Рекомендации для работы на занятии. Задание 1. Изучить строение мезенхимы
Задание 1. Изучить строение мезенхимы. Объект изучения: препарат мезенхимы (окр. гематоксилин-эозин). Программа действий: на малом увеличении найти участок мезенхимы. На большом увеличении зарисовать и отметить: (1)мезенхимные клетки звездчатой формы. Ориентировочные основы действий: на препарате найти участок мезенхимы (1), представленный звездчатыми клетками, в которых видны фиолетовые ядра (2).
Задание 2. Изучить строение рыхлой соединительной ткани. Объект изучения: препарат рыхлой соединительной ткани (окр. железный гематоксилин). Программа действий: на малом увеличении найти наиболее светлый участок ткани. На большом увеличении найти, зарисовать и отметить: (1) фибробласт, (2) гистиоцит, (3) коллагеновые волокна, (4) эластические волокна, (5) основное вещество. Ориентировочные основы действий: на препарате найти округлую клетку фибробласт (1). На пленочном препарате фибробласты имеют отростчатую конфигурацию, ядра окрашены бледно, цитоплазма слабо базофильна. Гистиоциты (2) - клетки с четко очерченными границами, с неровными краями, в цитоплазме видны гранулы и вакуоли. Между клетками в препарате необходимо найти извитые анастомозирующие волокна - эластические (4) и широкие лентовидные коллагеновые (3). Отметить основное вещество (5).
Задание 3. Изучить строение сухожилий. Объект изучения: препарат: сухожилия в поперечном разрезе (окр. гематоксилин - эозин). Программа действий: на малом увеличении найти, зарисовать и отметить: (1) перите-ноний, (2) эндотеноний, (3) пучок 2-го порядка, (4) пучок 1-го порядка; (а) коллагеновые волокна, (6) ядра фиброцитов. Ориентировочные основы действий: снаружи сухожилия отметить перитеноний (1), соединительную ткань, окрашенную в розовый цвет, с фиолетовыми ядрами. Перитеноний окружает пучок 3-го порядка. Внутри сухожилие разделено на пучки 2-го i юрядка (3). Разделение видно за счет узких полосок соединительной ткани -эдотеноний (2). В пучке 2-го порядка необходимо обнаружить поперечно срезанные пучки коллагеновых волокон: (а) - розового цвета точечные участки, окруженные синими ядрами фиброцитов (б) - это пучки 1-го порядка.
Задание 4. Изучить строение эластической связки. Объект изучения: препарат эластической связки в продольном разрезе (окр. гематоксилин-эозином). Программа действий: на малом увеличении найти, зарисовать и отметить: (1) эластические волокна, (2) ядра фиброцитов, (3) коллагеновые волокна, (4) соединительную ткань. Ориентировочные основы действий: на препарате найти желтого цвета толстые эластические волокна (1). Между волокнами видны ядра клеток фиброцитов (2). Коллагеновые волокна (3) окрашены в розовый цвет. Отметить участки соединительной ткани с кровеносными сосудами.
Ситуационные задачи
1. На гистологическом препарате рядом с тканевыми баэофилами видно большое количество гранул. Какие вещества выделились из клеток, как называется этот процесс?
2. У больного в организме обнаружен недостаток витамина С. Какие изменения происходят в межклеточном веществе соединительной ткани?
3. Под влиянием ультрафиолетовых лучей изменился цвет кожи. Какие клетки принимают участие в этой реакции?
4. Под кожу попало инородное тело. Какова реакция рыхлой соединительной ткани и какие клетки в ней участвуют?
5. В организм человека введена живая вакцина. Какие клетки рыхлой соединительной ткани включаются в выработку специфического иммунитета?
Основная и дополнительная литература
Основная литература: 1) П. А. Мотавкин. Курс лекций по гистологии. - Владивосток : «Медицина ДВ», 2007; 2) Гистология человека в ответах на вопросы / под ред. П. А. Мотавкина, Н. Ю. Матвеевой, 2006; 3) Учебник гистологии / под ред. Ю.И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - М.: «Медицина», 1999; 4) И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. Атлас по гистологии и эмбриологии. - М.: «Медицина», 1978.
Дополнительная литература: 1) Гистология / под ред. Э.Г. Улумбекова, Ю. А. Челышева. - М. : ГЭОТАР, 1997, 2001; 2) А. Хэм, Д. Кормак. Гистология. - М.: «Мир», 1983.-Т. 1.