Договор возмездного оказания услуг
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор возмездного оказания услуг являетсяконсенсуальным, возмездным и двусторонним.
Сторонами данного договора выступают услугодатель, именуемый исполнителем, иуслугополучатель, именуемый заказчиком. В ГК отсутствуют какие-либо конкретные указания относительно субъектного состава этого вида договоров, поэтому при его определении нужно ориентироваться на общие правила участия граждан и юридических лиц в гражданском обороте.
В соответствии со ст. 780 Гражданского Кодекса, поскольку иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан оказать услуги лично. Следовательно, если стороны прямо не согласовали в договоре обратное, не применяется принцип генерального подряда.
Единственное существенное условие договора возмездного оказания услуг – это егопредмет. Им является либо совершение исполнителем определенных действий (отправка и доставка корреспонденции, предоставление телефонных и других каналов при оказании услуг связи, выполнение операций и различных лечебно- профилактических процедур при оказании медицинских услуг и т.д.), либо осуществление им определенной деятельности(например, аудиторских проверок, дача консультаций по определенному кругу вопросов, предоставление определенной информации, оказание услуг по обучению и т.д.). В качестве же объекта данного вида договоров выступает полученный при этом заказчиком полезный эффект.
Требования к качеству оказываемых услуг определяются по тем же правилам, что и требования к качеству выполняемых работ в договоре подряда. Согласно ст. 721 Гражданского Кодекса качество оказанной исполнителем услуги, т.е. достигнутого им результата, должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте его условий – требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.
Как и в договоре подряда, гарантии качества услуги можно подразделить на законные, т.е. предусмотренные законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота, идоговорные, т.е. принятые на себя исполнителем в силу договора и предусмотренные в нем (ст. 722 Гражданского Кодекса).
Оказание некоторых видов услуг может предполагать, что полученный заказчиком полезный эффект в пределах разумного срока должен сохраняться в соответствии с установленным в договоре способом его использования, а если способ договором не предусмотрен – для обычного способа использования результата оказания услуги (законная гарантия).
Кроме того, законом, иным правовым актом, договором возмездного оказания услуг или обычаями делового оборота для результата оказания услуги может быть установлен срок, в течение которого он должен соответствовать условиям договора о качестве, предусмотренным п. 1 ст. 721 Гражданского Кодекса (гарантийный срок).
Определение цены оказанных по договору услуг осуществляется по правилам п. 1 ст. 709 Гражданского Кодекса. В договоре должна быть указана цена подлежащих оказанию услуг или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 Гражданского Кодекса. Если объем и количество видов услуг велики, то цена может быть определена путем составления сметы.
К числу важных условий договора возмездного оказания услуг относится также срок. В отношении этого условия в данном договоре также могут применяться правила о подряде. Согласно ст. 708 Гражданского Кодекса в договоре возмездного оказания услуг должны указываться начальный и конечный сроки оказания услуги, а по соглашению сторон могут устанавливаться и сроки завершения оказания отдельных видов или выполнения отдельных этапов оказания услуг, т.е. промежуточные сроки.
Основная обязанность исполнителя заключается в оказании по заданию заказчика услуг (ст. 779 Гражданского Кодекса). В отличие от подрядчика исполнитель оказывает услуги заказчику не за свой риск. По общему правилу риск невозможности исполнения договора возмездного оказания услуг несет заказчик. Именно он обязан возместить исполнителю фактически понесенные им расходы в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна сторона не отвечает (п. 3 ст. 781 Гражданского Кодекса).
За ненадлежащее качество оказанных услуг исполнитель несет такую же ответственность, как и подрядчик за ненадлежащее качество выполненных работ (ст. 723 Гражданского Кодекса). Поскольку услуги оказываются исполнителем в соответствии с заданием заказчика, последний имеет право во всякое время проверять ход и качество оказания услуг, не вмешиваясь, однако, в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя (ст. 715 Гражданского Кодекса).
Качество оказываемой услуги имеет важное значение для заказчика. Поэтому, если услуга оказана с отступлениями от условий договора, ухудшившими результат ее оказания, или с иными недостатками, которые делают результат ее оказания непригодным для предусмотренного в договоре использования, либо при отсутствии в договоре такого условия, могут применяться последствия, указанные в ст. 723 Гражданского Кодекса.
С учетом сходства предметов договора возмездного оказания услуг и договора подряда срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством результата оказания любой услуги, также составляет один год, т.е. является сокращенным (п. 1 ст. 725 Гражданского Кодекса).
Основная обязанность заказчика – оплата оказанной услуги (ст. 779 Гражданского Кодекса). Такая оплата в соответствии со ст. 781 Гражданского Кодекса осуществляется в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По завершении оказания услуг заказчик должен оценить его результат. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказания услуги, или иных недостатков он должен немедленно заявить об этом исполнителю. Заказчик, обнаруживший недостатки в полученном от исполнителя результате оказания услуги в момент его окончания, вправе ссылаться на них только в тех случаях, когда они были оговорены им либо стороны пришли к соглашению о возможности последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, не выполнивший этих требований, лишается права ссылаться на недостатки исполнения, которые могли быть установлены при обычном способе использования результата оказания услуги (явные недостатки), если иное не предусмотрено договором.
При обнаружении после окончания оказания услуги отступлений от договора или иных недостатков, которые не могли быть установлены в момент окончания ее оказания при обычном способе использования достигнутого результата (скрытые недостатки), в том числе таких, которые были умышленно скрыты исполнителем, заказчик обязан известить об этом исполнителя в разумный срок после их обнаружения. В случае возникновения между заказчиком и исполнителем спора по поводу недостатков или их причин по требованию любой из сторон договора должна быть назначена экспертиза.
Договор возмездного оказания услуг может быть расторгнут по желанию любой из его сторон. При этом заказчик вправе отказаться от исполнения данного договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель же имеет право отказаться от исполнения обязательств по такому договору только при условии полного возмещения заказчику убытков (ст. 782 Гражданского Кодекса).
Согласно ст. 783 Гражданского Кодекса наряду с общими положениями о подряде к договору возмездного оказания услуг применяются и положения о бытовом подряде, если в качестве заказчика выступает гражданин-потребитель.
Исходя из норм ГК, а также законодательства, регулирующего особенности возмездного оказания отдельных видов услуг, можно провести классификацию договоров возмездного оказания услуг по сферам хозяйственной и социально-культурной деятельности. В п. 2 ст. 779 Гражданского Кодекса дан примерный перечень услуг, которые могут оказываться по таким договорам, включающий услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные.