Принципы и направления современной анатомии
Прогресс анатомии определяется не только созданием и усовершенствованием методов исследования, не только накоплением фактов и обогащением специальной терминологии. Современная анатомия включает в себя систему научных взглядов на свой объект изучения - организм человека. Принципы, на которых базируется анатомия, вытекают из идей и принципов диалектики. К ним относится, прежде всего, идея развития. Организм человека рассматривается как в его историческом развитии, с позиций филогенеза, так и в индивидуальном развитии, с позиций онтогенеза.
Одной из задач анатомии является установление черт сходства и различия между человеком и его предками в животном мире. Такой подход позволяет выявить причинные связи в организме, изучить характер изменений, ведущих от негуманоидных приматов к первобытным людям и от последних к современному человеку. Интересным и перспективным является вопрос об эволюционном значении морфологической изменчивости современного человека. Изучение этого вопроса может открыть возможность прогнозирования изменений физического статуса человека в будущем.
Вторая сторона биологического развития - онтогенез - лежит в основе возрастной анатомии. Все части организма формируются во внутриутробном периоде жизни, поэтому изучение эмбрионального развития необходимо для понимания строения сформировавшегося организма. После рождения продолжаются процессы развития и роста. Анатомия ребенка существенно отличается от анатомии взрослого человека, знание ее необходимо для врачей различного профиля.
В настоящее время развивается геронтологическое направление в анатомии, то есть изучение изменений, связанных со старением организма. Анатомические изменения, связанные со старением, должны учитываться при диагностике, медицинских вмешательствах и проведении профилактических мероприятий, имеющих целью сохранение здоровья и работоспособности человека возможно более длительное время.
Принцип целостности лежит в основе современных представлений о строении человеческого тела. Организм человека, как и организм животного, представляет собой биологическую систему, части которой находятся в определенном соподчинении друг другу. Целостность организма достигается благодаря бесчисленным, многообразным связям его частей на всех уровнях организации, начиная от организменного и заканчивая клеточным и субклеточным. Познание материальной основы этих связей входит в задачи анатомии. В течение многих веков анатомия развивалась преимущественно как аналитическая наука. Ее главными методами были рассечение трупов и препарирование, а целью - возможно более детальное описание частей организма. Но известно, что анализ является только одной стороной познания. Второй его стороной является синтез, то есть установление связей между частями, элементами целостной структуры. Применительно к анатомии это выражается в изучении целостной конструкции органов, соотношений и связей между органами и системами органов.
Важнейшим принципом анатомии является положение о взаимосвязи и взаимообусловленности структуры и функции организма и его частей. Этому отвечает функциональное направление в анатомии, основоположником которого в России был выдающийся анатом и педагог конца XIX - начала XX века П.Ф.Лесгафт. Он писал: «Вскрывайте ножом, рассекайте мыслью... Определить и исследовать отношение формы и функции, значение данной формы, основную идею построения тела человека - вот истинные задачи анатомии, которые поднимают описание до науки и вливают жизнь в мертвый материал, делая его пригодным к исследованию».
В дальнейшем это направление развивали В.Н.Тонков, В.П.Воробьев. Большой вклад в функциональную анатомию внесли немецкие ученые В.Ру, Г.Браус, А.Беннигхоф. В современной анатомии функциональный подход широко проводится как в преподавании, таки в научных исследованиях.
Современная анатомия рассматривает организм человека во взаимосвязи с окружающей средой, которая накладывает свой отпечаток на развитие и рост организма. Если в основе индивидуального развития лежит наследственно обусловленный генетический код, качественно определяющий морфологические признаки организма (генотип), то степень выраженности этих признаков, их количественные градации, определяющие индивидуальность (фенотип), во многом зависят от внешних факторов, воздействующих на организм как внутриутробно, так и в постнатальном периоде.
Во взаимоотношениях организма и среды тесно переплетается действие природных, биологических и социальных факторов. Наряду с естественной средой в жизни людей все большую роль играет создаваемая самим человеком искусственная среда, условия его жизни в широком смысле слова. В зависимости от этих условий может существенно изменяться развитие организма.
По этому поводу можно привести слова известного анатома В.П.Воробьева: «Исходя из точно установленных посылок, что в природе нет фактов, всегда одинаково влияющих на течение процессов формообразования, так как в природе нет двух тождественно построенных организмов, исходя из того, что организм представляет не простую сумму частей, а является целым, части которого, изменяясь, влияют на целое и сами изменяются под влиянием изменений, происходящих в других частях, анатом не сделает ошибки, изучая форму исторически, в процессе ее развития, оценивая организацию структуры в момент исследования как этап бесконечного ее изменения в процессе жизни, оценивая силы, влияющие на формообразование их связи, в их взаимодействии, памятуя, что в процессе становления организма все влияет на все».
Большую опасность для человека несут нарушения экологического равновесия в природе, вызываемые загрязнением и разрушением окружающей среды. Жизненно важной задачей является изучение влияния неблагоприятных экологических (средовых) факторов на организм. В решении этой задачи определенное место принадлежит анатомии, в которой в последнее время развивается экологическое направление.
Принцип единства теории и практики реализуется в практическом, прикладном направлении - одном из ведущих в анатомии. Прогресс медицины всегда был и остается двигателем анатомических исследований. Можно привести немало примеров того, как развитие той или иной области медицины влекло за собой новые открытия в соответствующих разделах анатомии. Так прогресс в легочной хирургии в 30-е годы XX века привел к пересмотру взглядов на конструкцию легких и созданию учения об их сегментарном строении. Усовершенствование техники нейрохирургических операций вызвало необходимость точного пространственного определения мозговых структур. В результате анатомических исследований составлены стереотаксические атласы мозга, в которых указаны пространственные координаты нервных ядер и путей.
Рассмотренные выше принципы и направления позволяют дать следующее определение анатомии человека. Анатомия- это наука, которая изучает форму и строение целостного организма человека и его частей в их развитии и в единстве с функцией, а также изменения формы и строения, обусловленные воздействиями окружающей среды.