Примеры задач, предлагаемых студентам для решения. Задача № 1. У ребенка появились резкая боль при глотания, выраженный отек шеи, температура тела повысилась до 39° С.На миндалинах появились бело-желтые
Задача № 1. У ребенка появились резкая боль при глотания, выраженный отек шеи, температура тела повысилась до 39° С.На миндалинах появились бело-желтые пленки, снимающиеся с большим трудом. Резко выражены признаки общей интоксикации.
1. О каком заболевании идет речь? 2. Какой процесс лежит в основе местных проявлений этого заболевания? 3. Чем определяются проявления общей интоксикации? 4. В каких органах следует ожидать изменения в связи с токсемией?
Задача № 2. Ребенок доставлен в приемный покой клиники в состоянии асфиксии. В гортани обнаружены бело-желтые обтурирующие просвет и легко отделяющиеся пленки. Произведена трахеотомия. Спустя неделю после операции наступило ухудшение состояния ребенка, резко повысилась температура, стала нарастать интоксикация, в легких появились влажные хрипы.1. О каком заболевании идет речь? 2. Какой вид воспаления
развился в гортани? 3. Как называют этот процесс? 4. Какое осложнение возникло после трахеотомии?
Задача № 3. У ребенка на 2-й день заболевания диагностирована скарлатина. Зев и миндалины ярко-красные. Краснота "распространяется и на слизистую оболочку гортаниЯзык малиновый. Миндалины увеличены, сочные Увеличены шейные лимфатические узлы. На теле мелкоточечная ярко-красная сыпь.1. Какой период скарлатины? 2. О каком виде ангины идет речь? 3. В какой вид ангины она может перейти? 4. Какой процес развился в шейных лимфатических узлах? 5. Его микроскопическая характеристика?
Задача № 4. У ребенка появились боли при глотании, повысилась температура, на теле обнаружена мелкоточечная сыпь. Эти симптомы вскоре исчезли, однако через 3 нед в моче обнаружен белок до 3%, эритроциты, единичные гиалиновые цилиндры.1. Какое заболевание развилось у больного? 2. О каком периоде заболевания идет речь? 3. Чем объяснить изменения, обнаруженные при анализе мочи? 4. Какие микроскопические изменения могли быть обнаружены в почечном биоптате?
Задача № 5. У ребенка школьного возраста появились озноб, повышение температуры тела до 39° С, резкая головная боль, возбуждение, двигательное беспокойство, рвота. Выявлена ригидность затылка. Поставлен диагноз менингококкового менингита. Спустя несколько дней появилась геморрагическая сыпь на теле, поражение сосудистой оболочки глаз и суставов, к которым присоединилась олигурия и острая надпочечниковая недостаточность, послужившая причиной смерти.1. Каков вид мозга при менингококковом менингите? 2. В какую форму менингококковой инфекции трансформировался менингококковый менингит? 3. Какие изменения при вскрытии найдены: а) в сосудистой оболочке глаз; б) суставах; в) надпочечниках, г) почках? 4. Как называется синдром острой надпочечниковой недостаточности при менингококковой инфекции?
Ответы на задачи (для самоконтроля)
адача № 1. 1. Дифтерия. 2. Дифтеритическая ангина. 3. Воздействием дифтерийного экзотоксина, токсемией. 4. В сердечно-сосудистой системе, периферической нервной системе, надпочечниках, почках, селезенке.
Задача № 2. I. Дифтерия. 2. Крупозное. 3. Истинный круп. 4. Пневмония.
Задача № 3. 1. Первый. 2. Катаральная ангина. 3. Некротическая ангина. 4. Воспаление (лимфаденит). 5. Полнокровие, некроз, инфильтрация лимфоидными и миеЛоидными элементами.
Задача № 4. 1,.Скарлатина. 2. Второй период. 3. Развитием острого гломерулонефрита. 4. Пролиферативный интракапиллярный гломерулонефрит: увеличение размеров клубочков, пролиферация эндотелия и клеток мезангия, инфильтрация мезангия полиморфно-ядерными лейкоцитами.
Задача № 5. 1. Мягкие мозговые оболочки утолщены, тусклые, желто-зеленого цвета; изменения больше выражены на базальной поверхности и на выпуклой поверхности передних отделов полушария. 2. Менингококцемия. 3. а) гнойный иридоциклит; б) гнойный артрит; в) некроз, кровоизлияния; г) некроз эпителия канальцев (некронефроз).
4. Синдром Уотерхауса - Фридериксена.