Тема 16. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Биотические проблемы применения инновационных методов, используемых в медицине
Теоретические вопросы к семинарскому занятию.
1. Моральные ценности и нравственные идеалы.
2. Основополагающие универсальные этические принципы и нормы.
3. Высшие моральные ценности, как формы проявления и дополнения биоэтических принципов.
4. Принципы биомедицинской этики:
а). уважения автономии личности
б). «не навреди!»
в). «делай добро!»
г). справедливости
5. Правила биомедицинской этики:
а). информированного согласия
б). правдивости
в). неприкосновенности частной жизни
г). конфиденциальности
6. Социальный аспект биоэтики. Инновационные методы и биоэтические проблемы их применения.
Ключевые понятия: общечеловеческие ценности, добро, зло, страдание, сострадание, милосердие, свобода, моральная ответственность, инновационные методы ; принципы биомедицинской этики: уважение автономии личности, не навреди, делай добро, справедливости, уважения человеческого достоинства, целостности и уязвимости личности; правила биомедицинской этики: информированного согласия, правдивости, неприкосновенности частной жизни, конфиденциальности.
Темы докладов:
1. Добро и зло в медицине.
2. Сострадание и милосердие как нравственные ценности врачевания.
3. Свобода и моральная ответственность врача.
4. Принцип уважения автономии личности и права пациента.
5. Современные теории справедливости.
Темы рефератов:
1. Моральные проблемы распределения медицинских ресурсов в различных системах здравоохранения.
2. Специфика информированного согласия неавтономных личностей.
3. Этико-правовые аспекты отказа пациента от медицинской помощи.
4. Правило правдивости и проблема плацебо.
5. «Святая ложь»: исторический и этический анализ.
6. Проблема границы врачебной тайны.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как могут и должны проявлять себя в деятельности медицинского работника -на теоретическом и практическом уровнях – высшие моральные ценности?
2. Как регулируют высшие моральные ценности нормы поведения врача и исследователя?
3. Всегда ли высшие моральные ценности выступают основой «стратегии и тактики», их профессионального выбора?
4. Какие две этические проблемы необходимо решить врачу, чтобы соблюдать нормы поведения?
5.Русский мыслитель Н. Бердяев писал: «Проблема этики не может быть даже поставлена, если не признавать, что возникло различение между добром и злом и возникновению этого различения предшествует состояние бытия «по ту сторону добра и зла»… Добро и зло коррелятивны, и в известном смысле можно сказать, что добро возникло лишь тогда, когда возникло зло, и падает с падением зла. Это и есть основной парадокс этики…». Согласны ли вы с позицией мыслителя?
6. Может ли зло существовать без добра? А добро без зла? Существует ли Абсолютное добро? Возможна ли его реализация в конкретных поступках, ситуациях, моральных нормах и принципах?
7. В чем специфика проявления добра и зла в медицине?
8. Как проявляется свобода и ответственность в деятельности врача?
9. Назовите условия, которые позволяют осуществлять человеку автономные действия.
10. Какие лица не могут совершать автономный выбор в отношении своей жизни и здоровья?Какими моральными принципами должен руководствоваться 11. Какими причинами может быть вызван вред, наносимый врачом пациенту?
12. Может ли врач отказаться от оказания медицинской помощи? Существуют 13.О чем должен информировать врач пациента? Может ли пациент отказаться от информации о состоянии здоровья и медицинского вмешательства? Как в этом случае должен поступить врач?
14. В чем суть правила правдивости? В каких случаях его выполнение вызывает трудности?
15. Что является предметом врачебной тайны? В каких случаях допускается ее разглашение?
16. Приведите примеры нарушений принципов и правил биомедицинской этики? Чем на Ваш взгляд обусловлены эти нарушения?
Тесты:
1. Найдите правильный ответ. Нравственными основаниями врачевания являются общечеловеческие моральные ценности, принципы и нормы. К высшим моральным ценностям, которые задают предельно общие ориентиры медицинской профессии можно отнести:
1).добро
2).сострадание
3).милосердие
4).свободу
5).долг
6).совесть
7).справедливость
8).верны все.
2. Центральными категориями этического знания, критериями разграничения нравственного и безнравственного в любой деятельности человека, в том числе в медицине. являются:
1). добро
2). зло
3). счастье
4). мораль.
3. Укажите четыре основополагающих принципа биомедицинской этики:
1).уважение автономии личности
2).не навреди
3).делай добро
4).справедливость
5).правдивость
6).конфиденциальность.
4. Найдите соответствие.
1. принцип уважения человеческого достоинства
2. принцип целостности
3. принцип уязвимости
а). предполагающий признание самоценности каждой личности, в том числе людей, которые в силу своего физического или психического состояния не обладают возможностью выразить свою волю
б). акцентирующий внимание на физической и психической тождественности личности самой себе и запрещающий манипуляцию или разрушение этого тождества
в). характеризующий хрупкость и конечность каждой жизни, а также требующий особой защиты и внимания по отношению к отдельным группам населения (бедным, малограмотным, детям, инвалидам).
Обязательная литература:
1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Москва: ГЭОТАР - Медиа , 2015.-400 с.
2. Биоэтика: учебное пособие / В.В. Сергеев [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 240 с.
Дополнительная литература:
1.Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.
2. Юдин Б. Этическое измерение современной науки // Отечественные записки. 2002. N 7.
3. Дернер К. Хороший врач. М., 2006.
4. Кара-МурзаС."Общество знания" подавление этики // Социально-гуманитарные знания. 2009. N1.
5. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека
6. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ФЗ 323 от 21 ноября 2011 года.
7. Конституция РФ.
8 "Конвенция о правах человека и биомедицине".
Тема 17. Моральные права пациентов и нравственная ответственность медиков, учёных-специалистов. Этика, этикет, право, обычаи и мораль в современной медицине. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов
Теоретические вопросы к семинарскому занятию.
1.Основные формы регулирования медицинской деятельности - мораль и право. Личность в ситуации нравственного выбора. Моральные нормы и правила. Проблема соотношения цели и средств человеческой деятельности. Проблема свободы воли, совести, выбора, творчества. Потребности и способности, ценности и оценки. Поступок, поведение, конфликт, преступление.
2. Роль права в формировании личности. “Естественные права” (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой). Парадигмы права и правосудия (карательное и охранительное право).
3. Основные права пациентов. Права и обязанности врачей. “Конституция Российской Федерации” (1993г.), “Гражданский Кодекс Российской Федерации” (1996г.), «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ФЗ № 323.
4. Модели взаимоотношения врача и пациента. Традиционная патерналистская модель врачевания и антипатернализм. Новые модели взаимоотношений врача и пациента: модель технического типа, модель сакрального типа, модель коллегиального типа, модель контрактного типа (по Р.Витчу).
Ключевые понятия: этикет, свобода, право, обычай, поступок, поведение, конфликт, карательное право, охранительное право, медицинское право, нормативные акты, врачебные ошибки, информированность, компетентность, правоспособность, автономия пациента, врачебная тайна, патернализм, антипатернализм.
Темы докладов:
1. Роль «Нюрнбергского кодекса» (1947) в процессе выработки нормативно-правовых актов в области биомедицины.
2. Структура ФЗ № 323 « Об Основах охраны здоровья граждан РФ» и его основные положения.
3. Антипатернализм и его аргументы.
4. Врачебные ошибки - «добросовестное заблуждение» или преступление?
5. Доктор у постели больного: врач или биотехнолог?
6. К.Ясперс о преступной государственности как феномене XX века.
7. Границы противоположности нравственного поступка и уголовного преступления
8.Обычаи и мораль в современной медицине
Темы рефератов:
1. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.
2. Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997).
3. Информированное согласие: от процедуры к доктрине.
4. Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.
5. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.
6. Биомедицинская этика и медицинское право: проблемы взаимоотношения.
7. Четыре (патерналистская, информационная, совещательная, интепретационная) модели взаимоотношения врача и пациента по Е.Эсмануэль и Л. Эсмануэль (США).
8. Диалектика “естественного”: ”естественная мораль” (Библейский Декалог) и естественные права” (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой).
Вопросы для самоконтроля:
1. Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.
2. Раскройте смысл понятия: «информированное согласие». В каких правовых документах и этических кодексах используется это понятие?
3. В чем заключается логическая некорректность термина «святая ложь»?
4. Назовите основные этапы, которые проходит лекарственный препарат от его создания до клинического применения.
5. Каковы функции этического комитета?
6. Раскройте применительно к рандомизированным клиническим испытаниям лекарств смысл таких понятий, как: «независимая оценка результатов исследования», «двойное плацебо-контролируемое исследование», «возможный риск», «альтернативное лечение».
7. В каких случаях врач может нарушить врачебную тайну?
8. С какого возраста наступает дееспособность гражданина РФ в области здравоохранения?
9. Каковы причины современного антипатерналистского движения?
10.Каковы три основные стандарта определения компетентности пациента?
11.В чем различие процедурного и морального содержания правила информированного согласия?
12.Раскройте структуру правила информированного согласия:
а). что такое компетентный пациент?
б). при каких условиях можно признать согласие больного - информированным?
в). каковы факторы, определяющие добровольность согласия?
13. Как на ваш взгляд решаются проблемы связанные с материальной ответственностью врача за физические и нравственные страдания пациента?
