Действие психоделических веществ
Опьяняющий эффект возникает при приеме количеств, измеряемых миллиграммами. Для ЛСД это 50—200 мг, мескали-на — 200—500 мг, псилоцибина — 10—50 мг, циклодола — 6— 8 мг. В некоторых случаях количество измерить не удается. Так, содержание каннабиолов колеблется в траве гашиша в пределах 0,5—5%, смоле гашиша — 2—10 %, масле — 10— 30 %; торговые образцы содержат эти составляющие в различной доле. При курении действующие начала теряются с ды-ькэм и в организм поступает 10—23 % от возможной дозы IHollister L., 1986]; «умение экономить» дым осваивается не
313 сразу. По данным Wu Tzu Chin и соавт. (1988), при курении у гашишистов объем затяжки больше на 2/3, глубина — на '/3, продолжительность затяжки — в 4 раза больше, чем у курильщиков табака. Сила наркотического действия зависит также от места произрастания, способа хранения, поэтому наркоманы находят достаточную для себя дозу по действию каждого нового образца, выделяя при этом не только «сильную» и «слабую», но и, по неприятным сопутствующим эффектам, «легкую» и «тяжелую» [Киселева Л. Т. и др., 1987]. Последнее, вероятно, определяется фальсифицирующими примесями.
Скорость появления субъективных и объективных признаков опьянения колеблется от нескольких минут (ЛСД) до 15— 30 мин (псилоцибин, мескалин, циклодол, пероральный прием гашиша). Практически мгновенно наркотический эффект возникает при вдыхании паров ЛНДВ, дыма гашиша.
Изменение сознания при приеме психоделических препаратов представлено чаще делириозной формой; в ряде случаев помрачение достигает глубины сумерек и пробуждение опьяневшего невозможно. Вместе с тем вероятны онирическое расстройство сознания, прочие характерные для онейроида симптомы (космическая, религиозная, мистическая тематика переживаний, ступор и пр.), когда опьяневший «находится в зрительном зале, а не на сцене», наблюдая за происходящим со стороны. Примечательно, что во многих случаях, особенно после интоксикации ЛСД, мескалином и псилоцибином, воспоминания о перенесенном многообразны, ярки и обильны, что подтверждает онирический тип изменения сознания. Нужно подчеркнуть, что онирическое изменение сознания наблюдается при интоксикации только психоделическими наркотиками.
Восприятие злоупотребляющих характеризуется не только искажением и насыщенной или ослабленной эмоциональностью. Возникает внутренняя картина, восприятие без внешнего раздражителя — скользящие эйдетические образы с закрытыми глазами, музыка, голоса «внутри» с самой необычной локализацией. Часто наблюдаются синестезии — когда звук «видят», а цвет, образ «слышат»; извращение восприятия — холодное кажется горячим, гладкое — колючим. Нарушается внутренняя перцепция; необычайны ощущения схемы тела, размеров, расположения отдельных его частей вплоть до чувства отделенности от тела конечностей, мозга и пр. Тело кажется измененным в своей массе, кажется, что можно полететь1. Меняются восприятие времени, пространства, соотно-
1Нередки случаи выпадения из окон и балконов с целью «полетать» (для окружающих это — беспричинное самоубийство), в связи с чем можно говорить о симптоме. При таких «самоубийствах» необходим химический анализ, а не поиски несчастной любви, конфликтов и т. п.
щения окружающих предметов, их форма, масса, плотность, текстура. Теряется различие между болезненными представлениями и реальностью. Описаны переживания ужаса, витальной тоски, бессмысленности жизни, приступы неуправляемой агрессивности, случаи самоубийств и убийств во время опьянения и в последующие несколько суток. Иногда же отмечаются ощущение сверхсчастья, близости к Богу, неизъяснимого восторга.
Примечательно, что эйфория при опьянении некоторыми психоделическими веществами (ЛСД) не включает заметным образом соматический компонент удовольствия, а переживаниям даже сильных аффектов не соответствует двигательная активность. Блаженство и восторг переживаются экстатически, с застыванием. Наиболее глубокое поражение — нарушение сознания своей личности, которое можно представить как раздвоение, чуждость и даже потерю. Иногда деперсонализация принимает причудливые формы: ощущение себя лицом противоположного пола, неодушевленным предметом, существом, «рассеянным в планетарных лучах». Психические процессы приобретают автоматичность, становятся неуправляемыми, сноподобными. Спонтанно всплывает в представлениях, казалось бы, давно забытое; нейтральное предстает как значимое, значимое — как безразличное; значения приобретают противоположный смысл. Концентрация внимания невозможна.
