Контроль исходного уровня знаний. Составить краткий текст по теме занятия
Составить краткий текст по теме занятия,
используя приведенные ниже ключевые слова.
Ключевые слова для написания краткого текста по теме занятия
1. малярия трехдневная четырехдневная возбудители | 2. малярия желтуха билирубин эритроциты | 3. малярия печень селезенка пигменты | 4. малярия мозг окраска кома |
5. малярия стазы кома гемомеланин | 6. тропическая Дюрка «паразитарные» мозг | 7. малярия кровопотеря селезенка осложнение | 8. печень гемомеланин гемосидерин железо |
9. малярия истощение амилоидоз нефрит | 10. малярия спленомегалия цвет консистенция | 11. амебиаз кишка некроз язвы | 12. амебиаз кровотечение печень легкие |
13. амебиаз язвы кишка края | 14. фибрин спайки конгломерат «амебома» | 15. амебиаз язвы перитонит кровотечение | 16. амебиаз печень абсцессы перитонит |
17. балантидиаз некроз распространение язвы | 18. печень гемомеланин гемосидерин железо | 19. малярия трехдневная четырехдневная возбудители | 20. малярия желтуха билирубин эритроциты |
Задание на практическое занятие
1. Изучить и описать макропрепарат головного мозга при тропической малярии. Обратить внимание на состояние кровенаполнения оболочек и ткани мозга, окраску мозга, наличие на разрезе очаговых изменений.
2. Изучить и зарисовать микропрепарат № 125 «Головной мозг при тропической малярии». Обратить внимание на состояние кровенаполнения мозга, наличие «паразитарных» стазов, других расстройств кровообращения.
3. Изучить макропрепарат селезенки (или печени) при малярии. Обратить внимание на размеры и окраску органа.
4. Изучить и зарисовать микропрепарат № 124 «Селезенка при малярии». При малом увеличении оценить распространенность процесса. При большом увеличении обозначить клеточные элементы, указать их название, отложения пигмента в цитоплазме. Отметить разрастания соединительной ткани.
5. Изучить макропрепарат печени при малярии. Обратить внимание на окраску органа.
6. Изучить микропрепарат № 123 «Печень при малярии». При малом увеличении оценить распространенность процесса. При большом увеличении оценить состояние звездчатых ретикулоэндотелиоцитов и гепатоцитов, наличие пигментов в их цитоплазме, назвать их.
7. Изучить макропрепарат печени при амебиазе. Обратить внимание на особенности «абсцессов», строение их стенок.
8. Изучить и описать макропрепарат толстой кишки при амебиазе. Обратить внимание на множественные язвы в стенке с обширными дефектами подслизистой основы.
9. Изучить макропрепарат кишки при балантидиазе. Обратить внимание на язвенные дефекты стенки кишки, их распространенность и глубину.
10. Решить ситуационные задачи.
Ситуационная задача № 1
Рядовой Ф., 19 лет, проходивший службу в гарнизоне с жарким климатом, поступил в госпиталь через сутки от начала заболевания с жалобами на сильные головные боли, резкую слабость. Односложно и неохотно отвечал на вопросы, быстро истощался и погружался в сопорозное состояние. В отделении интенсивной терапии спустя 1 час от момента поступления проведен консилиум специалистов. При осмотре: голова больного запрокинута назад, отсутствуют роговичный и зрачковый рефлексы, температура тела – 40º С, пульс – 120 ударов в 1 мин, АД – 80/40 мм рт. ст., дыхание поверхностное, до 50 дыхательных движений в 1 мин, пальпируются печень и селезенка. Отмечен дефицит массы тела. В периферической крови гемоглобина – 90 г/л, эритроцитов – 3,5 × 1012/л, лейкоцитов – 12 × 109/л со сдвигом в сторону молодых форм.
Несмотря на проведенные лечебные мероприятия, у больного развилась запредельная мозговая кома и наступила смерть. Посмертный клинический диагноз: «менингит в сочетании с менингококцемией, инфекционно-токсический шок».
На вскрытии: белое вещество головного мозга дымчатой окраски, с множественными мелкоочаговыми (до 0,2 см) кровоизлияниями. Печень и селезенка увеличены, буровато-серого цвета.
Гистологически: капилляры головного мозга резко расширены, заполнены эритроцитами, внутри которых – глыбки черного пигмента. Такой же пигмент обнаружен в макрофагах селезенки и в клетках Купфера. В гепатоцитах – пигмент буроватого цвета.
1. Назовите диагноз заболевания.
2. Назовите пигмент в эритроцитах.
3. Какие пигменты содержались в клетках Купфера?
4. Назовите пигмент в гепатоцитах.
Ситуационная задача № 2
Военнослужащий В., 29 лет, обратился к врачу части с жалобами на периодические ноющие боли в животе, к которым в последнее время присоединились затруднения дефекации и отхождения газов. Из расспросов больного выяснено, что в последние два-три года он страдал периодическими расстройствами стула. В периоды обострения болезни стул обычно частый, полужидкий или жидкий, с примесью слизи, иногда имел вид «малинового желе». Лечился самостоятельно приемом левомицетина и фталазола, за медицинской помощью не обращался. Объективно: общее состояние удовлетворительное, температура тела 37,2º С, живот асимметрично вздут, при пальпации – урчание в кишечнике, слепая и сигмовидная кишки уплотнены и болезненны, тугоподвижны. Кал в виде узких лент.
1. Какому заболеванию соответствуют приведенные клинические данные?
2. Назовите осложнения, которые вероятны при этом заболевании.
3. При каких условиях возможно обнаружение возбудителя?
Ситуационная задача № 3
Младший сержант Л., 19 лет, доставлен в омедб 28.05.1987 г. с диагнозом «малярия?». Проводилась дифференциальная диагностика между ОРЗ, малярией и брюшным тифом. При микроскопическом исследовании «толстой капли» крови выявлен возбудитель – Plasmodium vivax. Общеклиническое исследование крови: гемоглобин – 100 г/л, эритроциты – 2,3 × 1012/л. В тот же день, в 20 часов 40 минут младший сержант Л. потерял сознание и упал в туалете. При осмотре врачом: коматозное состояние, АД – 40/0 мм рт. ст., ЧСС – 95 ударов в 1 мин. В 23 часа установлен диагноз: «разрыв селезенки?» 31.05.1987 г. в 2 часа произведена лапаротомия, в полости брюшины обнаружено 2000 мл крови. Удалена селезенка массой 650 г, размерами 20 × 11 × 5 см, с разрывом капсулы и пульпы глубиной до 3 см. В 5 часов утра наступил летальный исход.
1. Назовите форму малярии.
2. С чем связано увеличение селезенки и ее разрыв?
3. Какова непосредственная причина смерти?
4. Какие дефекты в оказании медицинской помощи допущены на этапах медицинской эвакуации?
11. Ответить на вопросы контроля итогового уровня знаний №№ 104 – 108.
Является ли следующее утверждение верным?
104. Гранулемы Дюрка – это микроскопические узелки в ткани головного мозга при сыпном тифе.
К приведенному ниже утверждению имеются варианты продолжений.
Назовите верные:
105. При малярии в печени микроскопически наблюдается:
А. Наличие «желчных тромбов».
Б. Отложения меланина в звездчатых ретикулоэндотелиоцитах.
В. Расширение пространств Диссе.
Г. Лимфоидная инфильтрация в перипортальной
соединительной ткани.
Д. Отложения гемосидерина в гепатоцитах.
Каждое из приводимых ниже предложений состоит из двух утверждений. Обозначьте свой ответ соответствующей буквой в зависимости от того, какому из следующих условий удовлетворяет это предложение:
А. Если оба утверждения справедливы и находятся друг с другом в причинно-следственной связи.
Б. Если оба утверждения справедливы, но не находятся друг с другом в причинно-следственной связи.
В. Если первое утверждение справедливо, а второе – нет.
Г. Если первое утверждение неверно, а второе – верно.
Д. Если оба утверждения неверны.
106. Амебный колит только называется колитом, хотя таковым не является,
потому что амебное поражение толстой кишки проявляется возникновением в ее стенке язв.
107. Микроскопически отдифференцировать амебиаз кишечника от балантидиаза практически невозможно,
потому что оба простейших в ткани выглядят совершенно одинаково.
108. Амебный абсцесс печени на самом деле таковым не является,
потому что в полости амебного абсцесса нет гноя.
Практическое занятие по теме: