Порядок проведения занятия. Больной К., 14 лет. Поступил с жалобами на жажду, тошноту, отсутствие аппетита, похудание на 5 кг, сухость во рту
Ситуационные задачи.
Задача 1
Больной К., 14 лет. Поступил с жалобами на жажду, тошноту, отсутствие аппетита, похудание на 5 кг, сухость во рту, полиурию, общую слабость.
Из анамнеза: полгода назад перенес эпидемический паротит.
ОБЪЕКТИВНО: состояние средней тяжести, пониженного питания, гиперемия щек, сухость кожных покровов. Тоны сердца приглушены, ЧСС 98 в минуту. АД 120/80 мм рт.ст. Печень 11 - 10 - 9 cм.
Анализ крови на сахар: 18,5 ммоль/л. Содержание инсулина в крови снижено.
Анализ мочи: сахар в моче: 4%, уд.вес 1028, ацетон в моче.
1.Выделите основные симптомы, объясните патогенез, сгруппируйте их в синдромы.
2.Выделить ведущий синдром.
3.Предварительный диагноз.
4.План обследования.
5.План лечения.
Задача 2
Больная М., 55 лет, предъявляет жалобы на жажду, кожный зуд, общую слабость, головную боль, парастезии в конечностях, периодические ноющие боли в сердце.
Из анамнеза: около трех лет лечится у гинеколога по поводу
зуда половых органов с незначительной положительной динамикой.
ОБЪЕКТИВНО: состояние удовлетворительное, повышенного питания, кожа сухая, рассчесы, фурункул на животе. На веках ксантелазмы. Язык влажный, обложен белым налетом. Кариес зубов. Расширение левой границы сердца. Тоны приглушены, аритмичные, единичные экстрасистолы, ЧСС 92 в минуту, АД 170/100 мм рт.ст. Печень 9 - 8 - 7.
Сахар крови 12 ммоль/л. Содержание инсулина в крови нормальное.
Сахар в моче 1,5%.
ЭКГ сглаженность и деформация зубца Р, Т, единичная желудочковая
экстрасистолия, РО = 0,22.
1.Выделите основные симптомы, объясните патогенез, сгруппируйте их в синдромы.
2.Выделить ведущий синдром.
3.Предварительный диагноз.
4.План обследования.
5.План лечения.
Тестовый контроль.
1.При недостаточности инсулина наблюдается:
1) гипергликемия
2) усиление синтеза гликогена
3) уменьшение синтеза гликогена
4) увеличение образования кетоновых тел
5) уменьшение образование кетоновых тел
Варианты ответов
а) 1, 2, 3
б) 1, 2, 4
в) 1, 3, 4
г) 2, 3, 4
д) 2, 4
2. При сахарном диабете 1 типа имеются все признаки, кроме:
Варианты ответов
а) снижение утилизации глюкозы
б) снижение липолиза
в) повышение катаболизма белков
3. У здоровых лиц при проведении пробы толерантности к глюкозе
уровень глюкозы приходит к норме через:
Варианты ответов
а) 30 минут
б) 1 час
в) 2 часа
г) 3 часа
4. Основными патофизиологическими отличиями сахарного диабета 1 типа от сахарного диабета 2 типа являются все перечисленные, кроме:
Варианты ответов
а) склонности к кетоацидозу
б) абсолютного дефицита инсулина
в) высокого уровня С-пептида
г) генетического дефекта противовирусного иммунитета
д) деструкция b-клеток
5. Гипогликемическая кома клинически проявляется всеми перечисленными признаками, кроме:
Варианты ответов
а) бледности и влажности кожных покровов
б) повышенного тонуса мышц, судорог
в) снижения артериального давления
г) брадипноэ
6. Кетоацидотическая кома клинически проявляется всеми перечисленными признаками, кроме:
Варианты ответов
а) сухость кожных покровов
б) пониженного тонуса мышц, судорог
в) понижения тонуса глазных яблок
г) брадикардия
7. Увеличение размеров печени у больных сахарным диабетом является результатом:
Варианты ответов
а) жирового гепатоза
б) гепатита
в) цирроза
г) всего перечисленного
8.СД I типа следует лечить:
Варианты ответов:
а) диетотерапией
б) сульфаниламидными препаратами
*в) инсулином на фоне диетотерапии
*г) голоданием
д) ….анидами
9.Какой из гормонов стимулирует липопоэз?
Варианты ответов:
а) СТГ
б) адреналин
в) глюкогон
* г) инсулин
д) тироксин
10.Лечение кетоациддотической комы следует начинать с введения:
Варианты ответов
а) строфантина
*б) изотонического растворахлорида Na и инсулина
в) солей Ca
г) норадреналина
д) солей К
11.Прохождение глюкозы через мембрану клетки без участия инсулина происходит в:
Варианты ответов
* а) нервной ткани
*б) мозговом слое почек
* в) эритроцитах
* г) хрусталике
12.Длительная гипогликемия приводит к необратимым повреждениям прежде всего в:
Варианты ответов
а) миокарде
б) ПНС
*в) ЦНС
г) гепатоцитах
д) поперечно-полосатой мускулатуре
Порядок проведения занятия.
1. Вступительное слово преподавателя. Проверка выполнения письменного домашнего задания: ситуационных задач, рефератов, рисунков. 2. Входной контроль знаний: ответы на контрольные вопросы. 3. Обсуждение результатов самоподготовки студентов: устное собеседование по ситуационным задачам, клиническим ситуациям. 4. Практическое работа студентов в «малых группах» у постели больного под контролем преподавателя: - Курация - Доклад и клинический разбор 5. Обсуждение результатов практической работы и оценка ее результатов преподавателем. 6. Выходной контроль знаний: тесты. 7. Рефлексия – самооценка практической деятельности студентов. 8. Заключительное слово преподавателя. | 5 мин 15 мин 30 мин 90 мин 20 мин 10 мин 5 мин 5 мин |
9. Оснащение занятия:
- тетрадь для выполнения домашнего задания
- альбом
- тетрадь для работы у постели больного
- зачетная книжка по практическим навыкам
.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ –
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)
Медицинский факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
зав.каф.терапии
медицинского факультета,