Методика использования средств ЛФК в для лиц пожилого и старческого возраста.
Раздел 2.Изучение основ ЛФК и массажа.
Тема 2.13 Особенности реабилитации в зрелом и пожилом возрасте.
1.Особенности применения ЛФК в зрелом и пожилом возрасте.
2.Значение физических упражнений и массажа в профилактике заболеваний.
3.Оформление медицинской документации.
Клинико-физиологическое обоснование применения немедикаментозных средств в для лиц пожилого и старческого возраста.
Современная биологическая наука старение рассматривает как нормальный физиологический процесс. Многочисленные признаки старения неспецифичны, они лишь указывают на постепенно наступающее разрушение внутриклеточных регуляторных систем, что приводит к снижению уровня приспособительных (адаптационных) возможностей организма. В настоящее время биологической и медицинской наукой установлено, что при старении снижается способность поддерживать в организме постоянство внутренней среды — гомеостаз. Понятие «старение» и «старость» неоднозначны. Старение — это предусмотренный программой индивидуального развития постепенный процесс повреждения и гибели клеток, приводящий к нарушению функций организма и его гибели. Старость не процесс, а состояние организма, подвергшегося старению, заключительный период жизни. Долголетие есть результат физиологической старости. Различают старость физиологическую, не осложненную каким-либо патологическим процессом (болезнями), это этапы развития и угасания всех функций организма. Патологическая старость — это состояние организма, отягощенное каким-либо заболеванием. Механизм старения организма сложный. Ученые пришли к выводу, что в процессе старения начальную и ведущую роль играет ЦНС.
Клинические признаки старения:
— на лице появляются морщины;
— снижается эластичность кожи, она становится сухой;
— мышечная масса уменьшается, больше становится жировых отложений в области живота, бедер;
— в костях наступают структурные изменения;
— суставные поверхности изнашиваются, стираются;
— связки становятся менее эластичными, что затрудняет движения, возникают боли;
— кости становятся хрупкими, часто ломаются и трудно срастаются;
— в мозгу, печени, почках, железах внутренней секреции наблюдается частичная атрофия или замещение железистой соединительной тканью, органы уменьшаются в размерах.
Организм старого человека больше подвержен влиянию воздействий окружающей среды, остро реагирует на изменения погоды, атмосферного давления, влажности воздуха. У стариков страдает не только физическое состояние, но и изменяется психика. Дыхание у пожилых людей становится поверхностным, развивается эмфизема легких, снижается жизненная емкость легких. У пожилых снижаются также секреторная функция пищеварительного аппарата и перистальтика, атрофируются пищеварительные железы, возникают запоры. Одним из важных признаков стареющего организма является снижение половой потенции, памяти, особенно на текущие события, отмечается повышенная утомляемость при умственной работе, изменяется почерк, при письме пропускаются буквы. Характерны забывчивость, рассеянность. Снижается зрение, развиваются дальнозоркость, помутнение хрусталика (катаракта), повышается внутриглазное давление (глаукома), снижается слух. С возрастом падает работоспособность, движения у стариков медленные, быстро наступает физическое и умственное утомление. Общим для стареющего организма является возникновение функциональных нарушений и органических изменений в ЦНС.
Методика использования средств ЛФК в для лиц пожилого и старческого возраста.
При проведении занятий лечебной физкультуры с группами пожилых людей необходимо соблюдать общие дидактические принципы:
— сознательности и активности;
— постепенности и последовательности;
— систематичности;
— доступности;
— наглядности;
— динамичности.
—
Принцип сознательности и активности. Все занимающиеся должны ясно представлять себе цели и задачи тренировочного процесса в целом и конкретного занятия, понимать, почему преподаватель избрал именно такие средства и методы тренировки, должны сознательно относиться к занятиям, активно заниматься самостоятельно и по заданию.
Принцип постепенности и последовательности. Смысл его состоит в том, что путь к тренировочным нагрузкам должен быть постепенным, без резких перепадов в уровне нагрузки и без ее искусственного форсирования.
Принцип систематичности. Заключается в равномерности и непрерывности тренировочного процесса, повторности тренировочных воздействий, чередовании нагрузок и отдыха.
Принцип динамичности. Состоит в необходимости регулярного обновления применяемых комплексов с общей тенденцией к росту нагрузок.
Принцип доступности. Обусловливает посильную адекватную меру применяемых нагрузок, что особенно важно для лиц пожилого возраста. При превышении посильной меры физических нагрузок возникает угроза для здоровья занимающихся и физические упражнения вместо оздоровительного эффекта могут принести вред. Однако доступность означает не отсутствие трудностей, а лишь посильную их меру, т.е. для преодоления данных препятствий (трудностей) необходима определенная мобилизация физических и моральных сил занимающихся.
Принцип наглядности. Состоит в том, что техника выполнения каждого упражнения должна восприниматься как можно большим количеством органов чувств самих занимающихся; конкретно — это выполнение упражнений перед зеркалом, вербальная и тактильная коррекция техники движений со стороны преподавателя, взаимный контроль друг за другом при выполнении упражнений.
В самом начале цикла занятий следует провести вступительную беседу, в которой слушателям разъясняются цели и задачи занятий, допустимые величины нагрузок, требования к проведению занятий, дисциплине среди занимающихся, одежде и обуви для занятий. Во вступительной беседе также необходимо показать и обучить приемам самоконтроля (подсчет частоты пульса, контроль дыхания и самочувствия), ответить на все имеющиеся вопросы. Существенно важным является применение инструктором ЛФК методических приемов, которые могут нивелировать негативные настроения или действия занимающихся при проведении занятий. К данным факторам следует отнести чувство неловкости, скованность при воспроизведении упражнений, недостатки в строении тела, боязнь больших физических нагрузок. Создание положительного эмоционального фона во время занятий достигается тактичным, внимательным отношением инструктора ЛФК к занимающимся, использованием метода индивидуального подхода.
Далее происходит ознакомление занимающихся с комплексом путем разучивания общеразвивающих упражнений. Необходимо отметить, какие мышцы участвуют в каждом движении и какова общая направленность каждого упражнения.
Затем надо показать занимающимся последовательность выполнения упражнений на тренажерах и со свободными отягощениями, сопровождая показ демонстрацией техники исполнения упражнений и объясняя их воздействие.
Через 2-3 занятия проводится тестирование с целью выявления максимальных силовых показателей. На основании этого определяется количество повторений для каждого занимающегося.
Частота смены комплексов зависит от нескольких факторов:
— координационная сложность комплекса; более простой в техническом отношении комплекс быстрее осваивается, поэтому его надо чаще менять для сохранения интереса со стороны занимающихся;
— степень освоения комплекса; этот показатель зависит от индивидуальных возможностей занимающихся и от посещаемости занятий;
— повышение интенсивности занятия; если происходит стабилизация ЧСС на уровне ниже оптимального, то следует переходить к другому, более интенсивному комплексу.
— Решение о замене комплекса новым принимает инструктор ЛФК, основываясь на субъективной оценке степени освоения комплекса, величины физической нагрузки и эмоциональной реакции занимающихся, а также на уровне техники выполнения упражнений, однако люди пожилого возраста дольше осваивают технику движений и медленнее адаптируются к физическим нагрузкам, что указывает на нежелательность частой смены комплексов. Оптимальная частота смены комплекса составляет один раз в три месяца.