Взгляды Карла Ясперса — одного из основоположников методологии социальной медицины
Когда К. Ясперс, будучи ассистентом психиатрической клиники в Гейдельберге,
писал «Общую психопатологию», которая принесла ему всемирную известность, утонул
«Титаник». Это можно считать символом того, что скоро произойдет со «старой
Европой»: непотопляемая и роскошная, уверенно направляющаяся на встречу с США, она
(в образе «Титаника») никогда не доплывет до порта назначения.«Общая психопатология» была опубликована в 1913 г. как учебник по психиатрии для студентов. Закончив ее, Ясперс сложился не только как клиницист-психиатр, но и как философ. Он, конечно, не исчерпал себя как врач-практик и теоретик, но в 1915 г. Отошел от медицинской деятельности. В 1919 г. он заканчивает «Психологию мировоззрений»,
которая принесла ему славу теперь уже философа (хотя он сам не считал себя таковым и заменял свою «философию» на «философичность»). В последующие годы, после завершения «Общей психопатологии», Ясперс отдает дань проблеме «гений и безумие» и выпускает в свет блестящие работы «А. Стринберг и В. Ван Гог» (1922) и «Ницше»(1936). К нашумевшим работам К. Ясперса нужно отнести также трактат «О немецкой вине» (1946). Кроме этого, было еще множество различных публикаций и выступлений
Ясперса, которые продолжали работать на его имидж философа-экзистенциалиста. Но он
был и оставался всегда прежде всего врачом.Всего при жизни Ясперса вышло семь изданий «Общей психопатологии». В первых четырех изданиях много «философичности», особенно когда автор вынужден обращаться к социальным аспектам медицины. Но вот главы 10 («Наследственность») и 14
(«Биографика») выводят Ясперса на новые для него позиции — социального медика. Он
пишет разделы, значение которых не устарело и ныне для социальной медицины. А
именно: «Наследственность как фундаментальный факт бытия», «Применение генетики в
психопатологии», «Исследование по близнецам» (намного опередив время и споры по26
актуальнейшей ныне проблеме клонирования). Часть 5 книги неоднократно им
переписывалась. Только в седьмом издании появился окончательный вариант, в котором
Ясперс выступает как сформировавшийся социальный медик. Это: «Больная душа в
обществе и истории», в которой он вновь поднимает тему вырождения, но уже как
сбциальный врач, и предлагает свое решение проблемы (см. раздел «Современный мир и
проблема вырождения»). В части 6 «Человек как целое» он дописывает раздел
«Социальная организация психотерапии», опять же намного опережая свое время.
Например, в нашей стране соответствующий Приказ Министерства здравоохранения РФ
вышел лишь в конце 1997 г.!К. Ясперс — первый в истории социальной медицины XX в. психиатр, внесший в развитие и становление ее предмета (определяя его содержание) значительный вклад. Это
не случайно, ибо социальная медицина вышла из практического решения задач, которые
возникали при философских проблемах медицины в силу ее особой общественной
значимости. Ясперс лечил больных и осмысливал клинические феномены болезней, как
способы выживания, т.е. философски. Следуя конкретной истине, критерием которой для
врача является выздоровление его пациента, он вынужден был, во-первых, обращаться к
социальным предпосылкам заболеваний, в том числе и наследственным, а во-вторых,
учитывать социальные последствия заболеваний. Как философ, за каждым конкретным
заболеванием он видел его социальные истоки и место в целостной картине
общественного здоровья. Жил и работал он в периоды социальных потрясений и
катастроф: революций и войн. Это было также время, когда на передний план выходил
новый мощный социальный фактор — научно-технический прогресс. К. Ясперса по праву можно считать первым врачом, положившим начало исследованиям таких важных аспектов социальной медицины, как «деонтология и здоровье общества», «жизнь как деос», «болезнь как способ выживания». «Общая
психопатология», если ее прочитать под углом философии выживания, есть не что иное, как энциклопедия стереотипов поведения человека (не только психических, но и соматических) в экстремальных условиях. Это, подчеркиваем, не случайно, ибо Ясперс был врачом-философом и работал во время тотальной «перестройки» мира. Как научный провидец, Ясперс предсказал и обозначил многие основные направления дальнейшего развития социальной медицины, такие, например, как социогенетическая проблема,
психогенетическая проблема и, наконец, проблема четко обозначенная Пушкиным: гений, безумие и злодейство. Тем самым К. Ясперс очертил контуры пенитенциарной социальной медицины.