Для студентов i курса стоматологического факультета
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсами истории медицины и биомедицинской этики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
(для студентов стоматологического факультета)
ОМСК - 2008
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ (для студентов стоматологического факультета) Г.В. Федорова, Д.В.Щербаков. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2008. – 117 с.
Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории ОГПУ
Настоящее пособие является результатом многолетнего опыта преподавания на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Омской государственной медицинской академии курса истории медицины. Учебное пособие раскрывает содержание программы истории медицины для студентов стоматологического факультета. Пособие включает 12 тем и приложения, которые содержат контрольные вопросы по всему курсу истории медицины, включая лекционный материал. Исторических сведений по развитию и становлению стоматологии в существующих учебных пособиях явно недостаточно, чем и объясняется актуальность этого издания не только для студентов, но и для интернов, аспирантов, врачей стоматологического профиля. Учебное пособие достаточно апробировано, используется в течение нескольких лет на кафедре.
Авторская группа:
Федорова Г.В. – профессор, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсами истории медицины и медицинской биоэтики Омской государственной медицинской академии;
Щербаков Д.В. – ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсами истории медицины и медицинской биоэтики Омской государственной медицинской академии;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Тема1. История медицины как наука. Организация и проведение семинарских занятий. План построения реферативного доклада. Этапы в подготовке выступления. Техника выступления.
Тема 2. Медицина в до-Петровской Руси.
Тема 3. Медицина в России в XVIII веке. Зубоврачевание в этот период.
Тема 4. Медицина в России в I половине XIX века.
Зубоврачевание в этот период.
Тема 5. Медицина в России во II половине XIX века - начале XX века.
Зубоврачевание в этот период.
Тема 6. Становление и развитие здравоохранения в России XX века.
Тема 7. Основные этапы развития стоматологической помощи населению России в XX веке.
Тема 8. Характерные черты развития мировой медицины XX века. Достижения медицины XX века с экскурсом в историю (методы диагностики, лечения, теоретические основы медицины.
Тема 9. Становление и развитие медицины в Сибири в ХУ1-ХУ111 вв.
Тема 10. Развитие здравоохранения, научной медицины и подготовки меди-цинских кадров в Сибири, прежде всего, в Западной Сибири в Х1Х-ХХ веках.
Тема 11. История открытия, становления и развития ОмГМА. Подготовка врачебных кадров. Зачет
Тема 12. История становления и развития стоматологического факультета ОмГМА. Зачет.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие состоит из нескольких частей. Основная часть включает задания на дом, с перечнем рекомендуемой, для более эффективной подготовки, литературы. Для работы непосредственно на практическом занятии, представлены перечни вопросов, составляющих схематическую основу тематического занятия. В краткой форме изложено содержание материала каждого семи-нарского занятия. Авторы считали главной целью облегчить восприятие и запоминание нового материала, поэтому к каждому тематическому занятию в обязательном порядке даются вопросы для ответа в письменном виде в рабочих тетрадях. Тетради периодически проверяются преподавателем, оценка проставляется в журнал. При ответе на вопрос студент может воспользоваться материалом, который он законспектировал.
При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо найти нужную тему, самостоятельно дать ответы на контрольные вопросы, законспектировать рекомендуемые первоисточники. При подготовке к занятиям следует использовать справочный материал, предоставленный в приложениях, материалы лекций и источники, приведенные в списке литературы.
В В Е Д Е Н И Е
Методические указания к преподаванию истории медицины на стоматологическом факультете призваны помочь преподавателям и студентам определить основные задачи и выделить главные вопросы в совершенствовании историко-медицинского образования будущего врача-стоматолога.
Задача курса - показать общие закономерности развития медицины, ее связь с общей историей общества и другими науками, определить место и роль стоматологии как науки в общей истории медицины.
История медицины состоит из двух больших разделов: общей и частной. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, основные проблемы. Она преподается в курсе истории медицины на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсами истории медицины и биомедицинской этики.
Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных отраслей медицинских дисциплин и их выдающихся деятелей. Она преподается в курсах всех медицинских дисциплин, входящих в учебный план. Курс общей и частной истории медицины составляет систему историко-медицинской подготовки врача-стоматолога.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:
Семинарские занятия по истории медицины имеют целью изучение основных этапов и закономерностей развития медицины и стоматологии, демонстрацию ее роли в воспитании будущего врача-стоматолога.
На семинарских занятиях студенты выясняют характерные черты отече-ственной медицины: ее самобытность, материалистическое и общественное направление, новаторский характер деятельности, патриотизм отечественных врачей.
Основная цель семинарских занятий - повышать знания студентов в области медицины путем углубленного изучения произведений классиков отечественной медицинской науки, выделить наиболее важные направления и этапы в развитии медицины, ее взаимосвязь с достижениями в естественных науках, технике и передовой философской мысли.
Исходя из задачи подготовки врачей стоматологического профиля, необходимо фиксировать внимание студентов на истоках и развитии профилактических идей, становлении и развитии стоматологии как науки и практической деятельности в отечественной медицине, на передовых направлениях борьбы за осуществление идей профилактики и лечения.
Важными задачами семинарских занятий являются обучение студентов методике исторического анализа и выявления закономерностей в развитии отечественной медицины, выработки у студентов навыков самостоятельной работы над литературными источниками, правильного освещения изучаемого материала, воспитания чувства патриотизма, гуманности, любви и уважения к врачебной профессии.
ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
В соответствии с учебным планом на семинарские занятия по истории медицины отводится 24 часа - 12 занятий по 2 часа.
На первом занятии преподаватель объясняет цель и задачи семинаров, знакомит студентов с методикой проведения семинарских занятий, объясняет требования к выполнению курсовой работы, ее оформлению. На этом же занятии распределяются темы всех курсовых работ между студентами в соответствии с темой каждого семинара. Студенты знакомятся с методикой и планом подготовки устных сообщений по теме курсовой работы, рекомендуется литература для устных сообщений, а также минимум литературы для каждой темы, над которой работают все студенты группы. Поясняется, что каждый студент обязан иметь тетрадь, где записывается домашнее задание в виде темы и контрольных вопросов, на которые к следующему занятию в письменном виде даются ответы. При ответе на поставленный преподавателем вопрос студенту разрешается пользоваться записями в тетради. Учебники на занятие не приносятся.
Каждое занятие начинается с краткой характеристики эпохи и обсуждения основных вопросов развития научной и практической медицины и медицинского образования, в котором принимают участие все студенты группы. Развитие медицины в ту или иную эпоху рассматривается с трех позиций: уровень развития здравоохранения, медицинской науки и подготовки медицинских кадров. Затем заслушиваются устные сообщения по теме семинарского занятия. В среднем на одном занятии заслушиваются 3-4 сообщения. После каждого выступления студента данная тема обсуждается всеми студентами путем активной беседы преподавателя со студентами. В конце занятия преподаватель дает оценку сделанным сообщениям и делает обобщающее заключение по теме занятия в целом.
Семинарские занятия сопровождаются демонстрацией трудов отечест-венных ученых, фотоальбомов, таблиц, слайдов и др. иллюстрированных мате-риалов, касающихся данной темы.
Зачет по истории медицины принимается после прослушивания студентами всего курса лекций (8) и проработки материала 12 семинарских занятий. К зачету допускаются студенты, посетившие все лекции и подготовившие не только курсовые работы, но и устные сообщения по теме. Пропуски лекций и занятий отрабатываются на зачете путем ответов на дополнительные вопросы. Зачет принимается в виде программированного контроля, вопросы которого отражают содержание, как лекционного курса, так и всех семинарских занятий.
Для облегчения восприятия материала и сдачи зачета студентам предлагается записывать в тетрадь краткое содержание устного сообщения коллег на семинарских занятиях и внимательно конспектировать лекционный материал. Во время лекции и на семинарских занятиях преподаватель обычно делает акцент на главном в изложении темы, что и содержится в про-граммированном контроле.
Лучшие курсовые работы отмечаются преподавателем, иногда проводится конкурс работ с награждением исполнителей. Такие курсовые работы хранятся на кафедре и обычно демонстрируются на первом семинарском занятии в качестве примера.
Занятие 1 Стоматологический факультет
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: История медицины как наука и предмет преподавания.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Раскрыть содержание истории медицины как науки и предмета преподавания, показать ее значение в формировании мировоззрения врача-стоматолога. Ознакомить студентов с методикой семинарских занятий и планами курсовых работ.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Знакомство студентов с задачами и общей методикой проведения семинарских занятий.
2. Распределение материала по темам. Узловые вопросы для изучения.
3. Ознакомление с методикой подготовки курсовых работ.
4. Распределение тем курсовых работ.
5. История медицины как наука и как часть общей истории культуры.
6. Необходимость знания истории медицины для врача-стоматолога.
7. Источники изучения истории медицины.
.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: Первые 15-20 мин. преподаватель посвящает знакомству со студентами. Знакомит их с кафедрой, показывает учебную литературу. Затем преподаватель информирует студентов о задачах и общей методике проведения семинарских занятий.
Каждый студент готовит 1-2 курсовых работы, посвященных выдающимся представителям медицины, истории раздела медицины, научного направления в медицине. В структуре курсовой работы рекомендуется отразить следующие разделы:
1. Введение (желательно с эпиграфом)
2. Фамилия, имя, отчество, годы жизни ученого.
3. Какое высшее медицинское заведение окончил.
4. Чьим последователем в науке является.
5. Мировоззрение ученого.
6. Основное место работы.
7. Научные проблемы, разрабатываемые ученым и его крупнейшие труды.
8. Вклад в организацию здравоохранения.
9. Педагогическая и общественная деятельность.
10. Этические взгляды ученого.
11. Основные последователи (школа ученого), их воспоминания и отзывы.
12. Заключение (выводы).
13. Список использованной литературы (по действующему ГОСТу).
Подготовка устного сообщения - творческий процесс, требующий тщательной и многочасовой работы с первоисточниками. В заключение сообщения студенту предлагается сделать вывод о роли данного ученого в развитии медицины (резюме).
Сообщение обычно рассчитывается на 10-15 минут, за исключением фундаментальных, основополагающих сообщений. Во время сообщения студент может пользоваться тезисами выступления, зачитать выдержки из произведений ученого. Используя малознакомые или незнакомые термины выступающий должен дать им определение. Для этого рекомендуется использовать Большую медицинскую энциклопедию или энциклопедический словарь терминов.
Полный текст курсовой работы со списком использованной литературы, оформленный в соответствии с требованиями библиографии, сдается преподавателю. Титульный лист работы студентов оформляется следующим образом: (вверху страницы курсовой работы)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»