Рекомендации для работы на занятии. Задание 1. Рассмотреть миндалину
Задание 1. Рассмотреть миндалину. Объект изучения: небная миндалина (окр. гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении зарисовать и отметить слизистую оболочку (1), лимфатические фолликулы (2), центры размножения фолликулов (3), крипту миндалин (4). Ориентировочные основы действий: увидеть крипту миндалины (4) в виде складки слизистой оболочки. На поверхности среза увидеть слизистую оболочку (1), покрытую многослойным плоским неороговевающим эпителием в виде полоски фиолетового цвета. В собственной пластинке слизистой оболочки рассмотреть лимфатические фолликулы (2), шаровидной формы фиолетового цвета. В центре отдельных фолликулов увидеть (3) центр размножения - просветленный участок.
Задание 2. Рассмотреть лимфатический узел. Объект изучения - лимфатический узел (окр. гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении зарисовать и отметить капсулу лимфатического узла (1), корковое вещество (В-зависимая зона) (2), лимфатический фолликул (3), центр размножения в фолликуле (4), мозговое вещество (В-зависимая зона) (5), мякотные шнуры (6), паракортикальная зона (Т-зависимая) (7). Ориентировочные основы действий: на периферии среза найти тонкую капсулу (1) розового цвета, от которой внутрь отходят трабекулы. Под капсулой увидеть корковое вещество (2) фиолетового цвета, представленное фолликулами (3). В фолликулах найти просветленный участок - центр размножения (4). Под (2) корковым веществом (В-зависимая зона) увидеть (5) мозговое вещество (В-зависимая зона). Рассмотреть мякотные шнуры (6) и находящуюся между корковым и мозговым веществом паракортикальную (Т-зависимую) зону (7). f
Задание 3. Рассмотреть селезенку. Объект изучения: селезенка (окр. гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении зарисовать и отметить капсулу (1), белую пульпу (2), центральную артерию (3), центры размножения (В-зависимая зона) в лимфоидных фолликулах (4). На большом увеличении найти переартериальную Т-зависимую зону в лимфатических фолликулах (5). Ориентировочные основы действий: на периферии среза увидеть капсулу (1) в виде полоски розового цвета, от которой в паренхиму органа отходят трабекулы (6). Увидеть красную пульпу (7) - ретикулярную ткань с клеточными элементами крови. Рассмотреть белую пульпу (2) - совокупность лимфоидных фолликулов, или мальпигиевых телец. В фолликуле найти эксцентрично расположенную центральную артерию (3), вокруг нее периартериальную Т-зависимую зону (5) и центрально расположенные реактивные центры (4). Вокруг фолликула найти мантийную (8) и маргинальную (9) зоны.
Задание 4. Рассмотреть вилочковую железу. Объект изучения: вилочковая железа (окр. гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении зарисовать и отметить капсулу вилочковой железы (1), дольку (2), в дольке вилочковой железы найти корковое (3) и мозговое вещество (4), лимфоциты (5) и ретикулоэпителиоциты (6). Ориентировочные основы действий: на периферии органа увидеть капсулу (1) в виде полоски розового цвета, от которой внутрь отходят септы, делящие паренхиму на дольки (2). В дольках найти корковое вещество (3), расположенное по периферии, темно-фиолетового цвета, и мозговое вещество (4) более светлой окраски. В мозговом веществе рассмотреть ретикулоэпителиоциты (6) с крупными бледными, неправильной формой ядрами и оксифильной цитоплазмой и клетки с круглыми темно-синими ядрами и узким ободком цитоплазмы - лимфоциты (5).
Демонстрационные препараты
1. Мазок красного костного мозга (окр. гематоксилин-эозином).
2. Червеобразный отросток (окр. гематоксилин-эозином).
3. Толстый кишечник (окр. гематоксилин-эозином).
4. Ретикулярные волокна в лимфатическом узле (импрегнация серебром).
5. Накопление краски (трипановый синий) в макрофагах лимфатического узла.
Ситуационные задачи
1. В процессе взаимодействия Т-лимфоцита «супрессора», макрофага и В-лимфоцита выключено действие макрофага. Какой процесс иммуногенеза нарушится?
2. Погибли Т-лимфоциты хелперы. Как изменится иммунная реакция?
3. В тимусе подавлено образование Т-лимфоцитов. Какие процессы иммуногенеза пострадают в первую очередь?
4. При гипертрансплантации органов обнаружено отторжение трансплантата. Какие клетки обеспечивают этот процесс?
5. Как называется область лимфоузла, где большинство иммуннокомпе-тентных клеток готово к взаимодействию с антигеном?
6. В эксперименте на мышах в раннем неонатальном периоде ингибировали функцию тимуса, какой вид иммунитета нарушится?
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток: «Медицина ДВ», 2007; 2) Гистология человека в ответах на вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой, 2006; 3) Учебник гистологии / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - М. : «Медицина», 1999; 4) И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978.
Дополнительная литература: 1) И.А.Чертков, А.Я. Фриденштейн. Клеточные основы кроветворения. - М. : «Медицина», 1977; 2) Р. В. Петров. Иммунология. - М.: «Медицина», 1982.