По составлению и оформлению конспекта беседы по предупреждению социально опасных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни
Методические рекомендации
Подготовлены цикловой комиссией
профессиональных дисциплин
сестринского ухода при различных заболеваниях
Горловка
«Беседа – общедоступный доклад,
обычно с участием слушателей в обмене мнениями,
собеседование».
С.И. Ожегов
Санитарное просвещение - это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены. Современная медицина имеет профилактическую направленность.
Каждая медсестра принимает участие в санитарно - просветительной работе. Наиболее распространенной формой санитарной пропаганды являются беседы.
Беседа является эффективным средством пропаганды методом устного слова. Главное преимущество метода устной пропаганды - живой контакт со слушателями и никакая техника не сможет заменить живого общения медицинского работника непосредственно с людьми. Она позволяет наиболее оперативно распространять знания по самым актуальным вопросам, не требуя никаких особых условий для её проведения.
При подготовке к выступлению необходимо учесть характер аудитории. Среднего слушателя не существует. Важно учитывать пол, возраст, профессию, показатели здоровья. Выбранный контингент будет в значительной мере определять не только методику беседы, но и её тему. Необходимо по-разному проводить беседы с детьми, родителями, квалифицированными рабочими, больными в палате. Различные аудитории требуют разного подхода, который определяет многие моменты в подготовке к выступлению (отбор материала, количество и его характер, глубина освещения вопроса, продолжительность беседы).
Медицинские работники, проводящие беседу, обязаны хорошо знать все аспекты освещаемой темы. Так, если речь пойдет о каком - либо заболевании, нужно иметь не только четкое представление об этиологии и патогенезе его, но и знать особенности клиники и методы лечения, прогноз и факторы риска. Необходимо ознакомить слушателя с социально-профилактическими вопросами.
Приступая непосредственно к подготовке беседы, необходимо:
- составить её план;
- продумать построение беседы;
- уточнить порядок расположения отдельных вопросов;
- наметить приёмы активизации слушателей.
Задача медицинских работников завязать разговор и привлечь слушателя к коллективному обсуждению вопроса. Выступающий, в заранее подготовленном порядке, задает вопросы слушателям с таким расчетом, чтобы опросить всех или большинство, поэтому число участников беседы должно быть не менее 8 и не более 15.
Три главных раздела любого выступления – введение, изложение, заключение – должны найти четкое отражение в беседе. Вводная часть знакомит с поставленной темой, доказывает ее важность. Основная часть дает фактический материал, разбирает вопрос с разных сторон. В заключительной части делается вывод.
Начало, завязку беседы можно начать с вопроса, интересного случая на приеме, газетного материала, литературного произведения, высказывания известного ученого, но ни в коем случае не употреблять стереотипной фразы: «дизентерия - опасная болезнь, вызываемая и т.д.».
Завязав беседу, следует изложить весь необходимый материал, с научно обоснованной точки зрения. Нельзя пользоваться недостоверными фактами.
Изложение - главное в беседе. Излагать материал следует логично, последовательно, придерживаться основного направления беседы, нельзя злоупотреблять медицинскими терминами, нагружать цифровым материалом. Отвечая на вопросы и внося дополнения, желательно не пользоваться записями. Речь должна быть простой, ясной, убедительной.
Каждое выступление медицинского работника сопровождается ответами на вопросы. Ответы (лаконичные, точно сформулированные, обязательно по существу) надо давать сразу после заключения выступления.
Заканчивая беседу, обязательно нужно подвести итоги, выяснить, что усвоили слушатели и коротко остановиться на том, что они должны запомнить и использовать в повседневной жизни. Заключение - это прежде всего повторение главного, о чем говорилось в беседе и что к концу беседы могло забыться. Например, можно сказать: «Итак, товарищи, беседа подошла к концу. Теперь мы знаем, что брюшной тиф – тяжелое заразное заболевание, что оно распространяется…и т.д. Запомните, чтобы уберечься от брюшного тифа, чтобы не допустить его проявления, распространения, каждый из нас должен соблюдать, во-первых …, во-вторых…, и т.д.». В последних фразах лектор выражает уверенность в том, что соблюдение данных рекомендаций – залог снижения заболеваемости. Это своего рода оптимистическая концовка, призыв к действию.