Основное содержание занятия. «Закончи предложение».Дети завершают предложения, которые произносит ведущий:
«Закончи предложение».Дети завершают предложения, которые произносит ведущий:
«У меня хорошо получается в школе...» «В школе я научился...»
«Буратино забыл слова».Ведущий говорит детям о том, что Буратино забыл все слова, кроме «Было трудно. Но я старался». Ведущий просит детей поговорить с Буратино, роль которого играет один из учеников. Для этого им нужно задавать такие вопросы, чтобы он мог на них ответить словами «Было трудно, но я старался». Для примера первые вопросы взрослый задает сам, например: «Как тебе удалось научиться писать букву А?», «Как ты научился не выкрикивать, а поднимать руку?», «Как тебе удалось научиться не вертеться, когда этого очень хочется?» и т.п.
«Мне помогли».Ведущий обсуждает с детьми, кто и как помогает им учиться в школе: родители, учительница, повар школьной столовой, нянечка и т.п. Затем их просят нарисовать в центре листа бумаги кружочек, а в нем свое лицо. Вокруг расположить другие кружочки и нарисовать в них лица тех людей, которые больше всего помогают им учиться. Затем дети рассказывают, кого они нарисовали.
«Считалка».Ведущий обучает ребят считалке: «Один, два, три, четыре, пять, я хочу успешным стать. Буду я стараться, будет получаться». Затем с помощью считалки определяют водящего в следующей игре. Он выходит за дверь, в это время один из учеников меняет позу. Водящий возвращается и пытается догадаться, кто это был.
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают
сказку.
Яшок и «звездная болезнь» (И. Самойлова) Каждый день наш Яшок ходил в Дом Учености. Он очень хорошо учился, получал похвалы от учителей за старательное отношение к учебе. За что бы ни брался Яшок, все у него получалось. Он ходил и радовался жизни, все феи говорили, что он очень способный и умный принц. Но однажды совершенно случайно он подхватил заразную болезнь, свойственную его возрасту. Болезнь называлась «звездной». А выражалась она в том, что Яшок стал считать себя лучше всех, думать, что он со всем справляется лучше других. Он действительно в чем-то превосходил остальных, а в чем-то другие принцы, превосходили его. Но болезнь действовала на глаза и на ум, и Яшоку стало казаться, что только он все делает правильно, а главное — лучше всех. Он стал часто давать другим указания, которые были не нужны, но Яшоку казалось, что без них принцы и принцессы не справятся.
И вот однажды весенним погожим деньком классная руководительница первого класса премудрая фея Земляничкина сказала:
Ребята, у нас неделя классных комнат, мы должны к пятнице убрать и украсить наш класс так, чтобы получить первое место, причем украшения нужно подобрать по теме «Лесные звери». Кто хочет быть ответственным за такое важное дело?
Я, я, я хочу, — закричал Яшок, — я смогу, справлюсь, у меня получится, ведь я лучший!!! — От восторга он раскраснелся и запрыгал.
А ты сможешь, — лукаво спросила фея, — организовать весь класс за день и преобразить нашу комнату, не будет ли тебе трудно?
Нет, нет, я же самый лучший в мире организатор, выберите меня! Я смогу, у меня получится! — продолжал настаивать Яшок.
— Ладно, — сказала фея, — посмотрим, на что ты способен. И вот собрал накануне смотра классных комнат Яшок весь класс, зачитал принцам и принцессам их обязанности, показал, что каждый из них должен делать, и началось украшение класса. Только ребята стали мыть, двигать парты, резать из бумаги зайчиков и лисят, как Яшок начал метаться по классу, пытаясь всем сразу и каждому в отдельности показать, как нужно двигать парты, резать бумагу, как держать ведро, поливать цветы и еще много чего... Он всех распихивал, говорил, что они все делают неправильно, горестно вздыхал и охал:
— Только я могу все сделать правильно, если бы не я... — И уносился показывать, как все надо делать, к другим принцами принцессам.
Естественно, за три часа работа не продвинулась, все были злые, так как из-за постоянно возникающих в голове Яшока идей ребятам приходилось делать кучу ненужной и бесполезной работы. Но Яшок этого не понимал — он же был болен «звездной болезнью».
Яшок, мы устали от постоянной беготни и кучи ненужных дел, мы так работать не хотим, — сказала от имени класса принцесса Фикус.
Не хотите — уходите! — в гневе закричал Яшок. — Сам справлюсь! Тоже мне, финтифлюшки!
Ребята собрали свои вещи и ушли. Яшок остался один.
Он посмотрел на кучу недоделанных украшений, сдвинутые с места парты, горы нарезанной бумаги и принялся за дело. И тут понял, что не знает, как вырезать бабочек и зайчиков, как мыть окна, ставить парты, как рисовать плакаты, а главное, не знает, КАК СДЕЛАТЬ ВСЕ ОДНОВРЕМЕННО! Через два часа постоянной беготни по классу, перескакивания с одного на другое он еще ничего не сделал, а время уходило. Он в ужасе остановился, потом сел и заплакал. Яшок понял, что он один всего сделать не мог, да и не умел делать ВСЕ хорошо. Ему стало стыдно, что он так грубо прогнал своих товарищей, и после того, как только он осознал, что был не прав, болезнь его прошла! Яшок понял, что он не самый лучший, умный и красивый на свете. Что он точно такой же, как другие, не лучше и не хуже. «Но что же мне теперь делать? — подумал Яшок. — Одному мне не справиться! Я не смогу украсить и прибрать весь класс в одиночку!» Но тут — о чудо! — вошли ребята.
Вы откуда взялись, разве вы на меня не обиделись? —спросил Яшок. — Я так перед вами виноват! Я все делал неправильно, слишком много на себя брал.
Конечно, мы обиделись, но не очень сильно. Мы могли бы тебя проучить, но тогда наш класс остался бы самым грязным из всех, и фею Земляничкину это очень огорчило бы. К тому же мы надеялись, что за то время, что нас не было, ты подумал о том, как вел себя с нами.
Да, да, извините, я был не прав, я не умею все делать так хорошо, как каждый из вас. Я не умею так хорошо мыть стекла, как принцесса Лиска, не могу так красиво красить стены,как принц Фай, не умею рисовать таких милых зайчиков, как принцесса Моня. Я прошу прощения, я действительно не лучше никого из вас.
Хорошо, что ты понял, что невозможно все делать лучше,чем другие, каждый должен быть мастером своего дела. И плохо будет, если, ты станешь вмешиваться во все дела сразу. А ну-ка, за работу! — радостно воскликнула Леечка.
Принцы и принцессы дружно и весело заработали. И через несколько часов весь класс сиял и блестел: окна сияли чистотой, на стенах висели и радовали глаз цветные картинки, парты были вычищены до блеска.