Имейте смелость наблюдать!

Сомнение — отец изобретения. Галилео Галилей

Наблюдение составляет основу каждой науки. Вы и я, как и каждый человек, неважно, ученый он или нет, имеем право на наблюдение, чтобы делать собст­венные выводы. Никакие научные данные не смогут за­менять личный опыт.

Когда ребенку говорят: не прикасайся к огню, это пре­дупреждение для него не означает абсолютно ничего, пока он не обожжется. Только посредством наблюдения мы можем научиться связывать причины и следствия и предугадывать результат. Например, если мы переедаем поздно вечером, то наивно было бы полагать, что следую­щим утром будем себя чувствовать хорошо. Знание о не­избежности последствий любых действий дает нам пре­имущество — оно позволяет действовать сознательно. Каждый день мы самостоятельно достигаем желанных целей через осознанные поступки, а не слепо следуем со­ветам и указаниям кого-то, «кто знает лучше».

Я выросла в Советском Союзе, где правительственные и партийные структуры довлели над каждым членом общества. С раннего детства мне давали четкие инструк­ции в отношении того, что я должна была делать, гово­рить и даже думать. Однако мне очень повезло в жизни — я встретила много выдающихся людей, которые научи­ли меня решимости поступать по-своему.

Я обязательно должна рассказать вам об Александре Суворове, с которым встречалась несколько раз. Он стал моим героем и вдохновителем на много лет. Александр полностью потерял способность видеть и слышать, когда ему было 3 года. Тем не менее он так стремился к полно­ценной жизни, что научился понимать посредством ося­зания рук собеседника. Саша закончил среднюю школу с превосходными результатами, затем защитил диссерта­цию в Московском университете, написал множество бле­стящих научных статей о помощи слепоглухонемым де­тям, стал автором несколько книг.

Документальный фильм о жизни А. Суворова собрал ог­ромные толпы зрителей во время нескольких показов в Москве в 70-х годах прошлого века. Люди были глубоко поражены целеустремленностью Александра. Я помню, что после окончания фильма долгое время никто не поки­дал зал. Мы сидели изумленные и плакали, поглощенные чувством стыда за наши жалкие заботы и глупые страхи. Александр Суворов, живя в полной темноте и постоянной тишине, мечтал путешествовать. Он выучил два иностран­ных языка и самостоятельно посетил несколько стран. Ко­гда люди спрашивали его, почему он так поступил, он от­вечал, что хотел «посмотреть мир сам».

Когда я встречаю таких невероятно мужественных лю­дей, как Александр, или читаю о тех, кто смело отстаивает собственную позицию, оставаясь в меньшинстве, у меня возникает желание как можно полнее исследовать жизнь вокруг себя и познать пределы своих возможностей.

В течение нашей жизни, пробуя что-то новое и ища при этом ответы на возникающие вопросы, мы приобретаем большой опыт. Впоследствии мы применяем эти знания и чувствуем себя достаточно уверенно в любых жизнен­ных обстоятельствах (особенно это помогает, когда реше­ние необходимо принять быстро). И наоборот: когда все, что у нас есть, это набор чужих инструкций, нам остается только уповать на то, что у авторов этих инструкций были благие намерения и, что особенно важно, на то, что они имели глубокие знания. В этом случае мы надеемся, при­чем без всяких оснований, что-то кто позаботится о нас

лучше, чем мы сами.

Когда мы позволяем другим решать за нас, то в некото­ром смысле сознательно хотим быть слепыми и глухими. Нам приходится следовать чьим-либо указаниям и вы­полнять действия, смысла которых мы часто не понима­ем. Мы подчиняемся другим и тем самым теряем кон­троль над собственной жизнью.

Наблюдать — неотъемлемое право каждого. Я верю, что наши собственные осознанные наблюдения в тысячу раз более важны, чем любые авторитетные утверждения.