Эти общие для психоделического отравления субъективные переживания варьируют в зависимости от дозы и вида препарата. Так, в эксперименте на себе с мескалином С. П. Рончев-ский (1937—1941)1отметил особое расстройство сознания и нарушения восприятия, но не нарушение аутопсихической ориентировки. «Сознание заполнено субъективными образами, и нити, связывающие нас с окружающим, как бы обрываются... происходит поворот всей психической установки с реальных объектов на собственные переживания... меняется соотношение психизмов, утрачивается их слитность... нет оглушения, обедняющего переживания и снижающего критику и самоотчет... Сознание нарушено во всех направлениях, кроме полной сохранности ядра личности... Подавляются наивысшие инстанции контроля и мышления... Восприятия яркие, сочные... Метаморфопсии, изменение схемы тела, синестезии, ритмическое движение предметов... меняющаяся перспектива... пресыщение сознания иллюзиями и галлюцинациями, частью ясно проецированных наружу, идет на фоне затрудне-
' С. П. Рончевский погиб на фронте ВОВ. Его работы, по большей части неопубликованные, хранятся в библиотеке Военно-медицинской академии (С.-Петербург).
315 ния в производстве сложных интеллектуальных действий (счет)... Трудно формулировать мысли... легкая эйфория, пассивная созерцательность, внимание только на переживаниях, отсутствие активности, направленной вовне, галлюцинации чувственно ярки, помнятся много лет, повторяются в сновидениях... Увеличенные дозы ведут к онейроиду или делирию (но без двигательного возбуждения)...».
Достаточно полно — и динамика наркотического эффекта, и развитие наркоманической зависимости — в настоящее время изучены наиболее распространенные формы злоупотребления психоделическими средствами: гашишизм [Дурандина А. И., 1965, 1975; Пятницкая И. Н., 1970, 1975; Колесников А. А., 1978, 1982; Коломеец А. А., 1981, 1987; Мадиева М. С., 1989], злоупотребление циклодолом [Иванов В. И., 1980], бензином [Узлов Н. В., 1987], ЛНДВ [Москвичев В. Г., 1989— 2002], кетамином [Найденова Н. Г., 1999—2002].
Гашиш
«Гашиш» — термин, принятый в европейской литературе; в странах Америки чаще употребляется для обозначения этого же наркотика слово «марихуана» (от португ. mariguango, ср. «иван-да-марья»)1. «Гашиш» (от араб, трава); hashishan — «тра-воеды», жеватели гашиша. С участниками крестовых походов боролись мусульмане. Особой жестокостью отличалась секта исмаилитов, руководимая «Старцем Горы» Ас-Сабахом. Ис-маилиты перед походом принимали гашиш. С тех пор в языках народов, участников крестовых походов, остался термин «ассасины» — для обозначения особо коварных и жестоких убийц. Гашиш имеет долгую историю как средство священное. Так, столетиями он был предметом культа в Индии. Употреблять его имели право только представители высшей касты, брахманы, и только в священных целях. Считалось, что гашиш просветляет, облагораживает, возвышает душу, приближает к богу. Религиозные отправления требовали предварительного приема гашиша. И сейчас в некоторых культурах мы можем видеть использование гашиша со священными целями. Секта растаманов (Ямайка) ждет мессию и возвращения в свою землю обетованную, Африку. Их верования требуют определенных ритуалов; одним из обязательных является курение гашиша, что приобщает их к высшим силам. Установка на то или иное действие гашиша может проявлять другие эффекты каннабиса. В Северной Африке гашиш курят по тем же мотивам, что мы видим у европейцев, принимающих спирт-
' Наши правоохранительные органы по неясной причине этим американским термином обозначают сушеные листья и стебли гашиша.
ное. И беседы при этом ведутся не возвышенной тематики: хвастовство, женщины, бытовые новости.
