Режим работы хирургического отделения
В хирургическом отделении должен соблюдаться строгий санитарно-гигиенический режим. Доступ посетителей или других посторонних лиц должен быть ограничен.
Следует помнить, что медицинский персонал хирургических отделений также может стать источником инфекции. Это может быть обусловлено двумя обстоятельствами: нарушением медработниками правил гигиены и наличием среди них бациллоносителей. Поэтому к сотрудникам хирургических отделений предъявляются особые требования.
Каждый сотрудник, поступающий на работу в отделение хирургического профиля, проходит полный медицинский осмотр (включая осмотр стоматологом и оториноларингологом, бактериологический посев со слизистой носоглотки на наличие патогенного стафилококка), инструктаж по проведения основных санитарно-эпидемиологических мероприятий. Медицинский персонал ставиться на диспансерное обслуживание и один раз в квартал проходит тщательный осмотр. Бациллоносителей (лиц практически здоровых, но выделяющих в окружающую среду патогенную микрофлору чаще всего из носа, глотки) отстраняют от работы и проводят соответствующее лечение. Только после бактериологического контроля их допускают к работе.
В случае вспышки внутрибольничной инфекции организуются внеочередные осмотры медицинского персонала.
Гигиена медицинского персонала. Гигиена медперсонала основана в первую очередь на осуществлении повышенных требований к личной гигиене. Основной задачей личной гигиены медицинского персонала является поддержание гигиенического состояния тела. Соблюдается периодическая стрижка волос и ногтей. Ежедневная чистка зубов и полоскание ротовой полости. В начале работы желателен гигиенический душ, смена одежды и белья. Во время работы в отделении, необходимо пользоваться спецодеждой. Все работники должны иметь сменную обувь, халаты, или специальные костюмы из легкой ткани, регулярно проходящие стирку. Обязательным элементом одежды является колпак. Медицинский колпак должен закрывать волосяной покров головы полностью, т. к. в волосах оседает пыль и возможно попадание микроорганизмов в рану, на инструменты, перевязочный материал. Выход в спецодежде за пределы отделения не разрешается.
Медицинские работники в отделении особо должны обращать внимание на соблюдение правил гигиены и правил асептики при непосредственной работе с больными. Это необходимо не только, для того чтобы не способствовать передаче инфекции от больного к больному, но и самим избежать заражения.
После осмотра больного, исследования ран или смены повязок, дезинфекции помещений, а также гигиенических процедур персонал моет руки теплой проточной водой с мылом в течение 2 минут. Для мытья рук используют хозяйственное брусковое или туалетное мыло в мелкой расфасовке на одну процедуру. Частое мытье рук медперсонала в хирургии – важнейший принцип больничной гигиены хирургического стационара. После контакта с инфекционным содержимым персонал обеззараживает руки растворами бактерицидных препаратов. В качестве средств для дезинфекции рук применяют 76 % этиловый спирт, 0,5 % раствор хлоргексина биглюконата в 70 % этиловом спирте или 0,5 % (0,125 % по активному хлору) раствор хлорамина. При обеззараживании рук этиловым спиртом или хлоргексидином препарат наносят на ладонные поверхности кисти в количестве 5-8 мл (одна чайная ложка) и втирают в кожу в течение 2 минут.
Гигиена больных. Обязательным элементом, обеспечивающим надлежащие санитарно-гигиенические условия в отделении, является соблюдение правил личной гигиены больными. Медицинский персонал должен следить за этим, а в случае необходимости оказывать помощь больным, которые не могут выполнять гигиенические процедуры сами.