма, включая пренатальное развитие; анатомо-топографических взаимоотношении органов.
2.2 Цель дисциплины:изучитьстроение органов тела человека, составляющих его систем, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, изменяющихся условий окружающей среды, труда и социальных факторов и применять полученные знания на клинических кафедрах.
2.3 Задачи дисциплины:
- сформировать основу знаний о строении органов и систем органов для правильной оценки состояния здоровья взрослого и детского населения в связи с санитарно-гигиеническими условиями среды обитания;
- выработать научное представление о взаимосвязи и взаимозависимости структуры и функции органов человека, организма в целом с изменяющимися условиями окружающей среды, труда и социальных факторов;
- применять знания о нормальном строении и функции органов и систем организма для пропаганды здорового образа жизни среди населения;
- проявлять уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, как биологическому материалу.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Знать:
- основные приемы работы с анатомическими препаратами и другими учебными пособиями;
- отличительные особенности костей скелета;
- виды соединений костей, классификацию и биомеханику суставов;
- анатомию, классификацию и функции мышц;
- анатомию органов пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, особенности их строения;
- строение спинного и головного мозга;
- анатомию органов чувств;
- формирование и функции спинномозговых и черепно-мозговых нервов, области их иннервации;
- анатомию кровеносной и лимфатической систем;
- строение, функции эндокринных желез;
- особенности строения кожного покрова головы, шеи, туловища и конечностей;
- возрастные особенности строения органов и систем организма;
- международную анатомическую номенклатуру на латинском языке.
Уметь:
- определять отличительные особенности костей черепа, туловища и конечностей в возрастном аспекте;
- находить на анатомических препаратах структурные элементы соединений костей;
- демонстрировать на трупе мышцы головы, туловища и конечностей;
- находить органы головы, шеи, грудной, брюшной полостей и малого таза;
- показывать отделы спинного и головного мозга;
- показывать спинномозговые и черепно-мозговые нервы;
- демонстрировать на трупе сосуды головы, шеи, грудной, брюшной полостей, малого таза и конечностей;
2.5 Пререквизиты дисциплины: –школьная программа по биологии, анатомии человека.
2.5 Постреквизиты дисциплины: патологическая анатомия, патологическая физиология, введение в клиническую медицину, общая гигиена.
2.6 Краткое содержание дисциплины: . Приобретение каждым студентом глубоких знаний по «анатомии человека» в свете естественнонаучных и диалектико-материалистических представлений о строении и функциях органов, при последующем изучении клинических дисциплин для успешного освоения медицинских специальностей и использования полученных знаний в практической деятельности. «Врач – не анатом не только бесполезен, но и вреден»- писал русский анатом 19 века Е.О. Мухин.
2.7 Тематический план занятий:
Тематический план лекций
№ | Темы лекций | Форма проведения | Объем в часах |
Кредит №1 | |||
1. | Предмет и задачи анатомии, ее место среди биологических наук и значение в системе медицинского образования. Общая характеристика тканей организма. Понятие об органах, системах и аппаратах органов. Общие закономерности возникновения, развития, роста и строения костной ткани. Классификация костей. Развитие черепа. | обзорная | |
2. | Введение в нервную систему. Общие принципы организации нервной системы. Простая и сложная рефлекторные дуги. Формирование коры головного мозга. Понятие об анализаторах. | обзорная | |
3. | Введение в ангиологию. Основные принципы строения, ветвлений и классификации кровеносных и лимфатических сосудов. Понятие о микроциркуляции и коллатеральном кровообращении. | обзорная | |
Кредит №2 | |||
1. | Введение в учение о внутренних органах. Особенности строения и развития органов пищеварительной системы. | обзорная | |
Морфофункциональная характеристика органов эндокринного аппарата и иммунной системы, их роль в регуляции деятельности органов и систем организма. | проблемная | ||
Общая анатомия органов дыхательной и пищеварительной систем, их развитие. Общая характеристика органов мочеполовой системы, их развитие. | обзорная | ||
Всего часов: 6 |
Тематический план практических занятий
№ | Темы практических занятий | Форма проведения | Объем в часах |
Кредит №1 | |||
1. | Грудные, шейные, поясничные, крестцовые и копчиковые позвонки. Ребра и грудина. Кости поясов и свободного отделов верхней и нижней конечностей. | Работа с анатом.преп. | |
