Уход в различных периодах лихорадки.
Влияние лихорадки на функции органов и систем.
Наиболее характерным признаком лихорадки является повышение температуры тела. Помимо того, лихорадочные заболевания сопровождаются изменением функции ряда органов и систем. Многие функциональные расстройства при лихорадке зависят от особенностей инфекционного возбудителя, характера заболевания и общей интоксикации организма
Центральная нервная система - заболевания, сопровождающиеся лихорадкой, могут протекать с явлениями угнетения высшей нервной деятельности, отмечается головная боль, разбитость, апатия, сонливость. При некоторых инфекционных заболеваниях преобладает возбуждение. Между расстройствами высшей нервной деятельности и степенью подъема температуры при лихорадке не удается обнаружить строгого параллелизма. В одних случаях при умеренной лихорадке возникают мозговые расстройства (бред, галлюцинации, потеря сознания). В других случаях даже при высоком подъеме температуры эти явления отсутствуют. Видимо эти нарушения функции ЦНС обусловлены интоксикацией организма в ходе инфекционного процесса
Сердечно-сосудистая система. Повышение температуры на 1°С сопровождается обычно ускорением сердцебиений на 8-10 ударов в минуту. При лихорадке увеличивается минутный объем сердца за счет тахикардии и увеличения ударного объема. В механизме усиления деятельности сердца имеет значение повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. Учащение сердечных сокращений зависит также от непосредственного действия нагретой крови на синусовый узел сердца. У стариков и лиц с заболеваниями сердца напряженная деятельность сердца может при лихорадке привести к сердечной недостаточности.
Внешнее дыхание. На высоте лихорадки дыхание учащено. Учащение дыхания сочетается обычно с уменьшением его глубины, а легочная вентиляция существенно не меняется.
Желудочно-кишечный тракт. Одним из постоянных симптомов лихорадки является потеря аппетита Падает секреция слюны, язык становится сухим, обложенным. Секреция желудочного сока, сока поджелудочной железы и желчи при лихорадке снижается. В желудочном соке падает содержание свободной соляной кислоты
Белковый обмен. При многих лихорадочных заболеваниях обнаруживается отрицательный баланс. Увеличивается с мочой выделение азотистых продуктов обмена. В усиленном распаде белка при ряде инфекционных заболеваний имеет значение степень интоксикации, дегенеративных и воспалительных изменений в тканях, а также сопутствующее голодание из-за пониженного аппетита и ухудшения усвоения пищи,
Водно-солевой обмен - лихорадка часто сопровождается задержкой воды в организме. В начальном периоде, подъеме температуры, диурез повышается, в стадии стояния температуры - снижается. Вода задерживается в ряде органов, мышцах и воспалительных очагах. Задержка воды в основном связана с накоплением в тканях недоокисленных продуктов обмена и хлоридов. В задержке воды имеет значение и ограниченное выведение натрия в связи с повышенной секрецией гормона коры надпочечников - альдостерона. В стадии падения температуры происходит усиленное выведение воды с потом и почками.
Защитно-приспособительное значение при лихорадке. И. И. Мечников оценивал лихорадку как защитную реакцию: "Воспаление, лейкоцитоз и повышение температуры составляют рука об руку идущие три момента, противодействующие бактериям в случаях их нашествия".
Положительная роль лихорадки заключается в том, что временный более высокий уровень температуры активизирует обменные процессы в клетках и способствует накоплению энергетических резервов за счет усиления окислительного фосфорилирования. Повышается функциональная активность органов и клеток. С повышением температуры усиливается фагоцитарная активность лейкоцитов и клеток ретикуло-эндотелиальной системы, стимулируется выработка антител. Высокая температура задерживает размножение некоторых вирусов (грипп, полиомиелит) и микробов (спирохеты, пневмококки).
Пирогенные вещества активируют гипофиз-надпочечниковую систему и способствуют повышению общей резистентности организма к инфекциям.
Методическая разработка для студентов практического занятия по теме:
«Методы простейшей физиотерапии».