Наркотик в различных географических областях и этнических группах называется по-разному: анаша, банг, гуаза, хург рус, гунья, черес, кафур. Жаргонные обозначения — план, дурь; в англоязычных странах — pot, muggle, weed, charge, сигарета с марихуаной — reefer, курить марихуану — to go to pot. Смысл обозначения на сленге — несколько презрительное, неуважительное отношение к наркотику, состоянию, им вызываемому.
Гашиш представляет собой смолистое вещество, получаемое из пыльцы, листьев и побегов растения Cannabis Indica или Cannabis Americana — индийской или американской конопли. В отличие от общеизвестной в России конопли, из которой делают грубую ткань и масло, наркотические виды — индийская и американская — произрастают лишь в Южных климатических поясах. Меньше всего наркотического начала в сушеной траве конопли, больше в гашише — смоле, но наиболее концентрированное действующее начало, так называемое красное масло из пыльцы, содержит несколько дериватов каннабиола — ароматические альдегиды. Психомиметическим эффектом обладают тетрагидроканнабиолы (в частности, 5-6-тетрагидроканнабиол). Американская конопля содержит меньше каннабиолов, чем индийская. Так, гашиш содержит 5— 12 % тетрагидроканнабинола, марихуана — 4—8 %, марихуана с Ямайки и из Мексики — менее 1 %. Конопля в США (штат Кентукки, где выращивается конопля, как и в России, для хозяйственных нужд) — 0,2 %; красное масло из гашиша — до 30 %.
Гашишизм распространен в основном в местах, где произрастают наркотические сорта конопли. В некоторых южных государствах гашишизмом поражено до 60 % мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Как правило, это мусульманские страны, где спиртное традиционно запрещено. В этой связи интересно, что гашиш там курят по тем же мотивам, по которым в странах севера употребляют алкоголь: в компании, с тамадой, с «застольными» беседами.
Гашишизм — наиболее распространенный вид наркотической зависимости в мире (по числу пораженных лиц).
Гашиш обычно курят как в виде чистой смолы (в кальянах, наргиле, джоза, килимах), так и в смеси с табаком, жуют (банг), иногда глотают в пилюлях, заваривают, как кофе, добавляют в пищу, принимают в форме жидкого экстракта с пряностями, смешивают с беленой или дурманом. Подобные формы приема распространены в арабских и азиатских странах. В странах европейской цивилизации гашишное опьянение достигается курением в смеси с табаком, т. е. возникает смешанная гашишно-никотиновая интоксикация.
317 Определение наркотической дозы гашиша вне лаборатории невозможно даже с приблизительной точностью. Существующее определение количества наркотика в «башах»1, «косячках» относится лишь к объему порошка или смолы. При этом «баш», «косяк» — мера, различная в различное время и различных местах; сейчас мерой используется спичечный коробок. В папиросу, сигарету закладывается гашиш (предварительно измельченный) объемом от горошины до вишни, иногда папироса наполняется смолой на 2/3; редко курят чистую смолу. В настоящее время распространяется способ курения не с помощью сигарет, а через самодельный «дымарь», сделанный из пластиковой бутылки. При курении дозировка определяется числом затяжек, умением «использовать» вдыхаемый дым, емкостью легких и прочими трудноучитываемыми моментами, а поскольку курение часто бывает коллективным, установить дозу, принятую одним участником, практически невозможно.
В лабораторных экспериментах на людях установлено, что пороговой дозой действия является 50 мг тетрагидроканна-биолов на 1 кг массы тела обследуемого. Отчетливый эффект наблюдается при введении 200—150 мг/кг. Доза 300—480 мг/кг вызывает нарушение сознания, галлюцинации. Таким образом, разрыв между начальной и токсическими дозами — 6— 9-кратный. Это соотношение большее, чем у алкоголя и снотворных, и сходно с тем, что мы видим при действии опиатов.