2. | Строение черепа, деление его на мозговой и лицевой отделы. Строение лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей. | Работа с анатом.преп. | |
3. | Соединения костей пояса и свободной верхней конечности. | Работа с анатом.преп. | |
4. | Мышцы и фасции головы, шеи, груди. | Работа с анатом.преп. | |
5. | Мышцы и фасции спины, живота. Диафрагма. | Работа с анатом.преп. | |
6. | Строение спинного мозга. Оболочки спинного мозга. | Работа с анатом.преп., тест. задачи | |
7. | Головной мозг, его отделы. | Кейс-стади | |
8. | Черепно-мозговые нервы. | Тест. задачи | |
9. | Общая, наружная, внутренняя сонные артерии. Подмышечная, подключичная артерии. | Кейс-стади | |
10. | Общая, наружная и внутренняя подвздошные артерии. | Тест. задачи | |
11. | Шейное, плечевое сплетения: формирование и области иннервации. | Кейс-стади | |
12. | Поясничное и крестцово-копчиковое сплетения: формирование и области иннервации. | Кейс-стади | |
Всего часов: 12 | |||
Кредит №2 | |||
1. | Строение и функции эндокринных желез. | Тест. задачи | |
2. | Общая характеристика органов дыхания. Анатомия гортани, трахеи, бронхов, легких, плевры. | Тест. задачи | |
3. | Сердце: строение, функции. | Кейс-стади | |
4. | Анатомия средостения. Органы средостения. | Тест. задачи | |
5. | Полость рта, язык, зубы, слюнные железы, небо, их строение, функции. | Кейс-стади | |
6. | Тонкая кишка: строение, функции. | Кейс-стади | |
7. | Толстая кишка: строение, функции. Печень, поджелудочная железа, селезенка: строение, функции. | Кейс-стади | |
8. | Брюшина: строение, функции. | Кейс-стади | |
9. | Органы мочевыделения: почка, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, их строение, функции. | Кейс-стади | |
10. | Мужские половые органы: строение, функции. | Кейс-стади, Тест. задачи | |
11. | Женские половые органы: строение, функции. | Тест. задачи | |
12. | Итоговая консультация. | ||
Всего часов: 12 | |||
Всего часов по кредитам №1-2: 24 |
Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)
№ | Темы для самостоятельных работ студентов с преподавателем | Форма проведения | Объем в часах |
Кредит №1 | изучение по анатомическим препаратам | ||
1. | Особенности строения костей туловища, верхней и нижней конечностей. | изучение по анатомическим препаратам | |
2. | Особенности строения отдельных костей черепа. | изучение по анатомическим препаратам | |
3. | Строение височной и клиновидной костей. Каналы височной кости. | изучение по анатомическим препаратам | |
4. | Кости лицевого отдела черепа. Череп в целом. | изучение по анатомическим препаратам | |
Соединения костей туловища. | изучение по анатомическим препаратам | ||
6. | Соединения костей пояса и свободной нижней конечности. | изучение по анатомическим препаратам | |
7. | Паховый канал, брюшной пресс, слабые места стенок живота. | изучение на трупе, препарирование на трупе. | |
8. | Мышцы и фасции пояса и свободной верхней конечности. | изучение на трупе | |
9. | Мышцы и фасции тазового пояса и свободной нижней конечности. | изучение на трупе, препарирование на трупе. | |
Рубежный контроль – коллоквиум. | |||
Оболочки головного мозга. | изучение по анатомическим препаратам | ||
11. | Формирование спинномозговых нервов, их ветви. | препарирование на трупе. | |
12. | Вегетативная нервная система. | изучение по анатомическим препаратам | |
13. | Вены головы, шеи, туловища и конечностей. | препарирование на трупе. | |
Рубежный контроль – коллоквиум. | |||
Всего часов: 15 | |||
Кредит №2 | |||
1. | Морфофункциональная характеристика кожного покрова головы, шеи, конечностей, его производных | препарирование на трупе. | |
2. | Наружный нос, полость носа, околоносовые пазухи, их строение и функции. | изучение по анатомическим препаратам | |
3. | Кровоснабжение и венозный отток от органов грудной полости. | препарирование на трупе. | |
4. | Иннервация органов грудной полости. | препарирование на трупе. | |
5. | Глотка, пищевод, желудок: строение, функции. | препарирование на трупе. | |
6. | Брюшная полость, строение стенок брюшной полости. | изучение по анатомическим препаратам | |
7. | Кровоснабжение органов брюшной полости и таза. | препарирование на трупе. | |
8. | Лимфатическая система. | препарирование на трупе. | |
9. | Иннервация органов брюшной полости и таза. | препарирование на трупе. | |
10. | Промежность. | изучение по анатомическим препаратам | |
11. | Морфофункциональная характеристика кожного покрова туловища (спины, груди, живота) | препарирование на трупе. | |
Рубежный контроль – коллоквиум. | |||
Всего часов: 15 | |||
Задания по самостоятельной работе
№ | Темы для самостоятельной работы студентов | Задания по СРС |
Кредит №1 | ||
1. | Анатомические позиции, схемы строения осей и плоскостей тела человека. Анатомическая терминология. | Знать: анатомическую терминологию, оси и плоскости тела человека |
