Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам:1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; 2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; 3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; 4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; 5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации; 6) прокурора; 6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации; 6.2) руководителя следственного органа; 7) следователя; 8) адвоката; 9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; 10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается: 1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы; 2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления; 2.1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления; 3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления. Задержание: Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

13 Рассмотрения и разрешение судом вопросов, связанных с исполнением приговора.

Вопросы, связанные с исполнением приговора, су­дья разрешает единолично в судебном заседании. В стадии исполнения приговора суд разрешает следующие вопросы: об отсрочке исполнения приго­вора; об освобождении от наказания в связи с болез­нью или по инвалидности; об условно-досрочном ос­вобождении и замене неотбытой части наказания бо­лее мягким; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы; о замене одного ви­да наказания другим; о зачете времени пребывания в лечебном учреждении в срок отбытия наказания; об исполнении приговора при наличии других неиспол­ненных приговоров и др. (ст. 397, 398, 400 УПК). Статья 396 УПК определяет подсудность вопросов, разрешаемых в стадии исполнения приговора. Про­цессуальные вопросы могут разрешаться четырьмя судами в зависимости от территориальной подсуд­ности: по месту постановления приговора (судом, вы­ несшим приговор); по месту отбытия наказания; по месту жительства осужденного. 4) по месту задержания осужденного. Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом по представлению учрежде­ния или органа, исполняющего наказание, или по хо­датайству осужденного. Порядок разрешения вопросов.В судебное за­седание вызывается представитель учреждения или органа, исполняющего наказание, по представлению которого разрешается вопрос, связанный с исполне­нием наказания. Если вопрос касается исполнения приговора в части гражданского иска, то в судебное заседание могут быть вызваны гражданский истец и гражданский ответчик. В случае когда в судебном заседании участвует осужденный, он вправе знакомиться с представлен­ными э суд материалами, участвовать в их рассмот­рении, заявлять ходатайства и отводы, давать объяс­нения, представлять документы. Решение об участии осужденного в судебном заседании принимает суд. Осужденный может осуществлять свои права с помо­щью адвоката. Судебное заседание начинается с доклада пред­ставителя учреждения или органа, подавшего пред­ставление, либо с объяснения заявителя. Затем исследуются представленные материалы, выслу­шиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, мнение прокурора, после чего судья вы­носит постановление. На постановление суда, выне­сенное при разрешении вопросов, связанных с ис­полнением приговора, могут быть поданы жалоба или представление в кассационном порядке.

Наши рекомендации