Действие гашиша.Одно из первых описаний, красочное, хотя и не систематизированное, гашишного опьянения мы находим у Ш. Бодлера (вторая половина XIX в.). Бодлер описывает действие не марихуаны, а именно гашиша, который попал во Францию после египетского похода Наполеона. «Всякая радость, всякое благополучие принимают чрезвычайные размеры, всякая горесть, всякая забота становятся необычайно глубокими. Первоначально вами овладевает какая-то нелепая, непобедимая смешливость... невыносимая для вас самих, но противиться ей бесполезно... соотношения между идеями становятся настолько неопределенными, нити, связующие ваши понятия, делаются так неуловимы, что ваши сообщники одни только в состоянии понимать вас. Ваше безумие, ваши взрывы смеха показались бы верхом глупости всякому человеку, не находящемуся в таком же состоянии, как и вы. Благоразумие (стороннего человека. — И. П.) забавляет вас безмерно, его хладнокровие вызывает в вас самое ироническое отношение, он кажется самым глупым и самым смешным... что касается ваших товарищей, то
1«Баш» в тюркских языках означает число 5.
вы прекрасно понимаете друг друга. Вскоре вы будете объясняться друг с другом только глазами... Внешние предметы приобретают чудовищные очертания... являются в неведомых до сих пор формах... затем они теряют постепенно свои формы и, наконец, проникают в ваше существо или, вернее, вы проникаете в них. Звуки приобретают цвет, краски приобретают музыкальность. Музыкальные ноты превращаются в числа. С поразительной быстротой вы производите удивительные математические вычисления по мере того, как музыкальная пьеса развивается перед вашим слухом. Иногда музыка... сливается с предметами, находящимися перед вашими глазами... Рисунки..., даже посредственные или никуда не годные, начинают жить поразительной жизнью. Вы сидите и курите; вам кажется, что вы сидите в вашей трубке, а трубка курит вас, и вы выпускаете себя в виде синеватого дыма. При этом вы чувствуете себя прекрасно; вас занимает и беспокоит только один вопрос: что вы предпримите, чтобы выйти из трубки? Этот бред продолжается целую вечность. С большим усилием вам удается в светлый промежуток взглянуть на часы. Вечность, оказывается, длилась всего одну минуту благодаря количеству и интенсивности ощущений и представлений1. В один час можно прожить несколько жизней... Время от времени личность исчезает..., и объективность... достигает такой степени, что вы смешиваете себя с внешними предметами... вы сохраняете способность наблюдать самого себя, и завтра у вас сохранится воспоминание о некоторых ваших переживаниях»2. «Но есть субъекты, у которых этот препарат вызывает лишь бурное бешенство, неистовую веселость — вроде головокружительных танцев, прыганья, топанья, взрывов смеха. На них гашиш действует, так сказать, лишь материально... Вся их пошлая натура прорывается в этом состоянии»3.
Ш. Бодлер, не будучи психиатром, очень четко различает галлюцинации в гашишной интоксикации от галлюцинаций «в обычном значении», которые появляются «неожиданно и фатально», не имеют «никакого отношения к окружающим
' Субъективная длительность времени действительно зависит от плотности событий (чем меньше событий, психических переживаний тем время тянется медленнее). Однако в рассматриваемом случае объяснение Ш. Бодлера недостаточно. В любой наркотической интоксикации субъективное восприятие времени меняется. Не только «удлинение» (чаше при приеме психодислептиков), но и «укорочение» времени (чаще при приеме седативно действующих и стимуляторов) определяется и состоянием измененного сознания.
2Бодлер Ш. Искания рая (искусственный рай). — СПб., 1909.-С. 181-185.
3Там же, с. 187.
319 предметам, никакой связи с ними»1. В гашишном опьянении «галлюцинация развивается постепенно, вызывается почти произвольно и достигает законченности только работой воображения. Притом она всегда мотивирована. Музыкальный звук будет говорить, произносить очень отчетливые вещи, но самый звук все-таки существует в действительности... глаз человека, принявшего гашиш, увидит странные вещи, но прежде чем они сделались странными и чудовищными, он видел эти вещи простыми и естественными».
Последствия интоксикации гашишем Ш. Бодлер описывает следующим образом: «... Вы робко ступаете ослабевшими ногами, вы боитесь разбиться, как хрупкий предмет. Страшная слабость охватывает ваш дух. Вы неспособны к труду и к проявлению Вашей воли. Это — вполне заслуженное наказание за беззаконную расточительность, с какою вы произвели такую огромную растрату нервного вещества. Вы развеяли на все четыре стороны вашу личность — сколько вам предстоит теперь усилий, чтобы собрать и сосредоточить ее!»2.