2. | Прощупывание различных образований костей туловища и конечностей. | Уметь находить сонный бугорок, |
3. | Индивидуальные, половые и возрастные особенности костей туловища и конечностей. | Изучить индивидуальные, половые и возрастные особенности костей таза |
4. | Индивидуальные, и возрастные особенности костей черепа. | Изучить возрастные, половые и индивидуальные особенности костей черепа |
5. | Биомеханика суставов организма человека. | Приготовить музейный препарат |
6. | Особенности кровоснабжения области головы и шеи: общая, наружная и внутренняя сонные артерий, их ветви. | Знать топографию наружной сонной артерии. |
7. | Анатомия и области иннервации 12-ти пар черепных нервов. | Изучить анатомию и области иннервации 12-ти пар ЧМН |
8. | Кровоснабжение верхней и нижней конечностей. | Знать пульсацию лучевой артерии, дорсальной артерии стопы. |
9. | Формирование анимальных нервных сплетений и области иннервации их ветвей. | Знать анатомию и области иннервации спинномозговых нервов. |
Всего часов: 15 | ||
Кредит №2 | ||
1. | Функциональная анатомия желез внутренней секреции. | Изучить строение, функции эндокринных желез |
2. | Морфофункциональная характеристика кожного покрова головы, шеи и его производные. | Изучить морфофункциональную характеристику кожного покрова головы, шеи и его производные. |
3. | Гортань, трахея, бронхи и легкие, их строение, функции. Плевральные мышцы, синусы плевры. | Знать строениегортани, трахеи, бронхов и легких |
4. | Брюшина и ее производные. | Знать строение хода брюшины |
5. | Морфофункциональная характеристика кожного покрова туловища (спины, груди и живота), индивидуальные, половые, возрастные особенности. Латинский анатомический глоссарий. | Изучить морфофункциональную характеристику кожного покрова туловища, индивидуальные, половые, возрастные особенности. |
Всего часов: 15 часов |
2.9.Литература основная и дополнительная:
Основная:
На русском языке:
1. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Швецов Э.В. Атлас нормальной анатомии человека, 2-х томах. М.: «МЕДПресс-информ», 2006.
2. Сапин М.Р. Анатомия человека, в 2-х томах М.: ”Медицина’’, 2003
3. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Фраучи И.В. Топографическая анатомия и оперативная хирургия, в 2-х томах. М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2001.
4. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека - I, II, III, IV тома, М.: «Медицина», 1996.
5. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И Анатомия человека, Л.: «Медицина», 1985.
6. Сапин М.Р. Анатомия человека в 2-х томах. М.: «Медицина», 1986.
7. Островерхов Г.Е., Лубоцкий Д.Н., Бомаш Ю.М. Курс оперативной хирургии и топографической анатомии. Курск, 1998.
8. Гайворонский И.В. Нормальная анатомия человека, в 2-х томах. СПб.: «СпецЛит», 2004.
Дополнительная:
На русском языке.1. Сергиенко В.И., Петросян Э.А., Сухинин А.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии для студентов лечебного факультета. М.: «ГЭОТАР-МЕД»,2002.
2. Нурмухамбетова Б.Н. Функциональная анатомия лимфатической системы. Учебное пособие. Алматы, 2000.
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для мед. ВУЗов., СПб.: «СпецЛит», 2004.
2.10 Методы обучения и преподавания:
Лекции:обзорные,проблемные
Практические занятия:работа анатомическими препаратами, муляжами и планшетами; устный опрос, решение тестовых заданий; работав малых группах, разбор и обсуждение 1-2клинических случаев интегрированных со смежными дисциплинами.
Самостоятельная работа студентов с преподавателем: самостоятельное изучение студентами тем дисциплины по анатомическим препаратам и на трупе при активной консультации преподавателя, препарирование на трупе.
Самостоятельная работа студентов:работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка рефератов; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
Малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентаций, кейс-стади и т.д.
· Критерии и правила оценки знаний:
Текущий контроль:решение тестовых заданий, устный опрос с демонстрацией анатомических структур на трупе или анатомическом препарате, письменные работы, эссе, реферативные сообщения.
Рубежный контроль: коллоквиум - устный опрос
Итоговый контроль:экзамен, включающий тестирование, прием практических навыков
Критерии оценивания знаний обучающихся
№ п/п | Буква | Цифровой эквивалент | Рейтинг (в%) | Оценка |
А А- | 4,0 3,67 | 95-100 90-94 | «отлично» | |
B+ В В- | 3,33 3,0 2,67 | 85-89 80-84 75-79 | «хорошо» | |
С+ С С- D+ D | 2,33 2,0 1,67 1,33 1,0 | 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 | «удовлетворительно» | |
F | 0-49 | «неудовлетворительно» |