Бессознательное: ощущения, эмоции, чувства, состояния и дистрессы
ОЩУЩЕНИЯ – процесс получения информации о внешнем мире (свойства предметов, явления) и внутренних состояниях организма, которая поступает через 5 выделенных органов (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) и более 200 сигналов тела (его частей и органов). | ||||
АРХИТЕПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - животные реакции на внешние и внутренние стимулы | ||||
НЕУДОВЛЕТВОРЁН: активность - стимул жить (два «бе-» бей или беги) | УДОВЛЕТВОРЁН: пассив - приближает смерть | |||
ЭМОЦИИ – внутренняя энергия, вырвавшаяся наружу, внешнее выражение чувств, невербальный язык общения, который помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать до появления членораздельной речи. Эмоции - естественная реакция на… | ||||
… неудовлетворение желаний/потребностей | … физическую или эмоциональную опасность | … потерю человека, вещи или взаимоотношений | … ожидание чего-то хорошего и его удовлетворение | |
АГРЕССИЯ | СТРАХ | ГОРЕ | РАДОСТЬ | |
Другие слова выражают интенсивность и оттенки эмоций: | ||||
гнев, отвращение бешенство, ярость истерия | сломленность, ошеломление, ужас раскаянье, высокомерие безразличие, паника | отчаяние, безвыходность отверженность, холодность безучастие, равнодушие опустошение | блаженство, восхищение, восторг, ликование, окрылённость, одобрение, жизнерадостность, сопереживание, сопричастность, жизнелюбие, воодушевление | |
презрение, злость негодование, возмущение | испуг, ошарашенность, боязнь, замешательство, надменность, унижение, оцепенение, напряжение | отрешенность, горечь, безысходность, тоска, подавленность, скорбь загнанность | принятие, изумление, терпимость, освобождение, сочувствие, доверие, гордость, очарованность, сохранность влюблённость, прощение, веселье, облегчение, удовольствие | |
неприязнь, уязвлённость нервозность, раздражение пренебрежение недовольство | тревога, волнение, подозрение, беспокойство, сомнение, опасение, смущение, неуверенность | грусть, печаль, отчужденность, сожаление, разочарование, огорчение | приподнятость, оживление, увлечение, бодрость, предвкушение, надежда, любопытство, симпатия, удивление, стабильность, самоценность | |
ЧУВСТВА - это процесс личностной оценки ощущений, ситуации, отношения человека к происходящему и окружающему, и регулятор желаний и устремлений | ||||
обида, вина, зависть, стыд, жалость, ревность, бесправность, нетерпимость, вседозволенность, неполноценность | любовь, смирение, интерес, уважение, вера, благодарность | |||
СОСТОЯНИЯ | ||||
ДИСТРЕССЫ (1) отвержение – недостаточно хорош(-а) (2) отказ от разрядки эмоций (3) изоляция (4) зависимость и созависимость (5) беспомощность: лень, скука, апатия, депрессия | ПУНЭПУЛОСЕ позитив, уравновешенность, наполненность, энергия, покой, уверенность, лёгкость, объективность, свобода, естественность | |||
«ВКЛ» модели поведения (привычка, приобретенный инстинкт, программа-автопилот) | «ВКЛ» интуиция (EQ) и разум (IQ) | |||
Коротко: ощущения – это информация, чувства – отношение к информации, эмоции – реакция на информацию в зависимости от оценки.
Чувства могут помочь вам сформировать ваши ценности и принять решения. Мы очень рано научились искажать свои чувства, потому что:
• Наши чувства оскорбляют, и не замечают наши оскорбленные чувства
• Нам говорят, чтобы мы не злились, когда нас обижают
• Нас заставляют демонстрировать признательность тем, кто нас обижает, т.к. у них были добрые намерения (не хотели обидеть)
• Нам говорят, чтобы мы забыли о случившемся
• Нам демонстрируют, как избавиться от накопившегося гнева с помощью насилия и оскорблений по отношению к другим людям, которые младше или слабее нас, либо говорят, чтобы мы направили свой гнев в самого себя
Самой большой жестокостью по отношению к ребенку является запрещение выражать свой гнев или страдания. В противном случае он рискует утратить любовь и признательность своих родителей.
Подавление
Детей учат подавлять и сдерживать свой гнев, печаль и чувство обиды, разубеждают в наших чувствах, учат не доверять им и полагаться только на то, что говорят о наших чувствах Другие. Когда ваши функциональные потребности не удовлетворялись, у вас было много болезненных переживаний в детстве. К тому же, некому было выслушивать ваши переживания, поддерживать вас, соглашаться с вами и уважать вас, что заставляло вас самостоятельно справляться со своими болезненными чувствами.
Избегание
Для того чтобы самому иметь дело со своей эмоциональной болью, вы начали создавать защиту против переживания чувств, стараясь вытеснить их из своего сознания. Возможно, в детстве это помогало вам выжить, но в результате вы могли полностью утратить связь со своими подлинными чувствами.
Отвержение
Одна из самых неудовлетворённых потребностей – быть принятым безусловно, таким, какой ты есть. Вместо этого мы получаем упрёки, критику и недовольство. При этом добавляются прямые приказания, что, как и когда делать без учёта наших желаний, потребностей и интересов, наших способностей и возможностей. Мы лишены поддержки нашей жизни, наших решений и действий.
Без осознания своих подлинных ощущений, эмоций, чувств и состояний мы теряем полноту и богатство жизни, возможность управлять ею.