Уже профессионально, с учетом меняющегося действия гашиша, описывает опьянение С. С. Корсаков (со слов экспериментировавшего на себе психолога Л. Н. Ланге). «Первое ощущение, которое я испытал, было легкое и приятное одурение, сопровождаемое слабым головокружением. Органические ощущения здоровья и приятной теплоты сразу возросли. Делать большие движения было очень приятно, но направлять их к какой-нибудь определенной цели становилось уже трудно. Всякое действие требовало сознательного усилия, направленного напротив овладевшего мною легкого сна. Активная мысль не отсутствовала, но я не мог сосчитать своего пульса. Сосредоточивать свое внимание было совершенно невозможно: напряжение или сразу же превращалось в движение, или вовсе не удавалось. Напротив, пассивная восприимчивость ясно возрастала; краски окружающих предметов стали для меня ярче, их очертания — резче, воздушная перспектива как бы исчезла. Вместе с тем не стесняемые сознательною волею чувства и волнения впечатления совершенно произвольно ассоциировались со случайными внешними представлениями, не имеющими с ними никакой реальной связи. Например, приятное чувство физической истомы и теплоты странным образом присоединялось к различным зрительным представлениям, и потому внешние предметы и их очертания казались мне как-то особенно приятными... При еще увеличившейся слабости воли аффекты стали являться совершенно произвольно и
1Бодлер Ш. Искания рая (искусственный рай). — СПб., 1909.— С. 187.
2Òàì æå, ñ. 36.
как бы играя. Без всякой причины хотелось смеяться. По времени я уже начинал впадать в бессознательное состояние. За эти моменты счет времени так ослабевал, что при возвращении сознания мне казалось иногда, будто прошло минут десять, между тем как промежутки бывали не более 5 с.
Постепенно усиливаясь, субъективные ощущения начали преобладать над объективными. Образы и воспоминания, хотя и могли быть вызваны только большим трудом, но раз вызванные, получали необыкновенную яркость. При закрытых глазах эти образы заставляли забывать о реальном мире. Вскоре они получили почти исключительно вид разнообразных геометрических фигур и по своему блеску и цветам напоминали те фигуры, что мы видим, когда давим на глаза. Наконец, эти образы стали так реальны, были видны и при открытых глазах, нельзя было сказать, что я не видел их реально с яркостью галлюцинаций. Эти зрительные галлюцинации не имели ничего подобного в следующих периодах сна. Кажется, что они то застыли, то периодически летели с ужасной быстротой, то исчезали, оставляя сознание темноты. Воля над мыслями исчезла окончательно. Начинался «вихрь идей»... Сразу и без всякого основания на меня напал безотчетный страх. Я потерял всякую способность относиться к эксперименту по-прежнему. Он начинал казаться мне страшным. Внезапная мысль о смерти, о вечном безумии, об отраве явилась мне. У меня выступил такой сильный пот, что я ощущал его рукой через сукно. Голова горела и болела. Руки стали холодны. Сердце билось так сильно, что я его слышал; дыхание спиралось и становилось почти невозможным... Я чувствовал себя очень дурно и был положительно уверен в печальном исходе опыта; и, несмотря на мысль о смерти, у меня явилось самое ничтожное тщеславие; я бредил и напрягал все усилия, сказать в бреду что-нибудь умное и замечательное; я думал, что умираю, —и меня мучило желание умереть красиво... Постепенно все мои мысли, все посторонние чувства исчезали, оставалась одна непрерывная боль, которую я не мог точно локализировать. Я чувствовал, что нахожусь в каком-то темном и бесконечном пространстве, наполненном моими же представлениями или, вернее, — моими страданиями. Эти образы быстро скакали один за другим, и каждый ударял мне в сердце. По спине пробегали огненные струйки; желудок схватывали судороги. По временам я приходил в себя, и мне казалось, что я возвращался из какого-то страшного странствования по загробной жизни; раз это сознание было особенно сильно; мне буквально показалось, что я воскрес, и радость реальной жизни охватила меня с такой силой, что я заплакал от счастья. Но эти моменты продолжались недолго. Ночь безумия опять охватила меня, и я опять переносился в темный, бесконечный, холодный и неопределенный мир. Обессиленный