Тема 1. Общее учение о болезни, этиология и патогенез.
Актуальность темы: В своей практической деятельности врач постоянно использует понятия нозологии - норма, здоровье, болезнь, разновидности патологии для определения состояния человека и необходимости ее лечения или диспансеризации. Болезнь возникает как результат действия патогенных факторов, что требует определения этиологии и роли этиологических факторов в возникновении болезни. Механизм развития болезни - патогенез - это сложные причинно-следственные взаимоотношения, включающие как патологические, так и приспособительно-компенсаторные реакции (общие и местные). Знание этиологии и патогенеза позволяет назначить адекватное патогенетическое и этиотропное лечение.
Цель занятия:уметь охарактеризовать состояние человека, прогнозировать его дальнейший ход, различать патогенные и непатогенные факторы, знать закономерности развития болезней и понимать понятие «главное звено патогенеза».
Задачи:
1. Знать определение понятий «норма», «здоровье», «патология», «болезнь».
2. Понимать разницу между причинным и условным факторами.
3. Уметь интерпретировать понятия этиологии, патогенеза, адаптации, компенсации.
Необходимые базовые знания и умения:
1. Биологическое и философское понимание категорий: жизнь и смерть.
2. Понятие физиологических и адаптивных реакций организма.
3. Человек как биологическое и социальное явление.
4. Философское обоснование принципа причинности и закона причинно-следственных отношений.
Основные вопросы темы:
1. Определение понятия здоровья. Основные факторы, от которых зависит здоровье.
2. Болезнь как биологическая, медицинская и социальная проблема.
3. Основные закономерности и периоды в развитии болезни. Варианты завершения болезни.
4. Определение понятия этиологии. Проблема причинности в патологии. Значение причин и условий в возникновении заболеваний. Факторы риска.
5. Основные направления в развитии учения об этиологии: монокаузализм, кондиционализм, конституционализм и другие.
6. Понятие о патогенезе. Причинно-следственные отношения в патогенезе, первичные и вторичные повреждения, их уровень.
7. Понятие об «главное звено» патогенеза и «порочные круги». Взаимосвязь патологических (разрушительных) и приспособительно-компенсаторных (защитных) явлений в патогенезе.
8.Явления местные и общие, специфические и неспецифические, структурные и функциональные, их единство и взаимосвязь.
9.Общие приспособительные реакции.. Адаптация и компенсация.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Принципы классификации болезней....................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
2. Принципы лечения болезней................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
3. Заполнить структуро-логические схемы:
Формы реакции на действие фактора: |
Тестовый контроль.Проверка уровня подготовки к занятию с помощью тестов выполняется в компьютерном классе.
Ситуационные задачи:
Задача № 1. Заболеванию человека предшествовало пищевое голодание с витаминной недостаточностью. При посеве смыва носоглотки высеяли стрепто - и стафилококки, палочки Леффлера и Коха. Наблюдалось снижение работоспособности, утомляемость, но болезни не было. Случайное значительное переохлаждение в сочетании с влажностью привело через некоторое время к болезнетворному состоянию: кашель, кровохарканье. Установлен диагноз - туберкулез. Что из действующих патогенных факторов был причинным фактором туберкулеза? Что сыграло роль условий возникновения болезни?...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Задача № 2. В результате хронического эксперимента у собаки полученный атеросклероз. Через некоторое время у животного констатировали наличие стойкой артериальной гипертензии (200/120 мм рт. ст.). Существует ли связь между повышением артериального давления и атеросклерозом сосудов? Что является патологическим процессом, а что патологическим состоянием? Изменение АД является повреждающим фактором или защитно-компенсаторным?..............................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Рекомендуемая литература.
Основная:
1. Патологическая физиология : учебник / Под ред. Н.Н. Зайко и Ю.В.Быця. –К.: Медицина, -2008. –С.25-47.
2. Патологическая физиология / Под ред. М.Н. Зайко, Ю.В. Быця. –К: Высшая школа. –1995. – С. 27-45.
3. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця, -К.: «Логос», - 1996. –С. 20-40.
Дополнительная:
1. Атаман А.В. Патологическая физиология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – К.: Высшая шк., - 2000. – С. 15-32.
2. Литвицкий П.Ф. Патологическая физиология: Учебник. - 3-е изд.– М.: ГЭОТАР-МЕД., - 2006. – Т.1. – С. 25-50.
3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. –Томск, 1994. –С.13-27.
Оценка_____________ Подпись преподавателя _____________
Дата «____» _______________ 20__ р. Подпись студента____________
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