Почему за последние годы опубликовано так много книг о питании? Очевидно, у людей возникло множество вопросов о здоровье, на которые у научного сообщества не нашлось ответов. Большинство из нас полностью лишено прямого общения с исследователями, и ученые тоже изо­лированы от обычных людей. Почему же это произошло? Ведь главная цель науки — благополучие человека.

Для обычных людей доступ к результатам научных ис­следований зачастую невозможен или обходится слишком дорого. Например, чтобы получить двух- или трехстраничный документ об интересующих меня медицинских исследованиях, я должна была иногда платить сотни дол­ларов. К тому же научная статья, как правило, изобилует специальными терминами и непонятна для неспециалистов.

Я заметила, что число научных направлений непре­рывно растет, а параллельно постоянно множатся специ­альные термины, присущие конкретным наукам. Мне до­велось разговаривать со многими учеными из разных стран, но я никогда не встречала ни одного специалиста, который был бы в состоянии понять и объяснить исследо­вания, ведущиеся в различных областях одной и той же науки. Как правило, чем больше ученые специализиру­ются в одной научной сфере, тем меньше они осведомле­ны об исследованиях в других областях, не относящихся к их специализации.

Эта тенденция предполагает, что наука перемещается в область «науки ради науки», которая лежит вне пони­мания рядового человека. В то время как люди желают быть в курсе новейших научных достижений, ибо хотят решения самых наболевших вопросов, научный мир ста­новится все более закрытым. Информационный вакуум постоянно растет, особенно в области медицины, и в том числе диетологии.

Чтобы восполнить недостаток необходимой информа­ции, народ начинает создавать свою собственную «нау­ку». Она, возможно, не совсем точна, зато понятна боль­шинству людей. Как результат, мы видим сотни, если не тысячи, книг про оздоровление, написанных людьми, ко­торые проводят различные исследования, зачастую не имея медицинского образования. Отчаявшиеся читатели поглощают это изобилие информации и часто запутыва­ются еще больше.

Я замечаю, что многие доверяют написанному боль­ше, чем сказанному. Из-за недостатка собственных на­блюдений и привычки воспринимать любую теорию так, как будто она является истиной, на века высеченной в камне, многие верят первой попавшейся книге. О пита­нии написано множество книг, зачастую противореча­щих друг другу. В итоге сегодня люди имеют самые различные представления о том, как питаться, основанные на сотнях теорий.

Когда я начала собирать материалы для книги о зелени, то сразу безнадежно утонула в океане информации. В этой критической ситуации я должна была «найти истину или умереть». Я чувствовала ответственность не только за сво­его мужа и детей, которые вслед за мной сели на сырую диету, но и за всех слушателей моих лекций и читателей моих книг, которые перешли на сыроедение. В конце кон­цов я решила отложить на несколько месяцев все дела, сесть и прочитать все доступные первоисточники, посвя­щенные исследованиям в области питания. Я решила от­бросить все готовые мнения и сконцентрироваться только на научных данных, потому что чужие, кажущиеся безу­пречными, логические рассуждения очень часто приводят читателя к ошибочным заключениям с разрушительными последствиями. (Позже в этой книге я приведу примеры таких ошибок, жертвой которых стала и я сама.)

Я обнаружила в книгах некоторые существенные пробе­лы: например, состав и качество отдельных пищевых про­дуктов никогда не изучались. Тогда я поняла, что если хочу сделать правильные выводы, то должна провести са­мостоятельно некоторые предварительные исследования. Впрочем, моя жизнь уже давно была экспериментом, в ко­тором я являлась «подопытным кроликом».

Я твердо верю, что безопаснее перейти на сырую диету на пару недель и понаблюдать за полученным эффектом, чем прочитать десятки книг и следовать рекомендациям, не понимая до конца их сути. Наблюдая за собой, мы мо­жем ясно видеть результаты наших действий.

Дорогой читатель, этой книгой я надеюсь вдохновить вас начать наблюдать, чтобы создать собственную, самую эффективную, программу здоровья. Я верю, что вы сами станете для себя лучшим лекарем.

Наши рекомендации