14. Какие организационные мероприятия по предупреждению врачебных ошибок можно применить?
Тесты:
1. Пациент имеет право на:
1). допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав
2). допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации
3). верно все.
2. Кем был внесен определенный вклад в развитие взглядов Гиппократа на Природу и содержание нравственной ответственности медиков :
1). Парацельс. «Теория врача - это опыт» учил Парацельс
2). Платон. Искусство врачевания, нравственная ответственность врачей в утопических представлениях Платона об «идеальном государстве» должны были выражаться в заботе о гражданах полноценных как в отношении тела, так и души, а кто не таков... тем врачи предоставляли вымирать или же сами их умерщвляли.
3). Гиппократ. Дал характеристику нравственно-психологического облика врача.
3. Гиппократ дал характеристику нравственно-психологического облика врача. Укажите правильный ответ.
1). «пусть врач будет по своему праву человеком прекрасным и добрым и как таковой, значительным человеколюбивым..
2). пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но к суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию...
3). он должен быть справедливым при всех обстоятельствах»
4). верно все.
4.Этикет - это форма поведения, означающая
1).признание значения особых правил поведения для профессионала
2).обычай
3).внешнее соблюдение приличий
4).способность человека к социальной адаптации.
5.Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента
1).одна из лучших моделей
2).устарела и требует незамедлительной замены
3).долго сохранится в практике врачевания
4).уйдет в историю в ближайшее время.
6.Патерналистская модель- это
1).современная модель взаимоотношения врача и пациента
2).используется с глубокой древности до настоящего времени
3).сложилась в XIX столетии
4).модель давно ушла в историю.
7. Рекомендуемая модель взаимоотношений врача и пациента
1).патерналистская
2).коллегиальная (информированного согласия)
3).инженерная
4).контрактная.
8. Понятие “право” включает все перечисленные смыслы, кроме того, что это:
1). элемент системы государственной власти
2). форма принуждения и наказания человека человеком
3). явление социальной солидарности и связности человека с человеком
4).“духовно воспитанная воля”
5). совокупность законов государства, относящихся к какой-либо форме деятельности (например, медицинское право)
6). наука законоведения
7). индивидуальная воля карать и наказывать людей.
9. Этикет - это форма поведения, означающая:
1). признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях
2). обычай
3). особая условная вежливость
4). наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов
5). способность человека к социальной адаптации
6). признание значения социальной субординации.
10. Дисциплина, изучающая моральные, правовые, социальные, экологические, биологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, производстве, регистрации, сбыте и использовании ЛП, а также при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг, это :
1). фармацевтическая помощь
2). фармацевтическая биоэтика
3). фармацевтическая деонтология
4). медицинская биоэтика
5). биоэтика.
Обязательная литература.
1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Москва: ГЭОТАР - Медиа , 2015.-400 с.
2. Биоэтика: учебное пособие / В.В. Сергеев [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 240 с.
Дополнительная литература:
1. Силуянова И. В. Биоэтика России: ценности и законы. М., 2001, с. 10 – 15, 155 –161, 174 – 192.
2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М., 1998, с. 76- 94, 159 – 196, 358 – 378.
3. Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., 1997, с. 207 – 223.
4. Стеценко С. Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М., 2002.
5. В. И. Шамшурин, В. Э. Танковский. Врач и пациент: социально-правовые взаимоотношения. Нормативные документы. Вопросы и ответы. М., 1999.
6. Биоэтика: реальность жизни. Человек и его образ в современной медицине и философской антропологии. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 47 –51.
7. Православие и проблемы биоэтики. Под общ. ред. проф. И. В. Силуяновой. М., 2001, с. 74 –106.
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ГлаваXII. Биоэтика./ Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000, № 8, с. 73-83.
9. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
/Вопросы философии, №3, 1994.
10. Эсмануэль Е., Эсмануэль Л. Четыре модели взаимоотношений врача и больного./ ЖАМА, октябрь, 1992.
11.Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сб. материалов конференции. М., 1994
12.Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму./ Вопросы философии, №3, 1994.
13.Карсон Р. Становление диалога между доктором и пациентом./Вестник МГУ.Серия 7, философия. №5, 1998.
Тексты НД для обсуждения:
1. Конституция Российской Федерации ( 1993г.)
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации ( 26.01.96г., 14-ФЗ)
3. Об основах охраны здоровья граждан РФ ( 21.11.2011г., № 323)
4. Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" .
5. Закон РФ «Об обращении лекарственных средств» (№ 61-ФЗ)
6. Приказ МЗ РФ «О порядке принятия решения о проведении клинических исследований лекарственных средств» № 103 (24.03.2000г.)
7. Отраслевой стандарт ОСТ-42-511-99, «Правила проведения качественных клинических испытаний».